В среду состоялось заседание Совета безопасности Казахстана под председательством самого Нурсултана Назарбаева. Согласно официальному пресс-релизу Акорды, на нем были «рассмотрены вопросы реализации концепции внешней политики Казахстана в условиях меняющейся геополитической ситуации в мире и регионе», а также «обсуждены новые вызовы и риски национальной безопасности».
К великому нашему сожалению, больше никаких подробностей пресс-служба не сообщила. Разве что утешила казахстанцев тем, что «по итогам заседания Совета безопасности соответствующим органам дан ряд конкретных поручений», контроль за исполнением которых возложен на секретариат Совбеза. Очень жаль, ведь если ситуация вокруг нашей страны становится настолько сложной и напряженной, что Акорде приходится быть очень краткой, то гражданам лучше знать, что им угрожает.
Сравнение не в пользу Кремля
Впрочем, кое-что можно понять по другим пресс-релизам администрации главы государства. Например, официальное сообщение от 12 сентября т.г. на сайте Акорды о встрече елбасы с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Душанбе на полях заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества состоит всего из шести строчек. А сообщение о такой же встрече с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином уже из шестнадцати.
При этом пресс-релизы совершенно разные и по тональности. Поскольку они небольшие по размеру, процитируем их оба, чтобы наши читатели могли их сравнить. Первый — о встрече Назарбаева и Путина:
«В ходе встречи были обсуждены вопросы двустороннего взаимодействия в торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной сферах, а также актуальные проблемы международной повестки дня. Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин рассмотрели сотрудничество двух стран в рамках международных и региональных организаций, в том числе Евразийского экономического союза. Кроме того, главы государств затронули ход реализации договоренностей, достигнутых во время встречи лидеров стран Таможенного союза, Украины и представителей Европейского союза 26 августа в Минске».
Согласитесь, суше и короче уже невозможно написать об очередной встрече президентов двух соседних государств, которые к тому же входят в состав и ЕАЭС, и ОДКБ плюс подписали между собой договоры о вечной дружбе, военно-стратегическом партнерстве и тому подобное.
А вот как пресс-служба Акорды поведала казахстанцам о встрече Назарбаева и Си Цзиньпина:
«В ходе переговоров лидеры двух стран рассмотрели ключевые направления торгово-экономического, инвестиционного, топливно-энергетического, транзитно-транспортного и культурно-гуманитарного сотрудничества. Также Нурсултан Назарбаев и Си Цзиньпин обсудили ряд вопросов, касающихся взаимодействия двух стран в рамках международных и региональных организаций. Кроме того, стороны обменялись мнениями относительно актуальных вопросов международной повестки дня.
Президент Казахстана высоко оценил уровень сотрудничества между двумя государствами.
- Наши страны активно сотрудничают в топливно-энергетической сфере. Сегодня 20% казахстанской нефти добывается китайскими компаниями. Также успешно работает газопровод Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай, — сказал Нурсултан Назарбаев.
В свою очередь, Председатель КНР отметил положительную динамику в казахстанско-китайских отношениях.
- В мае этого года Вы совершили успешный государственный визит в Китай и приняли участие в саммите СВМДА. Наши с Вами договоренности в рамках международных и региональных организаций активно реализуются. Надеюсь, что успешное взаимодействие будет продолжено. Мы готовы приложить все усилия для продолжения нашего сотрудничества на благо народов двух стран, — сказал Председатель КНР.
Нурсултан Назарбаев поздравил Председателя КНР с наступающей 65-летней годовщиной образования Китайской Народной Республики и пожелал успехов и процветания китайскому народу».
В общем, если судить по официальным пресс-релизам администрации президента, взаимоотношения между Казахстаном и Китаем намного теплее и доверительнее, чем между Казахстаном и Россией. Так что нет никаких сомнений в том, что на заседании Совета безопасности страны в среду в числе прочих тем обсуждались итоги саммита ШОС в Душанбе и российско-казахстанские отношения в свете украинского кризиса и нарастающего давления на Москву со стороны Вашингтона и Брюсселя.
Карабалин взял удар на себя
Еще одной проблемой, которая наверняка обсуждалась на заседании Совбеза, является дефицит моторного топлива в стране. Днем ранее, во вторник, первый заместитель министра энергетики РК Узакбай Карабалин, выступая перед журналистами по итогам заседания правительства, сообщил: «Предложение по повышению стоимости дизтоплива и бензина правительством не поддержано. То есть сегодня эта цена, которую мы имеем, сохраняется». (Подробнее о брифинге Карабалина читайте на стр.16 — ред.)
Поскольку в понедельник премьер был на приеме у президента и Назарбаев обратил внимание Карима Масимова на то, что «при любой ситуации не должно ухудшиться социальное положение населения», нет никаких сомнений в том, что окончательное решение по вопросу о «замораживании» цен на ГСМ принял именно елбасы. Карабалин же его только озвучил, взяв весь удар на себя.
Причины, по которым «лидер нации» это сделал, лежат на поверхности — народ сегодня хотя и возмущается, однако поодиночке и не слишком активно, поскольку кому-то удается заправиться на талоны или за деньги, кто-то обходится или экономит. Если же правительство поднимет предельные розничные цены на моторное топливо, то пострадавшими станут все без исключения, и тогда протесты могут стать массовыми, а после жанаозенской трагедии 16 декабря 2011 года Акорда предпочитает не рисковать.
