-3 C
Астана
19 декабря, 2024
Image default

За кулисами спектакля

Засе­да­ние казах­стан­ско­го пра­ви­тель­ства под пред­се­да­тель­ством «лиде­ра нации» 18 нояб­ря полу­чи­ло хоро­шую прес­су. Осо­бен­но мно­го пуб­ли­ка­ций было посвя­ще­но яко­бы шут­ке Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва о том, что заме­ны ему в стране нет, и поэто­му гос­по­да мини­стры долж­ны дер­жать­ся его как отца родного.

Одна­ко все это сию­ми­нут­ная сло­вес­ная мишу­ра, кото­рая отле­тит через пару дней, поэто­му есть смысл скон­цен­три­ро­вать­ся на содер­жа­тель­ной части это­го меро­при­я­тия. Но преж­де зада­дим­ся эле­мен­тар­ны­ми вопро­са­ми: зачем оно про­во­ди­лось, то есть с какой целью? будет ли от него толк, и если да, то какой? что в нем при­вле­ка­ет вни­ма­ние, то есть выби­ва­ет­ся из при­выч­но­го, ожи­да­е­мо­го ряда? И попро­бу­ем на них ответить.

Судя по паб­ли­си­ти, устро­ен­но­му про­власт­ной прес­сой, выше упо­мя­ну­тое засе­да­ние пра­ви­тель­ства было неким «спек­так­лем», кото­рый орга­ни­зо­ва­ли и про­ве­ли с целью, во-пер­вых, моби­ли­за­ции госу­дар­ствен­но­го аппа­ра­та на реше­ние постав­лен­ных перед ним задач, во-вто­рых, для моби­ли­за­ции стра­ны, обще­ства и биз­не­са на пре­одо­ле­ние эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са, и в‑третьих, все­ле­ния уве­рен­но­сти в казах­стан­цев, что Акор­да дер­жит руку на пуль­се и име­ет реаль­ные пла­ны улуч­ше­ния эко­но­ми­че­ской ситуации.

Конеч­но, давать оцен­ку тому, насколь­ко эти цели были достиг­ну­ты, преж­де­вре­мен­но, но как зри­те­ли мы можем выска­зать свое мне­ние. Так вот, «спек­такль» полу­чил­ся зре­лищ­ным, толь­ко тол­ку от него не будет ника­ко­го, посколь­ку моби­ли­за­ция гос­ап­па­ра­та в нынеш­них усло­ви­ях заве­до­мо про­валь­ное заня­тие: запу­ги­вать чинов­ни­ков ответ­ствен­но­стью и нака­за­ни­я­ми бес­по­лез­но, они и так дав­но загна­ны в угол жиз­нен­ны­ми обстоятельствами.

Вооду­ше­вить же их как соци­аль­ную груп­пу Акор­да даже не пыта­ет­ся по той про­стой при­чине, что у нее нет ни поло­жи­тель­ных идей, кон­со­ли­ди­ру­ю­щих и зову­щих на тру­до­вые подви­ги, ни тех поли­ти­че­ских талан­тов, кото­ры­ми отли­ча­ют­ся их рос­сий­ские кол­ле­ги из Крем­ля. Те доста­точ­но гра­мот­но и эффек­тив­но разыг­ры­ва­ют внут­ри стра­ны укра­ин­скую, анти­за­пад­ную, сирий­скую и про­чие «кар­ты» и с их помо­щью про­во­дят ту самую моби­ли­за­цию гос­ап­па­ра­та и, частич­но, обще­ства и бизнеса.

Что каса­ет­ся моби­ли­за­ции стра­ны, обще­ства и биз­не­са на пре­одо­ле­ние теку­ще­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са, то гово­рить об этом тоже не при­хо­дит­ся. После заяв­ле­ний Назар­ба­е­ва о том, что бога­тые люди и круп­ные кор­по­ра­ции обя­за­ны при­нять уча­стие в при­ва­ти­за­ции гос­соб­ствен­но­сти и таким спо­со­бом отбла­го­да­рить вла­сти за то, что им поз­во­ли­ли стать тако­вы­ми, плюс его обе­ща­ние с ними пооб­щать­ся лич­но, «заля­гут» на дно все без исключения.

