Так отреагировали на комментарий известного казахстанского культуролога Мурата Ауэзова в Верховном Совете Республики Хакассия (РФ). В письме в редакцию портала сообщается, что председатель ВС Владимир Штыгашев не говорил ни слова о праве России на некоторые территории Казахстана.
Вчера на портале «Республика» был опубликован материал «Мурат Ауэзов: “МИД должен заявить ноту”», в котором известный культуролог дал эмоциональный комментарий казхстанскому агентству КазТАГ к заявлению председателя Верховного Совета Хакассии Владимира Штыгашева.
Тот, как сообщали СМИ, 9 апреля на заседании ВС сказал: «Даже многие историки не знают толком историю последних 70 лет. Восточно-Казахстанская область, или рудный Алтай. Рудный Алтай всегда был в составе России. У Казахстана мало было территории, приняли решение часть Ишимской области (а это Омская область) отдать. Отдали и сделали Караганду. Это в 1936 году, совсем недавно. Всего мы пять областей передали Казахстану, и после этого Казахская АССР из автономии была переименована в ССР. Эти территории передавались, как разменная монета».
В ответ на этот спич Мурат Ауэзов заявил, что внешнеполитическое ведомство Казахстана обязано подготовить ноту в адрес МИД России, потому как, по его мнению, заявление спикера Хакасского парламента, рассчитанное на пересмотр границ, есть покушение на территориальную целостность Казахстана. И «мы должны всем миром встать на защиту нашего суверенитета и нашей независимости».
Однако, как следует из письма, которое мы получили вчера же (через несколько часов после публикации на портале комментария г‑на Ауэзова) за подписью заместителя руководителя аппарата Верховного Совета Республики Хакасия Олега Николаева, размышления Владимира Штыгашева о бывшем СССР были неправильно интерпретированы.
«В том числе В.Н. Штыгашев говорил и о том, как выглядели и менялись границы союзных республик в рамках СССР. Подчеркиваю, что ни о каких правах — исторических или каких-либо других — на чью-либо территорию, в том числе Казахстан, в выступлении Председателя ВС РХ не упоминалось», — сообщил в письме Олег Николаев.
Иными словами, господин Штыгашев позволил себе вслух вспомнить исторические факты, но на фоне беспокойства казахстанцев о целостности границ своей страны после аннексии Крыма Россией, они были восприняты как угроза. Такие вот нынче неспокойные времена.