Разговор Вадима Борейко с Ермеком Турсуновым после сенсационной пресс-конференции с ним и освобожденным из актауского СИЗО Болатом Атабаевым в Национальном пресс-клубе в Алматы.
Автор: Ермек ТУРСУНОВ
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
Иоанн, 15:13
Эта прессуха стала, без натяжек, потрясающей постановкой двух друзей-режиссеров — театрального и киношного, и на нее стоило продавать билеты. Говорю это безо всякой иронии: такого я никогда не видел. И не пойти на нее было нельзя. Кроме личностей спикеров, подкупал сам прецедент. Не родственник, не общественный защитник, не адвокат, а просто друг человека, закрытого в СИЗО, которому шьют две «тяжких» статьи, через своих знакомых и знакомых их знакомых добивается аудиенции у руководства КНБ республики, где пытается убедить, что его собрата по цеху судить нельзя, потому что «другого Атабаева у нас нет». Затем дважды ездит в Актау и уже там, пройдя цепь унижений, на матах уговаривает, наконец, Болата-ага не искать смерти, а написать заявление с просьбой применить к нему статью о деятельном раскаянии. И в результате добивается его освобождения.
Лично у меня нет оснований ставить под сомнение то, что рассказал Турсунов. Не только из-за того, что он мой товарищ. А еще и потому, что не имею фактов, опровергающих его версию событий. Возможно, я их забыл или поленился искать, не отрицаю. Знаю, многие ему не поверят. Но просто попробуйте оценить, что поставил на кон Ермек и ради чего, а также представить, как бы на его месте поступил каждый читающий эти строки.
Пересказывать содержание пресс-конференции нет смысла: имеющий глаза и компьютер — да найдет в Сети ее полную видеозапись. О беседе после прессухи мы условились заранее. Сели в кафе, я дал ему время остыть от встречи с журналистами, где он пару раз срывался на откровенную грубость и крик, и лишь потом начали разговор. Правда, сразу предупредил его, чтобы не орал на меня, если услышит неприятный вопрос.
Обиделся на вошь — и сжёг всю шубу
- Только вчера услышал мысль, что у настоящего художника его произведения сбываются в жизни. Тебе не кажется, что твой фильм «Шал» сбылся?
- Почему?
- В кино внук Шайтанбек вытащил деда с края неминучей смерти. В жизни 60-летний Атабаев точно бы умер в тюрьме со своим диабетом, а ты фактически спас своего Шала. Не думал о такой аллюзии?
- (Смотрит на меня квадратными глазами) Даже в голову не приходило.
- Конечно, аналогия не совсем уж прямая. Но все-таки ты меньшой, а он старшой.
- Когда в это дело впрягаешься, никаких аналогий не проводишь. Есть просто задача — как человека спасти. И всё. Я же его давно знаю: он противный, капризный. Но в этот раз смотрю и думаю: он, наверное, больной, чика съехала. Ну как может человек хотеть в тюрьму? А он же реально хотел. Провоцировал каэнбэшников, чтобы получить срок.
- Он же артист! Я его в этой ситуации так и вижу. Превратить свою жизнь в акт искусства, где под занавес — смерть. Настоящая, не понарошку.
- Да! И я ему сказал: ты заигрался! Что ты из себя изображаешь Шаламова, Сахарова там, Солженицына?
- А ты не поверил в искренность его выбора?
- В тот наш четырехчасовой разговор в изоляторе он убедил меня в том, что в голове написал сценарий с летальным финалом и по нему идет, а я ему мешаю этот сценарий воплотить в жизнь. Точнее — в смерть. А я ему доказывал: Болат, ты трус. Ты взял и сдался. Тебе дорог твой личный понт.
- Сдался перед чем?
- Он поступал как эгоист.
- Позволь, но он же сам хозяин своей жизни.
- Извини, человек принадлежит не только себе, но и своим близким, друзьям, окружающим. Долгу художника, наконец. Он должен исполнить в искусстве свое предназначение. И главное, я не понимал: ради чего он идет на этот шаг? Он заблуждается, он не прав. Его обманули. Он все время получал однобокую информацию. Я же читал материалы следствия.
- Не торопись, мы еще дойдем до этой темы.
- Я понимал, что это слишком высокая цена, неимоверно высокая.
- А разве бывает цена за свои убеждения и принципы слишком высокой?
- Это же жизнь! Говорю ему: ты продай ее подороже. За что-нибудь действительно стоящее. Но в той ситуации передо мной был актер. Который играет роль Джордано Бруно.
- Давай подытожим эту тему. Для тебя высшая ценность — жизнь. Атабаев же стер для себя разницу между жизнью и искусством.
- Готов положить жизнь — положи. Но ради чего-то достойного. Сделай что-нибудь. У тебя свой инструментарий — не флаги на баррикадах, а спектакли, просвещение, воздействие на мозги. А так — ты будешь 10 лет на нарах валяться беспомощный. Какая помощь от тебя тогда будет?