Опыт под­ска­зы­ва­ет, что если елба­сы такое пообе­щал пуб­лич­но, то луч­ше дождать­ся, когда он свое обе­ща­ние выпол­нит и вызо­вет на ковер, а уже там выво­ра­чи­вать­ся в меру сво­их сил и спо­соб­но­стей. Если же под­дать­ся сей­час на про­во­ка­цию, то при­дет­ся сна­ча­ла выпол­нить то, на что риск­нул, а потом и то, что еще наве­ша­ют допол­ни­тель­но, объ­яс­няя при этом, что, дескать, стране надо.

Ну а граж­дан моби­ли­зо­вать, Акор­да даже не пыта­лась, пони­мая пол­ную бес­по­лез­ность таких уси­лий. Судя по послед­ним при­ня­тым пар­ла­мен­том рес­пуб­ли­ки зако­нам, вла­сти взя­ли твер­дый курс на постро­е­ние управ­ля­е­мо­го свер­ху граж­дан­ско­го обще­ства — АНК, еди­ная проф­со­юз­ная орга­ни­за­ция, две круп­ные рели­ги­оз­ные общи­ны, систе­ма обще­ствен­ных сове­тов, куда будут заго­нять­ся все НПО и акти­ви­сты, как силой, так и день­га­ми через еди­но­го госу­дар­ствен­но­го опе­ра­то­ра по сбо­ру, пере­рас­пре­де­ле­нию и выда­че гран­тов и финан­си­ро­ва­ния. И когда это «стро­и­тель­ство» будет закон­че­но, мы полу­чим «обще­ство», силь­но напо­ми­на­ю­щее по сво­им каче­ствам совет­ское, но толь­ко под дру­гим идео­ло­ги­че­ским соусом. Но это к слову.

Под­во­дим ито­ги — полу­ча­ет­ся, что раз госу­дар­ствен­ный аппа­рат, обще­ство и биз­нес не будут вдох­нов­ле­ны послед­ним засе­да­ни­ем пра­ви­тель­ства под руко­вод­ством «лиде­ра нации» на новые свер­ше­ния и подви­ги, то ни пер­вая упо­мя­ну­тая нами цель, ни вто­рая достиг­ну­ты не будут. Вопрос, пони­ма­ют ли это Назар­ба­ев и его окру­же­ние, мы остав­ля­ем без отве­та по той про­стой при­чине, что елба­сы и его «пре­зи­дент­ская рать» не могут себе поз­во­лить быть сла­бы­ми, при­зна­вать соб­ствен­ные ошиб­ки и искать под­держ­ки со сто­ро­ны. Тако­ва жест­кая логи­ка любой авто­ри­тар­ной вла­сти, осо­бен­но когда она нахо­дит­ся на послед­ней ста­дии сво­е­го суще­ство­ва­ния — то есть «загни­ва­ет». Имен­но поэто­му нынеш­ние вре­ме­на так напо­ми­на­ют вре­ме­на позд­не­го Брежнева.

Что каса­ет­ся тре­тьей цели, все­ле­ния уве­рен­но­сти в казах­стан­цев в то, что Акор­да дер­жит руку на пуль­се и име­ет реаль­ные пла­ны улуч­ше­ния эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции, то тут одно­знач­ный ответ дать труд­но. С одной сто­ро­ны, пол­ное доми­ни­ро­ва­ние про­власт­ной прес­сы и раз­гул госу­дар­ствен­ной про­па­ган­ды в усло­ви­ях зна­чи­мо­го сокра­ще­ния любой актив­но­сти, поли­ти­че­ской, соци­аль­ной, дело­вой в стране, дол­жен давать какой-то резуль­тат. С дру­гой — у нас вла­сти не вери­ли нико­гда, ни вче­ра, ни сего­дня. Поэто­му и здесь эффект от оче­ред­но­го меро­при­я­тия Акор­ды с уча­сти­ем «лиде­ра нации» будет ско­рее все­го нуле­вым. Никто же не побе­жит сда­вать дол­ла­ры в обмен­ни­ки толь­ко пото­му, что новый пред­се­да­тель Наци­о­наль­но­го бан­ка РК на засе­да­нии пра­ви­тель­ства заявил, что все основ­ные рис­ки для кур­са наци­о­наль­ной валю­ты сра­бо­та­ли, и теперь обмен­ный курс послед­ней будет ста­биль­ным, а регу­ля­тор сде­ла­ет все, что­бы око­ро­тить спе­ку­лян­тов, зара­ба­ты­ва­ю­щих на кур­со­вых скачках.

