В общем, к развивающимся странам обычно причисляли бывшие колонии, которые относительно недавно получили суверенитет и находятся в процессе национального строительства. Официально признаваемый «переходный период» позволял списывать со счетов неудачи и перегибы в политической и
В Казахстане же к термину «развивающаяся страна» относятся не то что терпимо, а даже как к предмету гордости: мол, сейчас мы развиваемся, а вот когда разовьемся, то… И это повторяют не только депутаты и официальные СМИ, но и представители оппозиции, и студенты, и пенсионеры. Пожалуй, миф о развивающемся государстве — это та самая объединяющая нацию идея, которую ищут и никак не могут найти казахстанские политики. Но давайте попробуем разобраться.
Двадцать лет — не срок?
Главное сообщение, которое транслируется посредством этого мифа, звучит примерно так: «Казахстан преодолевает последствия своего пребывания в составе Российской империи и СССР, это трудный переходный период, мы должны быть готовыми к всякого рода издержкам. Однажды наше государство этот период развития преодолеет, и мы все станем жить лучше».
При этом не принято говорить, что двадцать лет — это достаточный срок для преодоления трудностей и выхода из состояния «развивающегося государства». Тем более не принято говорить о том, что история знает достаточно примеров того, как страны с куда большими проблемами становились «развитыми» в более короткие сроки.
Рост экономики ФРГ (не без помощи плана Маршалла, разумеется) был назван «немецким чудом» всего через 10 лет после окончания Второй мировой войны. Южная Корея, пережившая войну, раздел страны и долгий срок пребывания у власти военной автократии, сумела не только закрепить демократическое устройство, но и вырваться в мировые лидеры по социальным и экономическим показателям. Чтобы далеко не ходить: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения после распада СССР вовсе не именовали себя «развивающимися», как не именовали себя ни Россия, ни Украина.
В Казахстане же идея «развития» эксплуатируется в таких гипертрофированных масштабах, что, повторюсь, ее трансляторами становятся уже и не СМИ даже, а обычные граждане. Вот типичные высказывания казахстанцев, не являющихся завсегдатаями «Республики» или «Зоны KZ»:
♦ «Казахстан преодолевает пережитки российской колониальной политики»;
♦ «РК является одним из самых стабильных и динамично развивающихся государств мира»;
♦ «Своим развитием мы доказали всем, что заслуживаем, чтобы к нам прислушивались»;
♦ «Из нищей страны мы стали процветающим государством».
Заслуги в развитии традиционно приписываются Назарбаеву:
♦ «В отличие от других постсоветских президентов Назарбаев начинал с нуля и поднял страну из руин»;
♦ «Назарбаев — хороший человек, он поднял Казахстан до такого уровня»;
♦ «Назарбаев принял разграбленную страну и в кратчайшие сроки превратил ее в процветающее государство».
Таких высказываний очень много. Более того, их много в Сети, но еще больше их в среде граждан страны, которые об электронных источниках информации почти и не ведают. Это ли не аргумент того, что население принимает свою власть и одобряет ее?
Что было при СССР…
Но вернемся к самому мифу. Действительно ли Казахстан поднимался из руин и нынешним своим экономическим положением обязан развитию в постсоветское время?
Согласно данным соискателя степени кандидата экономических наук Лескуль Урустембековой, в период с 1974 по 1984 годы реальные доходы на душу населения увеличились в СССР на 46%, а в Казахской ССР (за 1970—1980 гг.) — на 49%. То есть социальные и экономические показатели Казахской ССР накануне распада СССР были существенно выше, чем в среднем по стране.
С 1981 по 1986 год в республике было построено более 400 предприятий и производств. Основные фонды увеличились на 30%: такого роста
Республика занимала второе место в СССР (после РСФСР) по производству цветных, редких, благородных металлов. И если страна гордилась своими достижениями, то называла не имя руководителей партии, а конкретные
Добавим сюда предприятия черной металлургии:
Молодежь теперь уже и не знает, что машиностроение и металлообработка были крупными отраслями промышленности Казахстана. Давайте вспомним (так и хочется сказать, помянем!) Павлодарский тракторный, Целиноградский сельхозмашиностроительный, а еще
Еще больше впечатляют достижения химической промышленности Казахстана советского периода. Ввод Чимкентского и Джамбульского производственных объединений по производству желтого фосфора выдвинул весь СССР по имеющимся мощностям на первое место в мире.
То есть к моменту развала СССР Казахстан был крупным промышленным регионом СССР. Безусловно, глубокий системный кризис, поразивший Советский Союз, не мог не коснуться Казахстана. Но материальные (и интеллектуальные) активы республики
…и что сегодня осталось
На фоне перечисленных примеров экономического развития заявления о том, что «страна была поднята Назарбаевым из руин» или что «Казахстан был одной из самых отсталых республик СССР», звучат, мягко говоря, неубедительно. Однако из года в год эти сентенции становятся все жестче. Причина проста: с одной стороны, уходит поколение тех, кто помнил богатые заводы и достойные зарплаты рабочих, с другой — насаживаемый образ Назарбаева требует постоянного закрепления. И именно молодое поколение становится главным транслятором таких заявлений.
В особенности это важно для сокрытия реальных достижений суверенной теперь уже страны. А «достижения» очень показательны…
В эпоху активной российской колониальной политики, на которую и поныне сваливают казахстанские беды и политики, и эксперты, и домохозяйки, на территории Казахстана было проложено 2,6 тысячи километров до 1918 года (строительство железных дорог началось в 1894 году) и еще свыше 11 тысяч километров до 1986. То есть, очень условно говоря, в «царское» время вводилось по 108 км, а в советский период по 160 км железной дороги в год.
За 20 лет независимости Казахстана было введено чуть более 700 километров железной дороги, или, опять же очень условно, по 35 км в год. Проданы иностранным компаниям такие крупнейшие предприятия промышленности, являвшиеся основными источниками валютных поступлений, как «Карметкомбинат», «Жезказганцветмет», Актюбинский и Аксуский ферросплавные заводы,
Доля отраслей легкой промышленности в общем объеме производства ежегодно сокращается: если в 1990 году она составляла свыше 15%, то к 2006 году снизилась до 1%. Это данные из одного маркетингового исследования. Автор, говоря о современном состоянии легкой промышленности Казахстана, называет такое положение дел «трудностями» и объясняет их «разрывом традиционных экономических связей между предприятиями при переходе к рыночным условиям» (http://www.
Кстати, в КазСССР действовало 18 швейных фабрик, которые буквально накануне распада СССР подверглись модернизации и были оснащены самым современным импортным оборудованием. Сегодня швейное производство Казахстана является одной из наиболее отсталых отраслей промышленности.
Все месторождения нефти, продажа которой сегодня составляет основу благополучия Казахстана, были разведаны до 1991 года. За 20 лет независимости только одно месторождение нефти было открыто, а разработка его — дело далекого будущего. Аналогично не разведаны и новые месторождения угля и газа.
Если отойти от экономических показателей и взглянуть на культурное развитие, то и здесь ситуация складывается не в пользу суверенного Казахстана. С.Г. Шеретов в своей «Новейшей истории Казахстана» приводит такие цифры: за первые восемь лет независимости (с 1991 по 1999 год) произошло снижение основных показателей деятельности учреждений культуры. Так, число киноустановок сократилось с почти 10 тыс. до 500, число библиотек с 9,5 тыс. до 2,5 тыс., число клубов с 9 тыс. до 1 тыс. 200.
Только до революции было основано 4 областных
Гигантское строительство, развернувшееся в Казахстане, — это наиболее ощутимый и видимый аргумент «динамично развивающейся страны». Однако чаще всего речь идет о коммерческих проектах: строятся офисные здания, развлекательные центры, элитарные жилые дома и частные учебные заведения. Общественно значимый сектор в современном строительстве представлен в основном объектами культового характера и многочисленными памятниками.
Говорить о строительстве новых государственных школ,
Впрочем, провал в
То есть миф о развивающемся государстве, поднимающемся из руин, безусловно, преследует конкретную цель. Более того, он эту цель достигает. Я ее могу сформулировать так: перманентная пролонгация мероприятий по
28 ноября 2011 года
Источник: Газета “Голос Республики” №43 (219) от 2 декабря 2011 года
Continued here:
За «руины» в ответе… кто?