- Должен признать: на пресс-конференции твой пример с Ароном Атабеком, осужденным на 18, что ли, лет, о котором сейчас почти забыли, прозвучал довольно убедительно.
- Да! Я Болату так и сказал: ты посветишься какое-то время на обложках газет, а потом тебя на хер забудут. Тебе это надо? Поэтому назло всем ты должен выйти на свободу, заниматься театром, читать лекции. Вот твоя работа! Сколько у тебя осталось активной жизни? Десять лет, максимум пятнадцать. Используй их! Мне интересно не как ты упал, а как поднялся. Ты проиграл одну битву — имей смелость признать. Нельзя все время выигрывать. Но ты же войну не проиграл. Есть еще второй тайм. Он мне на это: а, гори все огнем! У казахов есть поговорка: обиделся на вошь и сжег всю шубу.
- Очень смешно.
- Я ведь не советовал ему: иди на сговор, продай совесть. Лучше давай искать выход! Тем более КНБ, прокуратура говорили нам: предлагайте выход. Это был нормальный переговорный процесс. В итоге Болат стал помогать следствию установить истину, хотя поначалу не хотел даже читать никакие материалы. Орал, швырял бумаги. А там тоже разные люди встречаются. И те, кто реально болел за дело, говорили мне: Ереке, ну как убедить его, что он не прав? Посмотрите, как он себя ведет. И мне им нечего было возразить.
- Знаешь, мне не показалось, что Атабаев проиграл даже битву. Прежде всего потому, что он совершенно не выглядел сломленным и сохранил себя как личность.
- Просто ситуация до того не дошла. А там и не таких ломали. Хорошо, не сломался бы он. Ну и помер бы через полгода. С его сахарным диабетом, давлением, со всем букетом. И что? Кому от этого польза? У нас нет столько людей такого уровня, чтобы ими разбрасываться. А он не понимает, что не только себе принадлежит, а еще своим детям, внукам. И в том числе этим долбогрёбам, которые в национализм ударились. В извращенный Ислам. Которых нужно образовывать. Это ведь всё растет. А кто будет гасить? Кто будет их образовывать? Это же высшая цель! Вспомни, как декабристы берегли Пушкина, говорили: не надо его к нам, пусть поэзией занимается. Потому что умнее были. А у нас? Атабаева — под паровоз, а сами спрыгнули.
- Положим, много кто и не спрыгнул. И не всех еще и взяли. Ладно, как говорится, умер-шмумер, лишь бы был здоров. И на свободе.
Да мне пох, что скажут!
- Приступлю к одной очень сложной теме. Для меня человеческие ценности выше политических. И в твоей ситуации мне важнее даже не то, что ты впрягся за кента, а… Как бы тебе объяснить? Власть с нами заигралась до того, что ей априори никто уже не верит — по крайней мере, из думающих людей, а народ у нас в целом не дурак. Не верит, даже если она говорит правду.
- Согласен.
- И, не обижайся, приватный контакт с КНБ, организацией с устоявшимся имиджем, — это густая тень на твою репутацию. Шлейф на долгие годы. Ты сознавал это?
- Вадик, как на духу тебе говорю: я не думал ни о чем, кроме как попытаться его вытащить. Честно — не верил, что получится. Но хотя бы попытаюсь. Я же читал, как его избили, отправили по жаре по этапу, с его диабетом, без врача, у него в вагонзаке была кома, зэки вернули к жизни. И понимал: он же сдохнет через месяц. Я торопился, и просто некогда было думать, что обо мне скажут. Да мне пох, что скажут! Я это делал не для того, чтобы послушать, что обо мне скажут. У нас общество настолько атрофировано, и мораль перевернулась, что люди уже не верят в простые изначальные вещи, которые в человеке должны быть. Вообще-то мне пришла такая мысль: многих злит, что его отпустили. Им было бы выгодно, чтобы он сидел.
За меня тоже впрягались
- Кстати, напомни свой краткий тюремный опыт, а то я подзабыл.
- В 1998 году я вернулся из Штатов. И мой друг Алтынбек Сарсенбаев, тогда министр информации, позвал меня «поработать на страну» — гендиректором ТРК «Казахстан». А через полгода меня арестовали каэнбэшники, прямо в моем кабинете надели наручники. Заруба шла за рекламные бабки, и меня нужно было выключить из игры. В вину мне вменили даже то, что я по служебному мобильнику наговорил по частным делам то ли на 36, то ли на 45 тысяч тенге. Сначала дело вел ДКНБ, потом его передали в ДВД, затем в налоговую полицию Алматы, которую тогда возглавлял Рахат Алиев. За меня тоже впрягались — Жанна Ахметова, другие люди, писали генпрокурору Хитрину. И никто их не называл «каэнбэшниками». Прошло меньше 15 лет, и что с народом стало? Кто его на всю голову травмировал? Посмотри, что пишут в комментах в Интернете: ни одного реального имени, и такое впечатление, что собрались одни подонки. А ведь за никами реальные люди стоят.
- Не отвлекайся. Твое-то дело чем закончилось?
- Следствие шло полтора года. Неделю я провел в изоляторе. Затем дело прекратили за отсутствием состава преступления. Так что обо всем этом знаю по собственному опыту.
Помощь должна бегать ножками
- Болат-ага о твоей помощи ему сказал, что она не должна быть только моральная, а еще и «бегать ножками». Но я бы не стал преуменьшать роль в его освобождении зарубежных деятелей, международных организаций, правозащитников и нашей прессы, главным образом оппозиционной. Ведь твой поступок случился на мощном информационном протестном фоне.
- Я этого и не оспариваю. Просто подумал, что бесполезно собирать подписи, выходить с актами самосожжения… Я же никому ничего не сказал. Решил: тихо поеду и попытаюсь что-то сделать.
- К тому говорю, что у Винявского и Соколовой ходатаев перед КНБ не было, но их удалось освободить благодаря жесткому информационному прессингу на нашу власть внутри и вне страны и последующему нажиму Европарламента.
- А Жовтиса же посадили. Хотя кто только за него не зарубался, даже на уровне глав государств.
- Ну, все-таки его амнистировали. А захотели бы — оставили на зоне. Но в этом году уже три случая освобождения оппозиционеров. Может, тенденция? Хотя, прости за прозу, свежо питание, но серится с трудом.
Я просто не хотел, чтобы он умер
- Когда почти сразу после вашего с Атабаевым прилета из Актау я говорил с тобой, меня задела твоя фраза, не вошедшая в интервью: «Его использовали». Человеку 60 лет, а ты о нем — как о ребенке, которого развели, как лошка.
- Он и есть большой ребенок. Свято верит в какие-то там идеалы. А иногда он настолько бывает… чудак! Ну представь: следователь пишет в показаниях вместо «рацио» -«грацио», а Болат издевается над его грамматическими ошибками.
- И я его в этом целиком и полностью поддерживаю. Однажды на моем допросе в КНБ следак такого в протоколе наворотил, что я отказался его подписывать: мол, Борейко везде выдает себя за грамотея, а сам пишет с такими ляпами. Тот взбесился, грозил запереть в камеру на ночь, но все-таки три раза переписал, пока я не остался доволен.
- Слушай, что такое политика? Грязное дело. Какую цель преследует любая партия? Прийти к власти. А Болат же — он член этой, «Алги»?
- Насколько знаю, он состоит в коалиции «Халык майданы».
- Все равно политическая организация. Так ты мне объясни: зачем художнику власть? Ты же творец — занимайся умами и душами. Зачем ему ходить на митинги? Я не хожу, потому что мне некогда: делом занимаюсь. Туда ходят те, у кого времени свободного много или те, кому это надо.
- А я бываю.
- Ты по работе. Как журналист.
- Не только. Еще из интереса и с людьми пообщаться.
- Но ты же с трибуны не выступал. Ты же не орал там: вперед, мы с вами, алга!!!
- Не выступал. Я не политик.
- А на трибунах — или те, кто хотят к власти пробиться, или те, кто отрабатывает чей-то заказ.
- Как ты можешь всех грести под одну гребенку и вообще что-то утверждать на этот счет, когда сам на митинги не ходишь и не знаешь, что там происходит? Тебе не приходило в голову, что на митинги собираются люди, которых не устраивает существующее положение дел? Вспомни, что ты сам говорил мне в интервью: «В Казахстане ложь — форма жизни».
- Я тебе скажу: в Казахстане ложь — и с той, и с другой стороны. Ты думаешь, все, что пишет оппозиционная пресса, — правда? Они же получают зарплату — значит, на службе у кого-то. У художника должны быть убеждения. А убеждения не продаются и не покупаются. И Болат ходил на митинги не за зарплату. Поэтому я считаю, что его использовали.
- Его не устраивает этот режим. И он выражает это протестом. Ты говоришь — ему надо ставить спектакли, писать книги. А ему не дают ставить спектакли. Его театр влачит нищенское существование. Государство его поддерживает? «Художник не должен получать зарплату». А на что он будет содержать свое детище?
- Я имел в виду тех, кто за деньги раздает листовки. А убеждения — это когда ты вот так думаешь, но за бесплатно. А Атабаеву реально надо помогать с театром. Здесь согласен. Тогда он будет занят делом, и ему некогда будет бегать по окопам и баррикадам.
- Сам себе противоречишь: только что сказал, что Атабаев не получал денег за политическую деятельность. Да, он самостоятельно и бесплатно так думает.
- Но его затянули.
- Послушай, сам ты поступил по-человечески. Но другим вроде как отказываешь в этом праве.
- Я многим деятелям, что вокруг него крутятся, не верю. И я просто не хотел, чтобы он умер.
Беседовал Вадим БОРЕЙКО
Окончание следует.
View post:
За други своя. Часть I