За кулисами визита в Казахстан баронессы Скотланд
В этом же пресс-релизе упоминалось обсуждение неких «актуальных вопросов двустороннего сотрудничества в области противодействия транснациональной организованной преступности, экстремизму и терроризму, отмыванию доходов, добытых преступным путем, обеспечения международной безопасности». Формулировка настолько туманная, насколько же и угрожающая.
А на следующий день с баронессой встретился уже Карим Масимов. О встрече с главой казахстанского правительства нас также проинформировала бдительная пресс-служба. Правда, в этом тексте определение Патриции «как видной деятельницы» исчезло. Видимо, премьеру не было нужды набивать себе цену. В пресс-релизе просто говорилось о некоем взаимодействии в правовой сфере и отмечалась важность углубления казахстанско-британского стратегического партнерства.
Тайный визит
Признаемся сразу, любое упоминание об углубленном сотрудничестве представителей казахстанской прокуратуры и правительства с иностранными правоохранительными органами вызывает у нас обостренное чувство тревоги. Тем более когда речь идет о сотрудничестве с очередным «видным политическим и государственным деятелем» с весьма специфической должностью Генерального секретаря организации под названием Commonwealth of Nations.
Под этим громким названием «скрываются» остатки Британской империи. Те страны, которые в свое время покинули ее, приобрели самостоятельный статус, но решили использовать некоторые преимущества старых связей с метрополией. В общем и целом эта организация чем-то напоминает по формату СНГ с поправкой на историю и характер самой метрополии, но, в общем, это такая же декоративная организация.
Чем же могла заинтересовать казахстанских чиновников Генеральный секретарь такой организации?Может, премьер засобирался в Британскую империю?
Мы решили проверить серьезность этого интереса и сделали это самым простым образом: сверили карты, обратившись к сайту самого Содружества. Ведь не может же эта организация просто умолчать о таком «историческом» событии, как визит в Казахстан. Но, как выяснилось, может. На сайте Commonwealth of Nationsнет ни слова об этом визите. Строго говоря, там вообще нет новостей о Казахстане, только справка о стране и ее богатствах.
С этого момента в этой истории для нас прозвучали нотки детектива, и мы, естественно, начали «копать» дальше, пытаясь выяснить интерес казахов к баронессе и наоборот.
История Патриции Скотланд
Прежде всего, давайте разберемся в том, кто приезжал в Астану.
Понятно, что термин баронесса всегда ставится впереди, хотя он и является в даном случае пожалованным. Так иногда называют еще Элтона Джона или Пола Маккартни — им тоже британская королева подарила дворянские титулы. До революции в Российской империи такие титулы получали вместе с дипломм Университета и исчезали они после смерти носителя. В этом их разница с настоящим дворянством. В этом смысле биография Патриции Скотланд — обратный пример того, как работает лестница в небо в современной Британии.
Скотланд родилась на Доминике — маленьком острове в Карибском море, обнаруженном Колумбом и названном так в честь Воскресенья — дня, когда мореплаватель и увидел его. Сейчас это микроскопическое государство, входящее в Британское содружество. Но семья девочки (она была десятым ребенком) переместилась в Британию, где Патриция сумела получить хорошее образование и стала профессиональным юристом.
Затем последовала череда государственных назначений в прокуратуре, где карьера Патриции складывалась самым удачным образом, она даже стала Генеральным прокурором Англии и Уэльса (причем, заметим, была в этой должности именно тогда, когда Казахстан начал преследование Мухтара Аблязова в Великобритании).
Но карьера генпокурорши внезапно прервалась (в мае 2010 года) после мутного скандала, связанного с незаконным наймом служанки — нелегальной мигрантки, и попытками это отрицать (няня впоследствии утверждала, что ее хозяйка не задавала ей вопросов о документах, осознавая, что их нет).
После чего и последовало назначение Патриции на пост главы Содружества.
Согласитесь, что эта история чем-то неуловимо напоминает историю с незабвенным Пал Палычем Бородиным, назначенным главой «союзного государства» России и Белоруссии с целью замять его участие в делах с фирмой Мабетекс (сыгравшей, к слову, ключевую роль в финансировании строительства Астаны). В любом случае назначение Скотланд выглядит скорее как «вежливая отставка» из политики и переход на имиджевую работу.
