Проблема лидерства в политике восходит к одному из глобальных вопросов философии – роли личности в истории. Проецируя эту тему на нашу действительность, можно задаться вопросом о роли личности в нашей оппозиции. Именно проблема лидерства в деле противостояния режиму Назарбаева, на мой взгляд, сегодня является одной из важнейших.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Понятно, что на первом месте проблема недовольства этим режимом со стороны общества. Это основа. Однако второй по важности в наших условиях является именно проблема лидерства. Для ментальности нашего населения, коллективистского по своей психологии без лидера не просто нельзя, но и опасно.
Лидер — импульс и в то же время барьер
Лидер в наших условиях — это не только тот, кто способен объединить, воодушевить, и направить, но и что особо важно — удержать. От безответственных решений, от непродуманных действий, предотвратить угрозу стихийности масс. Так что лидер, с одной стороны, — это импульс, способный увлечь людей, а с другой — барьер, не дающий им превратиться в толпу.
Есть расхожая сентенция: «Лидер не тот, кто ведет, а тот за кем идут». В этом смысле даже Назарбаев никакой не лидер нации. Он начальник нации, сам себя назначил и ведет туда, куда хочет. Нации просто деваться некуда — идет, куда ведут. Лидер начинается с того момента, когда в отсутствие принуждающих факторов, скажем, таких как добровольно-принудительное голосование на выборах, тотальное идеологическое зомбирование, люди все равно идут и выбирают его, потому что считают его лидером. В нашей ситуации выключи адмресурс, пусти на ТВ альтернативное мнение — и от лидера нации останется обычный начальник с портфелем.
Иная ситуация с лидерством в оппозиции. Здесь у тех, кто устал от наших «начальников» во власти, возникает внутренняя потребность в лидере, способном предложить альтернативное мнение и главное — программу действий по изменению ситуации. В принципе такие люди в оппозиции есть, но являются ли они лидерами? И если являются, то означает ли это, что они лидеры только тех, кто сегодня, следуя их призывам, выходит на митинги протеста?
Но в этом случае мы вынуждены будем признать, что они лидеры той дежурной тысячи человек, которые из раза в раз собираются под их знаменами. Тут явно какое-то несоответствие: несогласных в стране с политикой властей из тех же социологических опросов от 15 до 30 процентов, а протестовать выходят сотые доли процента.
Есть два варианта объяснений этому феномену. Первый — люди инертны и трусоваты, а точнее не созрели до нужного уровня гражданственности. Второй — те, кто приглашает на митинги, не их лидеры. Не будем гадать какой из этих вариантов более правильный, скорее всего, работают оба. Но нас здесь интересует второй.
«А чего они хотят?»
Зададимся вопросом, как случается, что люди добровольно и порой самоотверженно идут за каким-то лидером, готовые рисковать здоровьем и жизнью? Что нужно для этого?
Во-первых, нужно, чтобы желания людей совпали с тем, что провозглашает лидер. Во-вторых, люди должны верить тому, кого они возносят на алтарь лидерства. И, в‑третьих, люди должны видеть, что этот человек а) знает, чего он хочет (видит и внятно артикулирует цель), б) знает, как этого достичь (предлагает адекватные пути достижения цели) и в) не боится делать это сам (предпринимает конкретные шаги по достижению поставленной цели).
Если просканировать наших оппозиционных лидеров с точки зрения этой триединой формулы лидерства окажется, что в оппозиции нет лидеров.
Уточним, что в плане совпадения политических и идеологических ориентаций больших проблем нет. Этот критерий на соответствие убеждений неким стандартам трудно проверить. Здесь политикам достаточно провозгласить идеи, которые уже овладели массами, и они попадают в разряд своих.
Однако главные препятствия на пути к лидерству в другом — это низкий уровень доверия к лидерам и отсутствие внятных лозунгов, отвечающих на простой обывательский вопрос: «а чего они хотят»? Спросите людей, и подавляющее большинство вам не скажет, а чего собственно предлагает оппозиция. Это притом, что на самом деле оппозиция предлагает много чего действительно нужного и ценного. Но никто толком не скажет вам главное, что такого хочет оппозиция сделать, что принципиально отличается от того, что делает власть.
Все те умные программы, которые есть у оппозиции, — это не то. Их, во-первых, никто не читает, а, во-вторых, в том виде, в каком они существуют — это материал, интересный только разве что политологам. Нужны четкие, абсолютно понятные вещи. Не для политологов,не для продвинутых экспертов, а ДЛЯ ЛЮДЕЙ.
Либо конкретно-личностно, как в свое время у Жириновского: «Каждому мужику по бабе, каждой бабе — по мужику». Либо как у раннего Кажегельдина: «Казахстан без Назарбаева». Либо как сегодня у Навального в России: «Единая Россия» — это партия воров и коррупционеров». Всего один лозунг и всем предельно ясно, чего добивается человек. Ну-ка, кто из наших лидеров оппозиции имеет что-то подобное, внятно артикулирующее его политическую позицию? Никто!
