Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ, Лариса ЧЕН, Александр БАРАНОВ, Арман ДЖАКУБ
14.04.2011
Любопытная заметка под названием «Оценка миссии» была опубликована на сайте газеты «Central Asia Monitor» (с полным ее текстом можно ознакомиться по адресу http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=849). В публикации (отметим — без чьего-либо авторства) говорится, в частности, следующее: «В отличие от прошлых выборов, на сей раз не было явных признаков централизованной и административной мобилизации избирателей. Такой вывод содержится в заявлении Миссии независимых международных наблюдателей. По их мнению, казахстанцами в день голосования двигало чувство гражданского долга».
Международные наблюдатели — это Маргарита Асенова (Институт новых демократий), Ренди Брегман (юридическая компания «Salans»), Януш Бугайский (программа «Новые европейские демократии» Центра стратегических и международных исследований), Сергей Грецкий (журнал «Центральная Азия и Кавказ»), Владимир Сокор (Фонд Джеймстауна), Дуглас Таунсенд, Дэниэл Витт (Международный центр по налогам и инвестициям), Ричард Вейц (Центр военно-политического анализа Института Хадсона).
Как говорится в материале, 3 апреля эксперты побывали на 65 участках в Карагандинской, Павлодарской, Акмолинской и Алматинской областях и в обеих столицах. Мы решили поинтересоваться у независимых наблюдателей, известных нам, согласны ли они с оценкой иностранцев и видели ли их в день голосования.
Что такое гражданский долг?
Комментируя выводы этой Миссии наблюдателей, руководитель Астанинского городского оргкомитета по созданию Народной партии «Алга» Руслан Сембинов, как оказалось, был категорически не согласен с выводами гостей из-за рубежа. В доказательство он привел ситуацию со «среднестатистическим избирательным участком» №26, расположенным в здании столичной финансовой академии. Здесь с 7 часов утра до 8 вечера велась видеозапись происходящего.
- Я зафиксировал на видео внутри избирательного участка повторное голосование студентами. Мало того, что их заставляли по два раза голосовать, плюс 200 человек проголосовало тех, которые вообще не имеют отношения к этому участку. Скорее всего, это были «карусели». При том, что на участке зарегистрировано 1725 человек, пришло 600 с лишним — это всего 30% избирателей, — подчеркнул он.
На всех 47 избирательных участках городов Астана, Алматы и Шымкент, где находились представители Лиги молодых избирателей, активно использовался пресловутый административный ресурс. Об этом рассказала директор проекта Ирина Медникова.
- Студенты нам писали. Где-то открыто, где-то скрытно, но рассказывали, что их принуждают, угрожают выселить из общежития, что где-то декан развесил в общежитии приказ, в котором написано, кто во сколько голосует, со своей подписью, печатью. Зная это, становится понятно, почему студенты так охотно приходят голосовать, хотя это со стороны могло показаться гражданским долгом, — пояснила она.
Иностранцев тут не стояло!
Наблюдатель от Организации молодых профессионалов Казахстана Ажар Сагандыкова иностранных наблюдателей на своем избирательном участке № 87 города Павлодара не видела. По ее словам, с ней находились только представители лояльных властям организаций. Она слышала, что наблюдатели от СНГ казахстанские выборы похвалили и по поводу негативной оценки, данной миссией ОБСЕ, высказались в том духе, что там готовятся не признать и предстоящие российские выборы.
- Внешне все выглядело весьма правдоподобно. Никто из избирателей не жаловался. Но судя по тем разговорам, которые ходили в обществе, на выборы всех заставили прийти под страхом репрессий, — поделилась своим мнением Ажар Сагандыкова. — У нас есть знакомые и родные, которые об этом говорили. Знакомые с алюминиевого завода рассказывали, что голосовали по нескольку раз на разных участках за отгулы. Голосовали на тех участках, где не было независимых наблюдателей. Поэтому ничего и не фиксировалось. На участке, где находилась я, наблюдатели были простыми статистами. На моих глазах одна женщина вбросила сразу три бюллетеня, и когда я предложила наблюдателям составить акт о нарушениях, они все отказались, сославшись на то, что им дано указание ничего вообще не подписывать.
Член избирательной комиссии участка № 20 Станислав Кузюков от Коммунистической партии Казахстана тоже не видел никаких иностранных наблюдателей. Он признает, что с технической стороны выборы прошли на высоком уровне: явка составила около 60 процентов и за Назарбаева было подано 95 процентов голосов. Никакого жульничества на его участке не было. Но, тем не менее, впечатление от выборов лично у него осталось плохим. И все — из-за мощнейшего административного ресурса.
- Я дежурил на избирательном участке накануне выборов. Постоянно шли звонки. Звонит заведующая детским садом № 21 и просит сказать, есть ли в списках избирателей ее подчиненные, которые приписаны к нашему участку, — вспоминает коммунист. — Звонили какие-то кураторы из учебных заведений и просили посмотреть, имеются ли в списках их студенты. Сначала я им отвечал, а потом перестал. С какой стати посторонние люди интересовались этими данными? Все это свидетельствует о том, что на выборы народ пригнали в принудительном порядке. Такое отношение развращает молодежь. Они теряют веру в своих преподавателей, которые таким нахальным способом заставляют их идти на выборы, и самое главное — они теряют веру в демократичность самого института выборов.
Извините, а сами вы кто будете?
Наблюдатели от ОМП (Общества молодых профессионалов) на избирательных участках Караганды тоже не встречали ни одного из тех людей, чьи имена значатся в заявлении. Представитель ОМП Василий Климаков весьма скептически отнесся к самому названию «миссия независимых международных наблюдателей».
- Само название отдает чем-то пропагандистским, — поделился своим мнением Василий. — По идее, если это миссия, то она должна носить какое-то конкретное название. Наши ребята находились на 30-ти избирательных участках города, и ни один не сообщал о том, что встречал международных наблюдателей. Конечно, мы могли и разминуться, но, если честно, мне кажутся очень сомнительными как сама «миссия», так и ее выводы.
Член избирательной комиссии от 108-го участка г. Караганды Андрей Цуканов напрямую поставил под сомнение как выводы вышеуказанных наблюдателей, так и их «независимость».
- Ну, во-первых, на своем участке я никого из них не встречал, — начал наш собеседник. — Во-вторых, если бы они действительно наблюдали за выборами, и наблюдали беспристрастно, то не могли не увидеть следующего. У всех нас — членов избирательной комиссии — были такие «бегунки», в которые мы вписывали номер бюллетеня проголосовавшего человека. Так вот, практически все избиратели подходили за этими «бегунками», чтобы, как говорили люди, «завтра показать на работе». Всем было совершенно ясно, что людей просто согнали на выборы, используя административные рычаги. Так что не знаю, где были эти «независимые международные наблюдатели» и как увидели то, чего в помине не было.
Кто вас пригласил и откуда деньги?
По словам руководителя Республиканского учебно-методического центра ОСДП «Азат» Галыма Агелеуова, прошедшие выборы сопровождались «беспрецедентным по характеру массовым использованием административного принуждения населения для обеспечения явки на выборы».
- Избирательные комиссии всех уровней показали свою зависимость от исполнительной власти и следовали ее установкам для выполнения плана, разработанного в недрах Администрации президента. День выборов показал, что вся государственная система была использована для тотального административного насилия над гражданами Казахстана, для того, чтобы кто-то добровольно, а кто-то в принудительном порядке явился на избирательные участки страны, — заявил он.
В массовых нарушениях, таким образом, были задействованы практически все — от учителей до студентов и рабочих. С данным утверждением согласна руководитель ОФ «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина. При этом у нее самой есть ряд вопросов к так называемым «международным наблюдателям»:
- Хотелось бы знать, во-первых, кто их пригласил и, во-вторых, откуда они получают деньги. В данном случае по поводу этой дамы (одной из подписантов заявления миссии Маргариты Асеновой, представляющей Институт новых демократий — авт.) я читала нелицеприятные вещи, что ее организация была создана чисто как имиджевое НПО для создания позитивного имиджа за границей в связи со скандалом «Казахгейт». И что от них можно ожидать, если представить, что они получают деньги от правительства Республики Казахстан?
