Сообщение, что Астана выиграла право на проведение международной выставки Expo-2017, в буквальном смысле произвело эффект разорвавшейся бомбы. Никто даже не предполагал, что после Жанаозена и репрессий в отношении СМИ и оппозиционных политиков такое возможно. Тем более что на Западе Казахстан все чаще ассоциируется как автократия. Однако факт налицо – победа в “гонке” за право принять Expo у себя осталась за Акордой.
Автор: Анатолий ИВАНОВ
Официальная Астана тут же принялась на весь свет трубить о своей грандиозной “победе”. Мол, полученное право принять в 2017 году выставку Expo является очередным международным признанием правильности взятого Акордой курса.
Так это или нет, не будем спорить, но с утверждениями официальных лиц Казахстана, что проведение выставки Expo для любого государства считается очень престижным мероприятием, значительно улучшающий общий имидж страны в международном масштабе, согласимся. Действительно, выставка Expo является своего рода Олимпийскими играми в области экономики, которые иногда даже оставляют след в мировой истории в виде различного рода уникальных символов эпохи. Достаточно вспомнить Хрустальный дворец в Лондоне, Эйфелеву башню в Париже, Атомиум в Брюсселе или Хабитат-67 в Монреале. Соответственно за получение права провести на своей территории международную выставку Expo между различными странами наблюдается жесткая конкуренция.
И, кстати, помимо престижа на мировом уровне принимающая сторона извлекает из проведения международной выставки Expo еще и немалую прибыль. Так, например, Expo-2010 в Шанхае принесла ее организаторам $12 миллиардов, а доходы китайских представителей среднего и малого бизнеса благодаря выставке выросли минимум на 20%, что не удивительно: за 5 месяцев работы шанхайской выставки ее посетило более 73 миллионов человек.
Сколько стоит Expo
Учитывая открывающиеся перед страной перспективы, вроде бы надо радоваться и даже гордиться тем, что Казахстан первым из республик бывшего Советского Союза будет принимать на своей территории выставку Expo. Однако смущает ряд фактически утаенной официальными лицами из Астаны информации, связанной с получением права провести Expo-2017.
Более того, возникает подозрение, что предстоящее мероприятие для властей Республики Казахстан важно больше с пропагандисткой точки зрения внутри страны, нежели для улучшения своего реноме на международном уровне.
Начнем с цифр. Как известно из сообщений информационных агентств, 26 ноября 2012 года на брифинге в Астане ответственный секретарь МИД РК Ралиль Жошыбаев заявил, что подготовка площадки, строительство павильонов и проведение международной специализированной выставки EXPO-2017 в Астане обойдется Казахстану в 1 миллиард 250 миллионов евро.
При этом 1 миллиард евро пойдет строительство выставочных павильонов, гостиниц и развлекательных центров, а 250 миллионов евро на развитие инфраструктуры, подвод коммуникаций и подготовку участка.
На какие цели пойдут еще 375 миллионов евро, Жошыбаев объяснять не стал, а узнать хотелось бы, поскольку согласно официальной информации от IEB (Бюро международных выставок) за право провести Expo-2017 официальная Астана обязана перечислить организаторам тендера из IEB в общей сложности $2 миллиарда 300 миллионов, что эквивалентно 1 миллиарду 625 миллионам евро.
Почему отказались фавориты
Собственно говоря, столь внушительный запрос от организаторов тендера на Expo-2017 заставил отказаться от ее проведения главного фаворита… благополучную Канаду. Ссылаясь на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, официальная Оттава не одобрила желания Эдмонтона провести у себя выставку, посвященную 150-летию с момента получения Канадой независимости.
Просчитав финансовые риски, связанные с проведением Expo-2017, от участия в тендере на право проведения международной выставки отказались также правительства и других стран. Речь идет об Австралии, Норвегии и Франции, а также Сербии и Испании.
В итоге к 22 ноября 2012 года перед днем голосования в Париже осталось только… два кандидата, претендующих на проведение Expo-2017. Это третий по величине город Бельгии — Льеж, предложивший на своем примере продемонстрировать позитивную динамику реконверсии бельгийской экономики под девизом “Объединяя мир, объединяя людей, для лучшей жизни вместе”, и казахстанская Астана с ее “Энергией будущего”.
Expo бывают разными
Интересно, что бельгийская пресса, хотя и была разочарована “очень странным результатом голосования”, где Астана победила 103 голосами против 44 за Льеж и одного воздержавшегося, общенациональной трагедии делать из этого не стала.
Во-первых, насчитывающая 600 тысяч жителей столица Валлонии и так в целом динамично развивается. А во-вторых, сразу несколько изданий напомнили своим читателям, что, несмотря на некоторую упущенную выгоду для Льежа все же выставка выставке рознь.