В худшем случае полная идеологическая размытость платформы, в лучшем — традиционное обилие правильных сентенций, в котором тонет смысл сказанного. Чтобы понять чего именно добивается тот или иной лидер, нужно уметь читать между строк. Отсутствие конкретики, ходьба вокруг да около, намеки воспринимаются людьми как проявление неуверенности и даже трусости.
Но если политик боится называть вещи своими именами, если он призывает бороться с режимом, но при этом избегает произносить вслух имя Назарбаева, то какой он, на хрен, лидер?! Кто за таким пойдет? Кто такому поверит?
С чего начинается лидерство
Лидерство начинается с твердой, честной и принципиальной позиции, высказываемой открыто, без экивоков, недомолвок и прогибов в спине. Первый шаг к лидерству — люди должны убедиться, что этот человек НЕ БОИТСЯ открыто выражать свою позицию. Понятно, что сказать правду в лицо опасно, можно и неприятности поиметь вплоть до тюремного срока, но нужно выбирать: либо рисковать и на что-то реально претендовать, либо без особого риска оставаться в вечных аутсайдерах.
Следующий шаг — люди должны верить, что тот, за кем они идут, пойдет до конца, не соскочит в самый неподходящий момент, не переметнется в другой лагерь, не предаст. Любой не сожженный мост между лидером и его оппонентами во власти, любые ниточки межличностных отношений тянущиеся из властных коридоров — это мощнейший удар такому доверию. Любая попытка заигрывать с тем, кто олицетворяет этот режим, — это серьезный нравственный проигрыш в глазах соратников и последователей.
Достаточно подписать письмо начинающееся словами: «Уважаемый, Нурсултан Абишевич», чтобы потерять доверие многих сотен и тысяч людей. Начальнику прощается многое — он ставленник других. С лидера спрос особый — его люди выбрали сами и вправе (внутри себя) предъявлять свои особые требования.
А теперь посмотрим, кто в нашей оппозиции соответствует всем обозначенным требованиям. Уточним, что ниже приведенные оценки нужно рассматривать, как попытку взглянуть на нынешних оппозиционных политиков глазами протестной части общества. То есть глазами тех, лидерами которых они могли бы стать.
Абдильдин — опытнейший политик, пользующийся уважением в человеческом плане, но и обреченный в силу архаичности коммунистической идеологии и возраста на роль «свадебного генерала» оппозиции.
Абилов — очень общительный, позитивно настроенный человек, хороший менеджер, отличный оратор, не замаран коррупционным прошлым, в последнее время очень серьезно порастерял доверие, аморфная политическая платформа, нет понимания, чего он хочет от власти.
Аблязов — один из основных спонсоров и вдохновителей радикального крыла оппозиции, при всей личной включенности в процесс противостояния с режимом, при всей масштабности проводимой им работы пребывает в статусе «серого кардинала» оппозиции с традиционно низким уровнем доверия.
Атабаев — олицетворяет гражданское общество, изначально пользующийся доверием и уважением, и это уважение возрастает по мере преследований его со стороны властей. Однако отсутствует внятная политическая платформа, он хорошо знает, чего не должно быть в стране, но пока не имеет четкого видения того, что нужно делать, чтобы это изменить.
Жакиянов — принципиальный противник режима, имевший высокий рейтинг доверия и внятную позицию в отношении режима, в силу определенных обстоятельств уйдя из политики в настоящий момент, успешно предается забвению.
Кажегельдин — при всех заслугах в деле противостояния режиму Назарбаева и относительно высоким уровнем доверия в прошлом (особая страница в истории казахстанской оппозиции) сегодня воспринимается как экс-лидер оппозиции.
Косанов — опытный публичный деятель, отличный оратор, не замаран коррупционным прошлым, однако в политике не воспринимается, как абсолютно самостоятельная фигура, отчего уровень доверия к нему оставляет желать лучшего.
Козлов — предельно дистанцирован от власти, в личностном плане все больше вызывает доверие, заметно вырос в последнее время как политик, однако то, что за ним постоянно маячит фигура Аблязова, мешает ему восприниматься самостоятельной политической фигурой.
Туякбай — существует устойчивое мнение, что этот человек оказался в оппозиции неслучайно, имеет негативный шлейф прошлого, влияющий на уровень доверия. Как и у остальных оппозиционеров, есть невнятность политической ориентации и отсутствие определенности в отношении Назарбаева.
Этот краткий абрис оппозиционных политиков, претендующих на лидерство, показывает, что сегодня в казахстанской оппозиции есть люди, готовые вести людей за собой, но нет тех, за кем бы люди готовы пойти сами. Хотя бы как в Москве, где именно лидеры гражданского общества, используя интернет, вывели на улицы десятки тысяч москвичей. В Казахстане ситуация другая: есть недовольные режимом, есть даже проявления протеста, но нет лидеров, способных оформить это недовольство, эту протестность в политическую силу.
При этом есть ощущение, что подспудно общество, по крайней мере, в Алматы созрело для своей «Болотной площади». Проблема, повторяю, именно в лидерах, в тех, за кем люди могли бы пойти. Сегодня те, кто претендует на роль лидеров, до этого статуса явно не дотягивают. На них не идет даже протестно-настроенная часть общества.
Ау, лидеры, где вы? Страна ждет.
Taken from:
За кем идти?