Недавняя инициатива госсекретаря Марата Тажина по созданию списка блогеров, пользующихся популярностью или даже влиятельностью у своей аудитории, наделала много шума. Несколько дней в социальных сетях не стихали шутки в адрес автора идеи. Но что думают о новой затее Акорды сами блогеры?
Автор: Ирина МЕДНИКОВА
22 февраля государственный секретарь Марат Тажин на встрече с крупными СМИ и пресс-службами затронул информационную политику в интернете.
- 2013 год должен стать годом формирования «новой политической моды» с выходом в медийное пространство свежих лиц и идей, — сказал госсекретарь. — Нужно создать единые базы данных (…) наиболее популярных в Казахстане и за рубежом частных аналитиков, блогеров, модераторов социальных сетей, пользующихся популярностью и авторитетом у казахстанской аудитории.
Заявление г‑на Тажина стало новостью дня: в «Фейсбуке» его прокомментировали практически все активные пользователи. В основном это были шутки и предложения по оптимизации идеи. Одни заявляли о своих претензиях на место в такой базе данных, другие говорили о том, что блогеров признали полноценными игроками на медиапространстве, а кое-кто отмечал, что список может быть с двойным дном — с популярными блогерами с одной стороны и неугодными — с другой.
Мы же решили обратиться к самим блогерам с вопросом: с какой целью их решили посчитать? Наши собеседники — из числа тех, кто имеет в Сети отличную узнаваемость и большое количество подписчиков.
Во благо?!
Как считает руководитель проекта Voxpopuli.kz Алишер Еликбаев, цель создания т.н. списка блогеров одна и вполне благая — наладить еще один канал коммуникаций для продвижения государственных инициатив и разъяснения населению тех или иных правительственных решений.
- Но надо понимать, — в то же время заметил наш собеседник, — что государство у нас «плохой менеджер» не только в банковской сфере и сельском хозяйстве, но и в создании информационных потоков. Поэтому как бы они там дров не наломали. Пока я не понимаю истерии вокруг «списка Тажина». Это напоминает мне мультфильм из детства про козленка, который считал до десяти, а всех это безумно возмущало!
На вопрос, сколько в Казахстане популярных и авторитетных аналитиков-блогеров, г‑н Еликбаев честно ответил, что не знает.
- На мой взгляд, у нас нет ни одного блогера, которого можно назвать полноценным лидером мнений, который может влиять на аудиторию хотя бы в 10 тысяч человек. То есть информировать да, может, а влиять вряд ли. Я знаю, в Астане есть достаточное количество коммуникативных и рекламных агентств, которые уже сейчас предоставляют услуги блог-туров, написания постов, создания нужных комментариев к публикациям. Но влиятельных блогеров там нет или они существуют только на бумаге. Они просто осваивают средства национальных компаний и государственных структур. Думаю, работа государства в этом направлении создаст еще пару таких контор и обогатит еще несколько человек. Я могу только порадоваться за этих ребят.
Не для наших ушей
Автор проекта Blogbasta.kz Адиль Нурмаков обратил наше внимание на интересный факт. Похоже, поручение было не для публики и ошибочно сказано в присутствии СМИ, так как его уже удалили на сайте «Информ.кз» и в Яндексе.
- Тактика блокировок сработала в определенный момент, когда нужно было отфильтровывать компромат тяжеловесов, ставших изгоями. Теперь критика набирает критическую массу внутри страны, и здесь репрессии будут неправильно поняты общественностью, — уверен Адиль Нурмаков. — Поэтому с учетом того, что правительство готовится расширить информационный заказ на интернет-ресурсы, мне видится это как попытка применения soft power в отношении части активных интернет-пользователей с целью склонения их к сотрудничеству.
Г‑н Нурмаков упомянул и о прямом подкупе, и о составлении т.н. списка неблагонадежных, но по большому счету он верит, что до давления на неугодных блогеров дело не дойдет.
- Возможно, речь пойдет больше о противодействии в информационном поле, включая дискредитацию (вспомните истории с Навальным, Адагамовым и Яшиным в России — наши режимы учатся друг у друга), — напомнил он. — Тем более сейчас, когда в Казахстане, по мнению экспертов, уже внедрена система DPI — глубокого слежения по сетевым протоколам.
Кстати, по мнению Нурмакова, в Казахстане есть десятки популярных блогеров, но до сотни их число не дотягивает.
Блогеров «подкормят»
PR-консультант Жанна Прашкевич уверена, что государство видит недостаточную эффективность размещения госзаказа в СМИ, поэтому хочет обратить свое внимание на альтернативные каналы распространения информации.
- Конечно же, блогерам не будут платить напрямую, — уверена она, — слишком высокие репутационные риски. Но могут пытаться «подкормить»: блог-туры, эксклюзивы и другие варианты.
По ее мнению, блогеров, достойных оказаться в списке, может быть около двадцати.
Повод для шутки
Руководитель проекта «По чесноку» Константин Нагаев признается, что ситуация для него не совсем понятная.
- Фраза была вырвана из контекста, а официального разъяснения не последовало, — заметил он. — Велика вероятность, что список уже собирают. Не менее велика вероятность, что никто не знает, что с ним потом делать. С учетом блокировки многих внешних ресурсов это выглядит несколько скабрезно. Также ясно, что перевоспитать в проправительственных нашу братию на ура не выйдет. Поживем — увидим. Отдельное спасибо господину Тажину за хороший повод для шутки.
По мнению Константина Нагаева, в Казнете представлено около 300 потенциальных участников «списка Тажина».
…Как мы видим, объект обсуждения имеет очень разные количественные характеристики — от нуля до 300 человек. И в любом случае говорить о способности казахстанского блог-сообщества формировать повестку дня или транслировать запрос общества к власти и наоборот, по мнению наших собеседников, преждевременно. Похоже, г‑н Тажин пытается выдать желаемое за действительное.
«Хабар» из Казнета сделать не смогут
«Марат Тажин, один из немногих грамотных, что называется, продвинутых людей во властной элите, доложил президенту всю неприглядную картину с государственными СМИ и наверняка получил поддержку действовать по своему усмотрению, — говорит политик Булат Абилов. — И публичность его инициативы — это часть общей пиар-компании, попытка показать, что власть не «отморожена» и не замечает, что ее образ в глазах народа сейчас «никакой». Удивляет только то, что в данном случае не отправляется в отставку г‑н Кул-Мухаммед, который, как мне кажется, уже не единожды показал, что не справляется со своей работой.
Что касается ставки на интернет-пространство, то налицо попытка взять его под контроль. Думаю, составление списка направлено на то, чтобы выделить в Сети успешных, пользующихся авторитетом людей, и провести с ними соответствующую работу на предмет сотрудничества. Не все же, кто сегодня размещает посты в соцсетях, — оппозиционно настроены. Вот на них и будет делаться ставка. Понятно, что, скажем, к Амиржану Косанову не обратятся. Каким образом это будет происходить — путем подкупа, шантажа или угроз — другой вопрос. Обнадеживает лишь то, что при всех потугах превратить интернет во второй «Хабар» у власти все равно вряд ли получится».
Оригинал статьи -