К тому же резкое повышение розничных цен на ГСМ, а без него быстро и кардинально решить проблему дефицита за счет увеличения завоза из России и Китая невозможно в принципе, станет новым драйвером роста инфляции. И тогда официальные прогнозы этого показателя в 6—8% будут превышены не меньше чем в полтора-два раза. Это также может спровоцировать массовое недовольство казахстанцев, уже пострадавших от февральской девальвации тенге и ускорившегося роста цен и тарифов.
Подобная осторожность Акорды и лично «лидера нации» свидетельствует о том, что в стране начинается очередной экономический кризис, который к тому же может быть усилен кризисом внешнеполитическим — во взаимоотношениях с Россией и внутриполитическим — из-за роста протестных настроений по неполитическим мотивам. Поэтому власти предпочитают перестраховаться как только можно, лишь бы не взорвалось.
В качестве еще одного подтверждения можем процитировать официальное сообщение Акорды о приеме главой государства главы правительства 15 августа. Вот что сказал Назарбаев Масимову, если верить пресс-службе президента:
«На мировых рынках наблюдается снижение цен на наше основное сырье — нефть и газ. Имеет место падение металлургической промышленности, добычи нефти и экспорта некоторых видов продукции, а также снижение торговли с ближайшими соседями. Все это связано с влиянием мировых экономических процессов. Тем не менее мы должны завершить нынешний год на должном уровне, не допустив снижения экономических показателей. Следует составить бюджет следующего года таким образом, чтобы мы могли обеспечить все необходимые потребности Казахстана»;
«Все выплаты государства по пенсиям, заработным платам, пособиям должны оставаться на определенном нами уровне. Это непростая задача, но она должна быть решена»;
«Все сценарии должны подтверждаться расчетами и четкими планами — что и при каких условиях нам следует делать. Мы пережили кризис 2007—2009 годов, реализовав эффективный антикризисный план. Этот опыт надо учесть, так же как и мировую практику. Все введенные нами объекты в рамках индустриально-инновационной программы должны быть загружены на полную мощность, малый и средний бизнес должен чувствовать свою ответственность за наполнение бюджета и рабочие места».
Что касается собственно проблемы дефицита моторного топлива, то она в Казахстане теперь станет «долгоиграющей». Однако отказ правительства задействовать рыночные методы ее решения даст Акорде определенную отсрочку, нужную в том числе для подготовки госаппарата, в первую очередь правоохранительных и других силовых структур, к действиям в условиях чрезвычайного положения. А то, что таковая ведется, неофициально сообщают многие источники.
Посмешить ЮНЕСКО
Что касается других событий этой недели, мы выделили три, два из которых взаимосвязаны и касаются кадровых решений елбасы, а третье относится к категории курьеза. Начнем с веселого.
На брифинге в СЦК 12 сентября министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы сообщил о том, что его ведомство добивается включения Ассамблеи народа Казахстана в список культурного наследия ЮНЕСКО. И это тот еще прикол.
Мало того что АНК как институт не пользуется никаким уважением, она еще и обладает некими отличительными свойствами, которые могут привести ЮНЕСКО в большое смущение. Например, с одной стороны, она общественная организация, с другой же — тесно связана с государством и даже обладает уникальным правом делегировать своих членов в депутаты парламента вне обычной системы прямых и пропорциональных выборов. Ну и, наконец, АНК возглавляется Назарбаевым, который к тому же является ее пожизненным главой.
Все это делает Ассамблею народа Казахстана настолько уникальным явлением, что мы с большим удовольствием будем отслеживать, как министр Мухамедиулы и его подчиненные станут реализовывать свою инициативу. Нет сомнений, что Национальная комиссия Казахстана по делам ЮНЕСКО поддержит идею, а вот на международном уровне, боимся, начнутся проблемы — зарубежные эксперты от смеха не смогут работать.
Ментовские войны
Ну и теперь про два кадровых решения елбасы, которыми мы завершаем наш обзор. Оба они касаются мало публичной, но достаточно важной позиции в Акорде — заведующего отделом правоохранительной системы администрации президента РК.
Алик Шпекбаев, занимавший ее ранее, в августе был назначен заместителем председателя Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции. После достаточно длительной паузы его в эту среду заместил Ерлик Кененбаев.
Судя по биографии экс-министра внутренних дел РК, это его второй приход в администрацию главы государства — в 2007—2008 годах он уже работал заведующим этого же отдела, который тогда назывался отделом по вопросам правоохранительной и судебной систем. Поскольку у Кененбаева не было особых трений с Калмуханбетом Касымовым, которые прорывались бы за пределы центрального аппарата, можно считать, что последнему теперь будет полегче, чем тогда, когда его курировал Алик Шпекбаев.
С другой стороны, Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции под руководством известного «ястреба» Кайрата Кожамжарова и при заместителе — профессиональном «менте» Алике Шпекбаеве в обязательном порядке должно заняться наведением должного порядка в Министерстве внутренних дел. Хотя бы по той простой причине, что численность сотрудников данного ведомства наибольшая в стране и сопоставима с численностью всего госаппарата плюс уровень коррумпированности полицейских зашкаливает на фоне остальных силовых структур.
Все это означает, что в скором времени в стране снова должны начаться «ментовские» войны, когда сотрудники Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции начнут ловить за руку своих «коллег» из МВД РК, чтобы, во-первых, нанести ущерб имиджу Калмуханбета Касымова, во-вторых, оправдать доверие «лидера нации», и в‑третьих, чтобы подзаработать лично.