Таким образом, за казахстанским фасадом истории появилась ее британская часть. Но, как показали дальнейшие «раскопки», это был еще отнюдь не конец. Куда более интересную должность баронессы Скотланд нам удалось обнаружить на сайте фирмы… Arcanum.
Точнее сказать, это сайт корпорации RJI Capital Group, но, как мы уже писали, Arcanum — дочерняя структура этого заведения, управляемого Роном Вахидом (Ron Wahid) — любителем женщин, личных портных и частных самолетов. О нем «Республика» уже писала — много и довольно подробно (читайте “Опричники СуперХана, или Кто работает на Акорду”).
Напомним, что именно эта структура является боевой лошадкой в «конюшне» Акорды. Люди из этой компании специализируются на вскрытии почты, наружной слежке и прочих операциях, выходящих иногда, мягко говоря, за границы правового поля.
Но что связало баронессу и плейбоя Рона Вахида? Только ли бизнес? Вот, например, компания спешит поздравить баронессу с победой на выборах на позицию Генсека Содружества Наций (Commonwealth of Nations).
Оказывается, в напряженной схватке Патриция Скотланд одержала победу над Сэром Рональдом Сандерсом, представителем Антигуа и Барбуды — еще одного карликового островного государства на Карибах. Сандерс считался безусловным фаворитом в этой предвыборной гонке, но накануне выборов в британской прессе были обнародованы порочащие господина Сандерса факты о том, что этот сэр не гнушался взятками от правительства Антигуа. А сведения об этих ужасных фактах стали известны, как вы уже, наверное, смогли догадаться, благодаря работе частных сыщиков, пожелавших остаться неизвестными.
На этом фоне поздравление от Arcanum — частной сыскной конторы, выглядит, конечно, как эпизод из комедии «про шпионов». Но у Arcanum были серьезные основания для празднования победы. Как следует из опубликованного пресс-релиза, the Baroness of Asthal QC (полное звание баронессы) Патриция Скотланд является советницей достопочтенного Рона Вахида.
Рон Вахид — глава корпорации RJI Capital Group, любитель женщин, личных портных и частных самолетов
Более того, в тексте поздравления приводится цитата Вахида. «Баронесса Скотланд — моя подруга и коллега, — даже не пытается сдержать теплых чувств Вахид, — я был очень, очень рад, что она получила признание». Интересно, что имел в виду глава частно-разведывательной компании, когда назвал баронессу коллегой?!
Но мы не будем гадать на эту тему, а попробуем все-таки сформулировать сухой остаток этой истории, тщательно скрываемой за развесистой клюквой текстов официальных релизов.
Краткая версия событий
Итак, сотрудница британской прокуратуры (в ранге генерального прокурора Англии и Уэлльса) Патриция Скотланд уходит в отставку (в мае 2010 года) после обвинения в незаконной деятельности.
Затем (надеемся, что это было именно тогда, а не раньше) она становится советницей главы одного из крупнейших частных сыскных агентств — Arcanum.
У агентства Arcanum есть крупный контракт с правительством Казахстана на розыск и поимку политических противников Акорды — в частности оппозицинного политика Мухтара Аблязова и его соратников.
Патриция Скотланд становится главой международной организации со статусом государственной структуры.
Спустя два месяца после своего назначения она наносит визит в Акорду, в ходе которого встречается с прокурором и премьер-министром Казахстана — людьми, которые, как хорошо известно, курируют всю операцию по устранению политических оппонентов президента Нурсултана Назарбаева.
Все это происходит в тот самый момент, когда перспективы выдачи Мухтара Аблязова в Россию или Украину, несмотря на первые победы, выглядят блекло. Зато шанс выдачи его в Британию выглядит почти автоматической процедурой. Но при одном условии — возбуждении в этой стране настоящего уголовного дела против политика, потому что рассматривать такую просьбу на основании нынешнего дела о «неуважении к суду» никто всерьез, конечно, не станет. Однако для решения этой задачи необходимо мощное лобби. И вот здесь на исторической авансцене появляется баронесса Скотланд. Занавес.
И есть в этой истории еще одно весьма примечательное обстоятельство. Граница между государством и влиятельной частью общества весьма размыта не только в Казахстане, но и в Британии. Более того, если в Казахстане все понятно, кому можно, а кому нельзя, то в Британии все работает по принципу, если нельзя, но очень хочется, то… В общем, вы поняли, что мы имеем в виду, уважаемые читатели!
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА