Политобзор событий ушедшей недели мы решили начать с предстоящего в начале сентября этого года, можно сказать, эпохального визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан. Думаем, сейчас в Акорде усиленно к нему готовятся.
Эпохальность заключается не только в том, что визит государственный, то есть на самом высоком протокольном уровне. Но и потому, что глава КНР посетит нашу страну в рамках большой десятидневной поездки по региону, в программе которой также Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан.
А поскольку китайский гость не только глава соседнего государства, но еще Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая, председатель Военного совета ЦК КПК и лидер нового поколения китайских руководителей, подобная длительная поездка становится весьма символичной, а ее протокольный уровень — отнюдь не случайным.
Опасные тенденции
Похоже, таким образом Пекин демонстрирует Москве и не только ей, что Центральная Азия и Казахстан теперь не только находятся под боком, но и оказываются в центре внимания и зоне влияния государства, становящегося главным экономическим и политическим конкурентом США.
Учитывая тот раздрай, в котором сегодня находится наша республика, это вдвойне опасно. И не потому, что завтра китайская армия вторгнется на казахстанские просторы, а казахи в один момент из государствообразующей нации станут второстепенным национальным меньшинством. Такой вариант развития будущих событий, подчеркнем, маловероятен. А вот вторжение китайских частных и государственных корпораций — это даже не вопрос времени, а реальность.
Увы, этому сильно содействовали ошибки Акорды. Национализация БТА государством в 2009 году и последующее развитие событий вокруг этого банка фактически закрыли для Казахстана мировой финансовый рынок. И сегодня наша страна испытывает большие трудности при финансировании инвестиционных программ в несырьевых отраслях экономики. Попытки правительства решить проблему за счет госинвестиций и госпрограмм развития пока малоуспешны, и самое главное — зачастую экономически провальны.
В результате Акорда оказалась вынужденной для финансирования проектов развития в не нефтяном секторе регулярно просить деньги у Пекина. Более того, судя по сообщениям в зарубежной прессе, одна из главных причин, почему Казахстан предпочел при продаже доли американской компании ConocoPhillips в Кашагане китайцев, — как раз деньги. Точнее их отсутствие у правительства.
Оказывается, Китай пообещал дать нацкомпании «КазМунайГаз» еще и кредитный заем на покрытие ее расходов в проекте по освоению Кашагана. В результате правительство получает возможность за чужой, в данном случае — китайский счет, профинансировать будущие расходы по этому проекту. Однако при этом республика усиливает свою зависимость от Китая.
Если к этому добавить активное развитие транспортной инфраструктуры в сторону КНР, и не только нефте- и газопроводов, но автомобильных и железных дорог, мы все сильнее «привязываемся» к гигантской китайской экономике.
Это было бы большим плюсом, если бы наша страна, оставаясь маленькой по численности населения, была сильной и крепкой как государство, а большинство ее населения составляли патриоты, готовые отдать даже жизнь за свою родину. Но этого нет.
Картинка дня от «Номада»
Не откроем Америки: за большие деньги в нашей стране можно получить все что угодно. Например, свободу, что продемонстрировал бывший гендиректор ТОО Silicium Kazakhstan Александр Сутягинский. Или безнаказанность, о чем свидетельствуют итоги скандально громкого конфликта между водителями дорогих иномарок на проспекте Гагарина в Алматы.
И что хуже всего, хотя рыба гниет с головы, внизу ничуть не лучше. Чтобы доказать наш тезис, мы используем такой провластный ресурс, как «Номад». Как известно, этот сайт регулярно и постоянно занимается тем, что «мочит» казахстанскую оппозицию, поддерживает Акорду и хвалит Тимура Кулибаева во всех его ипостасях. Так вот, даже столь политически ориентированный интернет-ресурс за пределами поставленных ему спонсорами задач вольно или невольно рисует ужасную картинку казахстанской действительности.
Вот информация с «Номада» только за один день — за понедельник 26 августа.
Вступил в законную силу в отношении осужденной за мошеннические действия Г. Аталык. Эта гражданка, уверяя, что может трудоустроить жителей Мангистауской области в нефтяные компании на работу с высокой зарплатой, присвоила свыше 2 миллионов тенге. И поскольку она брала у каждого обманутого по 4500 долларов, получается, что три человека ей поверили. Если ли смысл объяснять, почему?
Главный врач райбольницы в Айтекебийском районе Актюбинской области Бекназар Шагиров месяц назад покончил с собой, но его тело обнаружили только на днях. Самоубийца оставил посмертную записку, в которой обвинил акима района и его заместителя. Позднее выяснилось, что они оказывали на него давление, требуя отдать подряд на ремонт больници «правильной» строительной компании и подписать какие-то документы. Плюс стало известно, что массовое отравление на свадьбе в этом районе, жертвами которого стало 60 человек, также фактически произошло по вине районного бастыка, так как ресторан, где это случилось, принадлежит жене акима.
Но самое страшное во всей этой чисто казахстанской истории то, что молодой, 37‑летний, врач не только ушел из жизни добровольно, но и оставил беременную на последних месяцах жену. И теперь ребенок с первых дней жизни будет сиротой. Нужно пояснять читателям, что подобные повадки местных акимов — это норма, просто не все главврачи такие совестливые и куда больше тех, кто сам готов воровать?
В Костанайской области перекрыт нелегальный канал поступления наркотиков, психотропных веществ, спиртных напитков и других запрещенных предметов в колонию УК 161/11. Судя по умолчаниям сотрудника областной прокуратуры, тут не обошлось без заинтересованного участия сотрудников исправительного учреждения. Для Казахстана это ЧП или норма — вопрос, не требующий ответа.
В Петропавловске за неделю до начала учебного года закрывают колледж при местном вузе. При этом местные власти действуют не сами по себе, а по указанию республиканского руководства. Это кого-то удивляет? Точно нет — у нас прав тот, у кого больше прав.
А скандал вокруг Центральной мечети Алматы, когда молодая женщина обвинила мулл этого религиозного учреждения в сексуальной эксплуатации девушек, посещающих различные образовательные курсы при мечети? Нет, то, что все церкви в мире не святые, известно давно, да и сводничество в нашей стране — это очень доходный бизнес. Но сам факт того, что священнослужители могут обирать верующих не только морально и материально, но и сексуально, — это уже сенсация.
Всего пять новостей от «Номада» за один день недели. На самом деле их больше, но, в принципе, набор информационных сообщений на любом казахстанском интернет-ресурсе, за исключением разве «Хабара», ежедневно рисует печальную картину государства, в котором нет ни защиты слабым, ни успокоения старым, ни перспектив молодым, ни справедливости всем.
Стоит ли удивляться, что все попытки Акорды навести хоть какой-то порядок в стране воспринимаются или как часть межклановых войн, когда одна группа хватает за руку представителя конкурирующей структуры, а та наносит ответный удар? Или как некие игры власть имущих с непонятными целями? Поэтому бессмысленными оказываются не только попытки вдохнуть жизнь в местное самоуправление за счет игры в выборы акимов сельских и приравненных к ним округов, но и массовые перестановки и зачистки госаппарата.
Общество ждет перемен
Кстати, на этой неделе глава Агентства РК по госслужбе и бывший оппозиционер Алихан Байменов сообщил о завершении комплектования корпуса госслужащих класса «А». Надо признать, что Акорда под руководством Карима Масимова и Марата Тажина устроили мощную встряску агашкам: из 198 акимов районов и городов сменилось 95 человек, или почти каждый второй. Интересно, какие выводы для себя сделали эти люди? И на кого теперь они будут ориентироваться — на елбасы, своих сородичей или тех, кто их отобрал и фактически назначил?
Учитывая, что вопрос политической преемственности в Казахстане не решается, экономическое развитие по-прежнему основывается на нефтегазовом секторе, а прочая несырьевая экономика стагнирует, подобные кадровые перетряски не дают никакого эффекта для страны, а только для тех, кто их инициирует и ими руководит. Поэтому ощущение будущих проблем становится доминирующим.
К этому выводу приходят даже иностранные рейтинговые агентства. В среду, в частности, стало известно, что Standard & Poors послало привет главе Нацбанка РК Григорию Марченко — понизило оценку качества регулирования и надзора за банковской деятельностью в Казахстане со «средней» до «слабой».
Но и это не все. Еще Standard & Poors отметило, что «органы регулирования банковского сектора Казахстана недостаточно независимы» и что агентство допускает: «возможность политического вмешательства в их деятельность».
Но самое ужасное заключается в том, что Standard & Poors не прогнозирует существенных изменений в системе регулирования и надзора за банковской деятельностью в Казахстане в ближайшие годы. Агентство не стало объяснять причины своего пессимизма, но понятливые могут прочитать их между строк.
Вот цитата от Standard & Poors, после которой оппозиционной прессе и сказать-то уже нечего: «Неопределенность, связанная с высокой централизацией процесса выработки и реализации политических решений, а также неясность относительно характера передачи президентской власти создают высокий политический риск».
У Пекина планов громадье, а у нас?
В общем, согласитесь, когда в такую внутренне разобщенную страну приезжает такой высокий гость, как председатель КНР, это больше похоже не на государственный визит, а на объезд будущей зоны контроля. Кстати, это замечание касается не только Казахстана, но и Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана — мы все несостоявшиеся пока государства, в которых форма настолько оторвалась от содержания, что дунь — и ее унесет даже несильный геополитический ветер.
Ну а чего хочет Китай, озвучил директор департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Чжан Ханьхуэйм в интервью казахстанскому еженедельнику «Время». Перечислим основные пункты: 1) КНР хочет помочь нам решить энергетические проблемы; 2) оказать содействие в развитии сельского хозяйства, в том числе путем создания Банка семян ШОС, инвестированием в ирригационные и оросительные системы; 3) развивать гуманитарное сотрудничество, в том числе выделить в течение десяти лет 30 тысяч квот, включая стипендии для студентов из стран — членов ШОС; 4) создать Банк развития ШОС; 5) Разработать единую финансовую политику, чтобы противостоять кризисам, приходящим с Запада, финансировать трансграничные и крупные региональные политики, проводить взаиморасчеты в нацвалютах; 6) Урегулировать все пограничные вопросы, в том числе перейти к безвизовому режиму с Казахстаном; 7) Развивать туризм, благо, что в прошлом году за границу выезжали 70 миллионов китайцев, каждый из которых в среднем потратил по 10 тысяч долларов.
То есть у КНР и ее первого руководителя планов громадье, а у нас?
Источник: Газета «Ассанди-Таймс» от 29 августа 2013 года
Читать оригинал статьи: