Кому достанутся квартиры в новом доме, строящемся для дольщиков-многоквартирников, большой вопрос. Никаких, даже теоретически правоустанавливающих документов на новое жилье людям не дают.
Автор: Лидия ШМИДТ
Наша газета уже неоднократно писала о проблемах дольщиков-многоквартирников, вложивших средства в две и более квартиры в строящемся жилье. (Квартиры покупались в основном для родственников.) Сначала дольщиков обманул застройщик, присвоивший их деньги, а потом государство, достроившее жилые комплексы за бюджетный счет и отобравшее «лишние», по его мнению, квартиры. Недвижимость перераспределили третьим лицам по постановлению от 1 апреля 2010 года, оговорившему выдачу ключей от жилья по принципу «один ключ в одни руки».
Изначально собственников двух и более квартир объявили спекулянтами, мечтающими нажиться за госсчет. Правда, два года спустя те же власти пообещали построить для многоквартирников отдельный дом, но состоится ли строительство и кто получит там жилье, можно только догадываться. Зато на минувшей неделе столицу захлестнула волна выселений.
Дольщицу Багдад Калиеву выселили «заочно». Она сама в этот момент тщетно пыталась попасть на встречу к главе межведомственной комиссии, заместителю акима Сергею Хорошуну. Ранее Багдад пробовала договориться с новым собственником жилья и уговорить его отложить выселение хотя бы до конца отопительного сезона. Увы, тот не согласился.
- Его можно понять, — говорит дольщица. — Человек понимает, что тоже имеет все шансы остаться без квартиры. А теперь жилья нет у меня. Я с несовершеннолетним ребенком стала бездомной.
Впрочем, как показывает практика, квартировладельцы бывают разные. Так, семье Генриха Нима из ЖК «Европейский» удалось найти компромисс с новым собственником и отсрочить отъем имущества до весны.
Никакого альтернативного жилья, даже временного, в аренду выселяемым не предоставляется. Так что «выгнали на улицу» в данном случае никакая не метафора. Выселение традиционно проводилось силовым методом. Экс-хозяев квартир и их сторонников с применением грубой силы выпроваживали из ЖК. Без скидок на пол, возраст и состояние здоровья (среди дольщиков много пенсионеров и инвалидов). Многим выселяемым в итоге потребовалась медицинская помощь.
После бурных баталий с полицией и судебными исполнителями дольщики, те, кто уже лишился жилья, и те, кому это только предстоит, «оккупировали» фойе городского акимата.
- Идти нам все равно больше некуда, будем здесь жить, — грустно шутят они.
Единственным чиновником, пошедшим на контакт с визитерами, стал представитель департамента внутренней политики акимата Олжас Абжанов. Он традиционно предложил пройти в здание на встречу с Хорошуном только двум делегатам-активисткам. Учитывая, что обычно таких делегатов до замакима не допускали, а отводили на совершенно бесполезную консультацию в юридический отдел, дольщики отказались от предложения и попросили принять всех. На сем попытки договориться с многоквартирниками со стороны власти были окончены, и визит автоматически превратился в своеобразную сидячую забастовку. Дольщики были согласны даже ночевать здесь, но им не позволили этого. К зданию акимата прибыли усиленные наряды полиции, и визитерам пришлось покинуть насиженные места.
Получить жилье в обещанном многоквартирном доме эти люди практически не надеются. Тот факт, что тамошнее странно возникшее ЖСК возглавляет непонятно кем выбранный председатель-недольщик, доверию не способствует. Есть подозрения, что кроме «своего» руководства городские власти подберут и «своих» жильцов. А остальные так и останутся ни с чем. Никаких документов, подтверждающих право на будущую квартиру, дольщикам не дают.
- Если бы нам выдали хоть какой-то договор! — говорят многоквартирники. — А так — нет никаких гарантий, что дом будет построен и мы вообще что-то получим. ЖСК «Право на жилье — Астана» никаких договоров с нами не заключает, только с ТОО «Жана Курылыс». Должно быть хоть какое-то соглашение!
Решение о строительстве дома было вынесено прежними членами правительства еще в сентябре. За это время, по словам дольщицы Раушан Байдаулиной, акимат палец о палец не ударил, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
- В 2008 ‑2010 годах у нас были хоть какие-то документы на руках, — говорит она. — И то мы не смогли получить то, что нам присудил экономический суд, что было прописано в постановлении 10—39, что было в механизме по реализации этой программы озвучено акимом города Имангали Тасмагамбетовым. Документы были, но обещанного никто не выполнил. Так что бессмысленно надеяться что-то получить, не имея на руках вообще никаких гарантий. Это все просто лохотрон!
Сейчас представители акимата самоустраняются от проблем, заявляя, что у новых претендентов на квартиры есть на руках судебные решения и вмешиваться в его исполнение они не могут, так как не являются стороной дела. Но совсем ли они в этом конфликте посторонние? Дольщики считают иначе.
- Судебные решения выносились на основании распределения этих квартир жилищной комиссией акимата, — говорит Байдаулина. — Но на тот момент акимат не являлся собственником нашего имущества! Отчуждения имущества не производилось. То есть изначально, получается, эти иски были поданы неправомочно. И, значит, решения по ним — неправосудны.
Не иначе как чиновников поразил странный склероз и они начисто забыли, как распределяли чужие квартиры, не являясь их владельцами.