Отве­тив на пер­вый вопрос, пере­хо­дим ко вто­ро­му. Если три глав­ные цели засе­да­ния пра­ви­тель­ства РК в сре­ду 18 октяб­ря достиг­ну­ты не были, то тол­ку от него нет ника­ко­го. Не будем же мы верить сло­вам Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва, что «лидер нации» све­рял с чле­на­ми сво­е­го пра­ви­тель­ства часы? Пото­му что, если это так, то грош цена вождю, кото­ро­му, что­бы понять, чем эко­но­ми­ка «боле­ет» и как ее «лечить», нуж­но про­во­дить подоб­ные мероприятия.

И в завер­ше­ние это­го мате­ри­а­ла отве­тим на тре­тий вопрос: что при­вле­ка­ет вни­ма­ние, то есть выби­ва­ет­ся из при­выч­но­го, ожи­да­е­мо­го ряда?

Во-пер­вых, то, что Назар­ба­ев, спра­ши­вая с мини­стров и даже гро­зя им паль­чи­ком, обхо­дит гла­ву пра­ви­тель­ства. Хотя, напом­ним, Карим Маси­мов зани­ма­ет пост пре­мьер-мини­стра рес­пуб­ли­ки с 2007 года пере­ры­вом на два года, когда он воз­глав­лял адми­ни­стра­цию пре­зи­ден­та) и глав­ный спрос дол­жен быть с него.

Одна­ко «лидер нации» поче­му-то поз­во­ля­ет гла­ве пра­ви­тель­ства отси­жи­вать­ся в око­пе, что для него совер­шен­но неха­рак­тер­но. Все это еще раз выде­ля­ет Кари­ма Кажим­ка­но­ви­ча сре­ди всех осталь­ных при­бли­жен­ных елба­сы и застав­ля­ет пред­по­ло­жить, что имен­но он выбран Назар­ба­е­вым в пре­ем­ни­ки. Дру­гое дело, что он навер­ня­ка ста­нет тако­вым толь­ко тогда, когда его нынеш­не­го шефа не ста­нет, но это, так ска­зать, уже дело поли­ти­че­ской техники.

Есть прав­да и дру­гое объ­яс­не­ние экс­клю­зив­но­сти поло­же­ния Кари­ма Маси­мо­ва в Акор­де. Для это­го нуж­но вспом­нить, что он быв­ший сотруд­ник спе­ци­аль­ных служб СССР, кото­рый учил­ся в Москве, а потом рабо­тал в Китае по основ­но­му про­фи­лю. Плюс под­дер­жи­ва­ет хоро­шие отно­ше­ния как с рос­сий­ски­ми руко­во­ди­те­ля­ми Вла­ди­ми­ром Пути­ным и Дмит­ри­ем Мед­ве­де­вым, так и с китай­ским руко­вод­ством, к кото­ро­му часто лета­ет на встре­чи неофи­ци­аль­но, при­чем со все­ми может гово­рить на их род­ном языке.

Тогда полу­ча­ет­ся, что Назар­ба­ев обе­ре­га­ет сво­е­го пре­мьер-мини­стра не пото­му, что тот для него как сын род­ной и выбран им в пре­ем­ни­ки, а пото­му, что так хотят два клю­че­вых внеш­них парт­не­ра Казах­ста­на — Рос­сия и Китай. В этом слу­чае Карим Маси­мов это некто вро­де смот­ри­те­ля «древ­но­стей», кото­рый обес­пе­чи­ва­ет ста­би­ли­за­цию кур­са Акор­ды меж­ду Кита­ем и Рос­си­ей, и что­бы рес­пуб­ли­ку не зано­си­ло силь­но в сто­ро­ну США и ЕС.

Во-вто­рых, засе­да­нию казах­стан­ско­го пра­ви­тель­ства 18 нояб­ря пред­ше­ство­ва­ли при­ем гла­вой госу­дар­ства сво­е­го заме­сти­те­ля по поли­ти­че­ской пар­тии «Нур Отан» Аска­ра Мыр­за­хме­то­ва, пред­се­да­те­ля прав­ле­ния наци­о­наль­ной ком­па­нии «Аста­на ЭКСПО — 2017» Ахмет­жа­на Еси­мо­ва и ново­го гла­вы Наци­о­наль­но­го бан­ка РК Дани­я­ра Акишева.

Похо­же, Нур­сул­тан Назар­ба­ев искренне пытал­ся разо­брать­ся, что про­ис­хо­дит в рес­пуб­ли­ке, что­бы затем хоро­шо сыг­рать свою роль «лиде­ра нации». Увы, у него это не полу­чи­лось. Уж слиш­ком кон­тра­сти­ру­ет опти­ми­сти­че­ские заяв­ле­ния, заве­ре­ния и настро­е­ния, пуб­лич­но гене­ри­ру­е­мые Акор­дой, с кри­ти­че­ским поло­же­ни­ем дел в стране. Но самое глав­ное, нет вооду­шев­ле­ния и энту­зи­аз­ма ни в госу­дар­ствен­ном аппа­ра­те, ни в обще­стве, ни в бизнесе.

На этом фоне ста­но­вят­ся еще более замет­ны­ми аре­сты граж­дан­ских акти­ви­стов и пре­сле­до­ва­ния СМИ, кото­рые еще могут себе поз­во­лить что-то ска­зать, посколь­ку они сви­де­тель­ству­ют о сла­бо­сти вла­стей, кото­рые боят­ся все­го, что хоть немно­го шевелится.

Все это в ито­ге соби­ра­ет­ся в кар­тин­ку, кото­рая пока­зы­ва­ет: вме­сте с назар­ба­ев­ской моде­лью эко­но­ми­ки, кото­рую мож­но назвать госу­дар­ствен­но-моно­по­ли­сти­че­ским капи­та­лиз­мом в его самой раз­ви­той, послед­ней сту­пе­ни, когда сли­я­ние вер­хуш­ки гос­ап­па­ра­та и вер­хуш­ки капи­та­ла ста­ло про­сто непри­лич­ным, в кри­зис всту­па­ет и назар­ба­ев­ская поли­ти­че­ская систе­ма. Та самая, кото­рую быв­ший “соло­вей пре­зи­ден­та” Ерму­ха­мет Ерты­с­ба­ев в свое вре­мя мет­ко назвал «супер­пре­зи­дент­ской».

Соот­вет­ствен­но ответ на вопрос, как будет этот кри­зис пре­одо­ле­вать казах­стан­ская эли­та, корен­ной. То есть пой­дем ли мы даль­ше — от авто­ри­та­риз­ма к дик­та­ту­ре? Или все-таки дви­нем­ся к вер­ху­шеч­ной демо­кра­тии? Пото­му что в пер­вом слу­чае нам све­тит Север­ная Корея со все­ми ее при­чин­да­ла­ми, вклю­чая гос­под­ство одной семьи. Во вто­ром слу­чае есть шанс, что посте­пен­но мы дорас­тем до нор­маль­ной поли­ти­че­ской систе­мы. Если, конеч­но, до это­го не свер­нем на путь ислам­ской рес­пуб­ли­ки во гла­ве с духов­ным лиде­ром вме­сто «лиде­ра нации».

Что же каса­ет­ся содер­жа­тель­ной части засе­да­ния пра­ви­тель­ства рес­пуб­ли­ки в сре­ду 18 нояб­ря, точ­нее о том, какую поли­ти­ку соби­ра­ет­ся и будет вынуж­де­но про­во­дить Акор­да в обла­сти эко­но­ми­ки в бли­жай­шие годы, мы пого­во­рим в сле­ду­ю­щем нашем материале.

архивные статьи по теме

Что происходит вокруг Сейтказы Матаева

Editor

«Грязная игра». Новые заявления Айсултана Назарбаева и реакция властей

Editor

«Казахи посылают месседж Китаю — не заходите слишком далеко»

Editor