Председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф верит в правосудие США, о чем он известил журналистов на брифинге в Службе центральных коммуникаций. Заодно сообщил о запрещенных книгах религиозного содержания, рассказал, нужны ли Казахстану еще мечети, и поделился размером своей зарплаты.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Напомним, казахстанских студентов Азамата Тажаякова и Диаса Кадырбаева, которые были знакомыми одного из братьев Царнаевых по университету Массачусетса, обвиняют в том, что они избавились от некоторых вещей, принадлежавших Джохару Царнаеву, после того как стало известно о подозрениях в совершении им теракта в Бостоне.
- По отношению наших граждан, которые задержаны в США, мы хотели сказать, что недавно были там, — заявил глава агентства. — Делегация сената парламента посетила Вашингтон и Нью-Йорк, проводила «круглые столы», мы тогда получили информацию от нашего посольства.
- Мы верим в правосудие США, будем следить, чтобы результаты этого процесса были справедливыми, — добавил он несколько двусмысленно.
Примерять на правосудие США мерки справедливости по-казахстански смешно, так что совершенно не понятно, что именно имеет в виду Лама Шариф под справедливостью: американская Фемида считает справедливым следование букве и духу закона, а согласно и тому и другому наши студенты должны сесть.
Изворотливые сайентологи
После американского скандала Лама Шариф перешел к внутриказахстанским. Оказывается, ликвидированные в ходе перерегистрации религиозные объединения продолжают осуществлять свою деятельность в стране.
- На данное время завершается юридический процесс ликвидации религиозных объединений, не прошедших процедуру перерегистрации. Сейчас по 436 искам вступили в законную силу 430 актов, по остальным искам работа завершится в ближайшее время, — сообщил глава агентства. — В связи с этим департаменты по делам религий в областях совместно с другими государственными органами наряду с разъяснительной работой проводят конкретные практические мероприятия по исполнению судебных решений. Для этого на местах работают ликвидационные комиссии.
Вот интересно, каков состав этих ликвидационных комиссий и какими полномочиями они обладают? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку на каких-нибудь безответных кришнаитов достаточно спустить с цепи какую-нибудь особо крикливую тетку с коммунистическо-атеистическим прошлым — и никакой зондер-команды больше не потребуется. А вот если на адресе бородачи засели? Каким зарином «ликвидационные комиссии» их оттуда выкуривать собираются без силовой поддержки?
Кстати, наши власти наступили-таки на те грабли, о которых их предупреждали правозащитники в ходе подготовки ликвидации религиозных объединений: те нетрадиционные объединения, которые особой угрозы из себя не представляют и силой в свои ряды никого не затягивают, тихо и мирно разбрелись по отдельным собственным квартирам — веровать в одиночестве. Зато те, кто к вере всегда относился как к товару, принялись выстраивать хитроумные комбинации по получению официального одобрения. И сам Лама Шариф признает, что небезуспешно.
Так, в Алматы новая организация сайентологов «Дорога к счастью» зарегистрировалась в качестве общественного объединения. Ранее объединениям «Церковь сайентологии города Алматы» и «Церковь сайентологии «Медеу» было отказано в перерегистрации на том основании, что сайентология не была признана религией и, соответственно, указанные юридические лица не могли пройти перерегистрацию в качестве религиозных объединений.
- При этом все используемые сайентологические практики остались прежними, — уверен глава Агентства по религиозным делам. — Поскольку эти практики носят характер психотренингов, мы полагаем, что они должны проводиться в соответствии с законодательством. Я сомневаюсь, что у них есть соответствующие разрешения и лицензии.
Сомнения — это, конечно, хорошо, но их, как говорится, к делу не пришьешь: из рассказов про изворотливых сайентологов Ламы Шарифа абсолютно не следовало, что агентство немедленно нашлет на них специалистов в области психологии и докажет неправомерность деятельности «Дороги к счастью». Главное — создать вид бурной деятельности: вот, скажем, «Свидетели Иеговы» записаны в «злостные нарушители», и на них регулярно налагаются административные штрафы.
- Нормативно закреплен порядок помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного значения. На сегодняшний день по республике акиматами определены 212 книжных магазинов, — перешел к следующему пункту деятельности Лама Шариф. — В то же время выявляются факты распространения религиозной литературы вне установленных мест, в том числе на улицах и в подъездах. Эта работа будет продолжена, и мы будем жестко контролировать исполнение закона.
Попутно глава агентства похвастался успехами в деле религиоведческой экспертизы — за два года сотрудники агентства проштудировали около 4,5 тысячи книг:
- За период деятельности агентством проведена экспертиза по 4344 книгам и иным информационным материалам, по 148 было вынесено отрицательное заключение. В настоящее время религиоведческая экспертиза проводится по 1923 книгам. Нам не важно, какому богу человек верен, нам важно, чтобы в этой литературе не было нарушения прав человека, нарушения основных законов, Конституции, разрушения семьи, превосходства одной религии над другой…
При этих словах отчего-то вспомнился казахстанский чиновник, который на вопрос, что будет с Библией, контрабандно ввезенной в Казахстан, недолго думая ляпнул: «Уничтожим».
- Кроме того, в первом квартале этого года по запросу госорганов проведена экспертиза содержания 30 интернет-ресурсов, из них 17 сайтов, содержащих материалы противоправного характера, направлены для принятия решения в органы прокуратуры, — сообщил глава агентства.
Хватит уже мечетей!
Далее Лама Шариф перешел к излюбленной в последнее время теме президента Назарбаева — строительству мечетей бизнесменами.
- Сейчас в Казахстане действует 3244 культовых сооружения, большую часть из которых составляют мечети, их количество — 2320. И мы полагаем, что количество культовых зданий отвечает потребностям верующих, количество мечетей достаточное, — заявил Лама Шариф.
Казахстан в Центральной Азии, не учитывая Таджикистана, занимает первое место по количеству мечетей, обогнав по этому показателю 26-миллионный Узбекистан, заметил глава агентства, «поэтому решение о строительстве культовых сооружений будет приниматься взвешенно».
И напоследок глава агентства обнародовал свои доходы и собственность.
- Пользуясь случаем, сообщаю, что месячная зарплата председателя Агентства по делам религий в соответствии с моим 20-летним стажем государственной службы составляет 607 319 тысяч тенге. Из указанного размера заработной платы 10%, или 60 732 тенге, высчитывается в виде обязательных пенсионных взносов, а также удерживается индивидуальный подоходный налог в сумме 52 793 тенге, — сказал он. — Таким образом, месячная заработная плата после удержаний составляет 493 794 тенге, она перечисляется на мою платежную карточку. Также у меня есть пенсионный счет в «Народном банке», там лежит 5 миллионов тенге.
Оригинал статьи: