Перспективы покупки “БТА Банка” экспертное сообщество оценивает как крайне низкие. А последствия — как негативные. Кто может стать потенциальным покупателем тонущего банка и за какую сумму его готовы купить, выясняли корреспонденты программы “Власть”, вышедшей в эфире телеканала “К‑плюс”.
Автор: Галина КСЕНОФОНТОВА
На прошлой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству продать частным инвесторам БТА, “Альянс Банк” и “Темiрбанк”. Операцию предполагается завершить до конца года. Покупателей пока нет. Но зато появилась перспектива создания специальной государственной комиссии по расследованию обстоятельств банковской аферы.
Как отмечается в программе “Власть”, время для заявления Назарбаева выбрано не случайно. В начале февраля исполнилось четыре года после решения государства о принудительной национализации нескольких частных банков Казахстана, один из которых, БТА — крупнейший на территории СНГ частный банк. Тогда этот шаг объяснялся кризисной ситуацией, а власти обещали быстро продать БТА новым владельцам. Но уже очень скоро выяснилось, что покупать банк никто не торопится, и государству пришлось взять на себя финансирование кредитного гиганта.
О плачевных итогах этой операции на прошлой неделе рассказал сенатор Гани Касымов. Согласно документам, которые обнародовал Касымов, государство потеряло на операции по так называемому спасению банка более десяти миллиардов долларов.
“Это вопрос нешуточный: 10 миллиардов долларов — это недостроенные школы, невыплаченные пособия, недостроенные проекты… Надо четкий и понятный ответ дать: в чем дело и где эти деньги?” — заявил депутат на пленарном заседании сената в минувший четверг.
Из каких сумм сложилась окончательная сумма государственных потерь? Напомним, недавно наше издание проанализировало арифметику всей операции:
1,7 миллиарда долларов. Эта сумма была выплачена за новые акции БТА, выпущенные в феврале 2009 года сразу после национализации банка.
945 миллионов долларов были выплачены иностранным кредиторам по условиям первой реструктуризации БТА.
1,6 миллиарда долларов выплачено иностранным кредиторам по условиям второй реструктуризации БТА.
1,2 миллиарда долларов. Это средства с депозита, который фонд “Самрук-Казына” держал в БТА. Впоследствии он был истрачен на приобретение новых акций БТА по условиям второй реструктуризации.
Более 600 млн долларов. Это остаток депозита “Самрук-Казыны” в БТА. Но изъять его невозможно, так как это приведет банк к банкротству.
2,9 миллиарда долларов. Эти деньги БТА получил разными способами от Национального банка Казахстана в качестве кредитов. Но вернуть их Нацбанку сегодня может только казна.
750 миллионов долларов. На эту сумму иностранным кредиторам были выданы облигации БТА. По условиям второй реструктуризации. Банк обещает выплатить этот долг за счет будущих доходов. В реальности это просто будущие расходы бюджета.
“После этого глава государства задал вопрос о возвратности (денег, выделенных на борьбу с кризисом — ред.), а возвратностью близко не пахнет, — заявил сенатор Гани Касымов на заседании. — Глава ведомства финансового и экономического планирования говорит, что вернем все эти деньги после заявления главы государства, что ничего не возвращено”.
Нет никаких оснований сомневаться в том, что Касымов как минимум согласовал свое выступление. Спустя четыре года Акорде надо срочно найти виноватых в банковской афере. И судя по всему, ими должны стать непосредственные исполнители захвата банка.
Впрочем, генеральный директор рейтингового агентства “Эксперт РА Казахстан” Адиль Мамажанов, например, полагает, что ведомства финансового надзора не знали, что творили.
“Есть все основания предполагать, что все решения в 2009 году принимались в условиях недостаточно достоверной информации”, — считает Адиль Мамажанов. По его словам, все происходило согласно известной поговорке: знал бы прикуп…
Однако тезис о том, что власти Казахстана не были осведомлены о последствиях своих действий, опровергает текст документа, который обнародовал на своей странице в “Фейсбуке” бывший владелец банка Мухтар Аблязов. Так, Аблязов говорит о том, что информировал руководство страны и непосредственно самого Назарбаева о последствиях принудительной национализации БТА. Увы, значительная часть негативных прогнозов, представленных Назарбаеву Аблязовым, подтвердилась.
“Безусловно, ситуация с БТА и кризисные явления в 2009 году очень сильно отразились на финансовом секторе, — сказал телеканалу Адиль Мамажанов. — Практически моментально после объявления дефолта и вхождения государства в капитал “БТА Банка” появились серьезные проблемы почти у всех казахстанских банков с ликвидностью и с привлечением финансирования. Произошло либо снижение лимитов, либо закрытие лимитов со стороны иностранных банков. Это была реакция инвесторов, которые не могли понять, что происходит, почему крупнейший финансовый институт объявил дефолт. Все это привело к снижению доверия к банковскому сектору Казахстана”.
Тот факт, что высшее политическое руководство было прекрасно информировано о последствиях захвата БТА, делает неуклюжие попытки Акорды по переводу стрелок на исполнителей как минимум нелепыми. В том, что никаких экономических резонов в захвате “БТА Банка” не было и быть не могло, никто не сомневается.
Сейчас экспертное сообщество задается другими вопросами: кто все-таки захочет купить “БТА Банк” и за какую сумму?
“Сделки по продаже не будут открытыми, — уверен Адиль Мамажанов. — На наш взгляд, это очень специфические активы. Они не являются привлекательными для инвестиции из-за качества активов. С одной стороны, цена должна быть больше, потому что стоит вопрос о возвратности средств, которые были выделены на поддержание банков, но с другой стороны, все прекрасно понимают, какое качество у активов”. По его словам, качество станет существенным фактором снижением цены со стороны потенциальных покупателей.
Недавно наше издание описало портрет потенциального покупателя БТА. Напомним: “Это должна быть крупная корпорация, которая будет готова израсходовать порядка 6 миллиардов долларов, чтобы получить финансовый институт, который еще несколько лет обещает приносить убытки. И который ценен только тем, что он юридически и операционно существует, являясь резидентом Республики Казахстан и имея распространенную филиальную сеть. Короче говоря, если БТА и купят, то только китайцы, и то при условии, что им БТА отдадут бесплатно плюс доплатят хотя бы половину их потенциальных потерь, то есть от 3 до 6 миллиардов долларов”.
Перспективы такой покупки экспертное сообщество оценивает как крайне низкие. А последствия — как негативные.
Процитируем исследование рейтингового агентства “Эксперт РА”: “В случае выхода и государства в лице АО “ФНБ “Самрук-Казына” из состава акционеров АО “БТА Банк” финансовый институт лишится существенной поддержки, которая оказывалась ему после национализации. Вероятность нахождения новых собственников с сопоставимым уровнем финансовых ресурсов и влияния в Казахстане оценивается как низкая”.
Агентство обещает пересмотреть уровень рейтинговых оценок, присвоенных банку и его облигациям.
Выводы рейтингового агентства понятны — трудно найти реального инвестора, который готов разбрасываться деньгами с таким же размахом, как это делали государственные власти Казахстана.
Сенатор Гани Касымов обещает разобраться с этими безобразиями. “По этому вопросу я прошу создать государственную комиссию и на основе выводов комиссии ответить парламенту, что с этими средствами”, — заявил он.
Остается только понять, как далеко и высоко решится зайти сенатор Касымов.
Смотрите подробный видеосюжет на странице телекомпании в YouTube (начало с 02:22):
http://www.youtube.com/watch?v=rJaDzqEZuOw&list=UUrdk1QW0wbloxyzSEoUsPgA&index=1