Здесь стоит пояснить: в отличие от падких на само название “Expo” казахстанских провластных СМИ, независимые по своей сути бельгийские газеты, начиная с 2010 года, когда Льеж подал заявку на проведение Expo-2017, достаточно подробно рассказывали о различиях между универсальными и специализированными выставками, проводимых под эгидой IEB.
В нашем случае речь идет именно о специализированной выставке, которая не столь престижна, как универсальная, что имела место быть, например, в Шанхае в 2010 году или пройдет в Милане в 2015‑м. И это обстоятельство очень важное!
Если универсальная выставка или иначе “WorldExpo” подразумевает под собою участие максимального количества стран, которые за свой счет строят павильоны и демонстрируют всему миру свои последние достижения в экономике, науке и технике, то специализированная выставка Expo, напротив, рассчитана на достаточно узкий круг людей, интересующихся отдельно взятой тематикой.
Более того, в соответствии со сделанным после WorldExpo-1968 в Брисбене (Австралия) определением IEB, специализированная выставка считается мероприятием… рекламного характера. Ее основная цель — привлечь внимание мировой общественности к техническим и культурным достижениям отдельно взятой страны.
Там где конь даже не валялся
Но ладно, откинем в сторону пропагандистскую цель официальной Астаны и обратим свой взор на заявленную тематику предстоящей выставки Expo-2017. Увы, но здесь нашу страну может ожидать целый ряд крайне неприятных сюрпризов.
Надо понимать, что под девизом “Энергия будущего” подразумевается масштабная демонстрация (97 выставочных павильонов на площади в 100 гектаров) последних достижений в области “зеленых технологий” по получению различного рода энергии. Но как раз на этом направлении у Казахстана, мягко говоря, даже конь не валялся. Что, кстати, вполне объяснимо. Имея громадные запасы нефти и газа, Астане до сих пор не было смысла развивать какую-то там “зеленую энергетику”.
К тому же известно, что КПД всевозможных ветровых, солнечных и геотермальных электростанций пока крайне низок. В частности фундаментальный труд почти 20-летней давности от профессоров Бостонского университета Катлера Кливленда (Cutler Cleveland), Чарли Холла (Charles Hall), Роберта Констанца (Robert Costanza) и Роберта Кауфмана (Robert Kaufmann) не только в Астане все еще считается актуальным. Согласно этим исследованиям, прирост затраченной энергии у нефти и газа составляет пропорцию 20:1. Тогда как, например, при производстве биоэтанола прирост энергии идет в пропорции 1,3:1. Несколько лучше дело обстоит с получением энергии от солнечных батарей (1,9:1), ветряков (2:1) и приливных энергоустановок (5:1).
Безусловно, “зеленые технологии” имеют тенденцию к своему совершенствованию. Примером тому могут служить последние достижения в сфере получения энергии из альтернативных источников от исследователей Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландов и даже Индонезии. Увы, к нашей стране это не относится. Из-за отсутствия интереса со стороны чиновников Казахстана свои перспективные разработки за пределы страны перенесли и академик Альберт Болотов (ветровые роторные турбины), и физики-изобретатели Чингиз Сериков и Валерий Финько (компактные установки по 100-процентному сжижению природного газа), и многие-многие другие.
Эксклюзив от Астаны
Между тем до начала работы Expo-2017 осталось чуть больше четырех лет. То есть времени практически нет. Спрашивается, чем же этаким эксклюзивным сможет удивить Астана мировое сообщество?
Возведет близ столицы страны огромные по своим масштабам ветроэнергетические поля, что будут обеспечивать электроэнергией выставочный комплекс Expo? Но такие поля уже существуют в Китае, США, Дании, Португалии, Ирландии, Испании, Германии и еще 25 странах мира.
Создаст некий уникальный бизнес-центр или жилой комплекс, что работает исключительно на возобновляемых источниках энергии? Однако подобное чудо уже имеется в собственности депутата немецкого Бундестага от партии зеленых Ханса-Йозефа Фелла, чей дом в баварском Хаммельбурге к тому же построен исключительно из экологически чистых материалов.
В общем, вопросы, вопросы и еще раз вопросы. Так что, может, стоит послать ко всем чертям этот Expo, а выделенные на это мероприятие деньги направить на развитие инфраструктуры малых населенных пунктов? Население страны точно с одобрением встретит эту инициативу властей.
Да и на международном уровне никто отказ не осудит. Ведь в мировой истории уже имеется случай, когда Франция официально отказалась от проведения Expo-2004 в департаменте Сен-Сен-Дени. Как заявил тогда премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен, выделенные на это мероприятие 395 миллионов евро лучше вложить в экономику департамента в целом, нежели оказаться в миллиардных убытках, как это произошло с Expo-2000 в Ганновере.
Отказались и в итоге никто не умер. Впрочем, у тех, кто в Акорде, могут быть совсем иные планы, где возможные убытки даже не рассматриваются.