По ее мнению, власть уже изначально, с момента объявления оппозицией бойкота, была озадачена тем, как «легитимизировать эти выборы». Для этой цели, собственно, и были приглашены более тысячи «международных наблюдателей».
- А как они могут их легитимизировать? Вот такими отзывами в противовес отзывам БДИПЧ/ОБСЕ. То есть они хотят этими отзывами просто-напросто размазать ту оценку, которая была дана БДИПЧ, — отметила г‑жа Торегожина.
Карманная лояльность
Информация, рассказанная Торегожиной, показалась нам интересной. И поскольку никто из представителей гражданского общества ничего о подписантах не знал, мы решили посмотреть, что говорят о них в Сети. И, как оказалось, не зря. Ниже мы представляем краткое инфодосье вышеперечисленных НПО, собранное нами на просторах Всемирной паутины.
Институт новых демократий (Вашингтон, США). НПО принимала активное участие в лоббировании Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году. В числе проведенных мероприятий значится две конференции в Вашингтоне и Астане на тему «Председательствование Казахстана в ОБСЕ: вызовы и возможности». Для придания значимости этим конференциям НПО привлекла ряд известных американских экспертов — старшего научного сотрудника Фонда Карнеги Марту Олкотт, бывшего посла США в ОБСЕ Стефана Миникеса, экс-помощника президента США Збигнева Бжезинского. Помимо этого, мероприятия активно освещались в американском издании «Moscow Times».
Отметим, что все эти экспертные встречи проходили на средства из казахстанского бюджета. Исполнительный директор института Маргарита Ассенова лично призналась веб-изданию Eurasianet.org, что «290 тысяч долларов от правительства Казахстана (были — авт.) предназначены для проведения двух конференций, составления отчетов, проведения консультаций, на командировочные расходы в Астану».
В своих отчетах эксперты института старались более объективно представить ситуацию с демократией в Казахстане, однако главный акцент был сделан на приверженности руководства страны к дальнейшим демократическим преобразованиям.
Отдельного внимания заслуживает руководство ИНД. Заведует всем этим хозяйством некая Мьюши Север, занимавшая до 2005 года пост главы представительства другой международной правозащитной организации Freedom House в Узбекистане. А затем подала в отставку в связи с заявлениями узбекских правозащитников, обвинивших ее в пособничестве правительству Ислама Каримова. В своем заявлении Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) отметила, что «г‑жа Север ведет провокацию против активных правозащитников, членов оппозиционных партий и их лидеров».
Центр стратегических и международных исследований (Вашингтон, США). Также засветился в 2009 году, лоббируя председательство Казахстана в ОБСЕ, продвигая месседж «Казахстан — это действенная модель светского государства в регионе». Организация использует свои широкие политические связи в руководстве США для лоббирования интересов третьих стран. Так, в качестве советников центра выступают Збигнев Бжезинский, экс-госсекретарь Генри Киссинджер и другие представители политического истеблишмента Америки. А основателями центра являются бывшие посланник США в НАТО Дэвид Абшир и сенатор Сэми Нанн. Услугами центра пользовался президент Беларуси Александр Лукашенко, пытавшийся в канун прошедших недавно президентских выборов наладить отношения с руководством США.
Что касается «Фонда Джеймстауна» и «Центра военно-политического анализа Института Хадсона», то их объединяет общая антироссийская направленность. Эти НПО проводили кучу семинаров и круглых столов, а также составляли аналитические отчеты о ситуации на Северном Кавказе. Руководит деятельностью этих организаций все тот же Збигнев Бжезинский, экс-глава ЦРУ Джеймс Вулси и другие высокопоставленные лица США. А главное — их аналитические документы широко используют американские правительственные аналитики и законодатели.
Про «Международный центр по налогам и инвестициям» можно сказать, что он давно и основательно поселился в правительстве Казахстана. Официально он сотрудничает с Министерством финансов Казахстана еще с 2003 года. Примечательно, что филиалы этой организации располагаются в административных учреждениях Минфина РК по стране.
Источник: www.stan-ca.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Excerpt from:
Зарубежные ГОНГО хлопают в ладоши