В парламент Казахстана поступил законопроект, предусматривающий право первого и пока единственного президента Казахстана пожизненно возглавлять Совет безопасности. При этом сам статус Совбеза предлагают изменить — с консультативно-совещательного органа на конституционный. Азаттык спросил у экспертов, зачем в законодательство пытаются ввести норму, которая позволит Нурсултану Назарбаеву пожизненно возглавлять еще один орган, созданный им самим.
Кроме пожизненных полномочий президента как главы Совета безопасности, законопроект предполагает смену статуса Совбеза с консультативно-совещательного на конституционный. В частности, предлагается, чтобы новый конституционный орган в лице Совбеза обеспечивал не только нацбезопасность и обороноспособность страны, но и «сохранял внутриполитическую стабильность, защищал конституционный строй и национальные интересы страны на международной арене». Совбез в случае принятия законопроекта в его нынешней редакции, вероятно, станет ключевым центром управления страной, а решения этого органа и его главы станут обязательными к исполнению всеми ветвями власти и чиновниками.
ЗАЧЕМ НУЖЕН СОВБЕЗ?
Совбез — это сейчас консультативно-совещательный орган, где решаются судьбоносные для страны вопросы. Он создан в 1991 году указом Назарбаева, тогда еще президента Казахской ССР. В 1993 году был преобразован в Совет безопасности Республики Казахстан. Отдельного закона, регулирующего деятельность Совета безопасности, нет, этот орган функционирует на основе положения к президентскому указу от 20 марта 1999 года.
Совет координирует деятельность силовых структур, центральных и местных исполнительных органов, а также анализирует законопроекты, контролируя исполнение законов. Председателем является президент страны, который лично назначает постоянных членов Совбеза.
Совбез состоит из 12 членов. Постоянными членами являются: премьер-министр, глава администрации президента, помощник президента — он же секретарь Совбеза, глава КНБ, министр иностранных дел, министр обороны. Члены Совбеза «по должности»: председатель мажилиса парламента, председатель сената, глава службы внешней разведки «Сырбар», министр внутренних дел, первый замминистра обороны — председатель Комитета начальников штабов.
Совет собирается по инициативе президента не реже одного раза в три месяца. Председатель также может собрать совет в узком составе только с постоянными членами. Решения совета принимаются большинством голосов от общего количества участвующих в заседании, и они обязательны к исполнению госорганами.
Секретарем Совбеза с сентября 2016 года является Владимир Жумаканов, экс-глава КНБ.
«ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ» НА ТРАНЗИТНЫЙ ПЕРИОД?
Политолог и глава Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева «не думает», что законопроект о Совбезе, если он будет принят в том виде, который поступил в парламент, способен «серьезно изменить» политическую систему и структуру казахстанской власти.
По мнению Умбеталиевой, скорее всего, идет процесс переформатирования функций Совета безопасности после принятия новой военной доктрины, так как в период транзита власти риски могут иметь и внешний характер.
— С другой стороны, это говорит и о том, что государство старается работать и на опережение, предвидя различные ситуации, заботясь о безопасности внутри страны. Видимо, руководство страны решило подготовиться к внешнеполитическим вызовам, которые могут повлиять также и на внутриполитические. Например, террористическая угроза, — говорит Толганай Умбеталиева.
Мереке Габдуалиев, директор общественного фонда «Институт развития конституционализма и демократии», видит в законопроекте «попытку создать некий „предохранитель“ на транзитный период, если элиты не смогут цивилизованно договориться». Встраиваемый в конституционную систему власти еще один важный госорган в лице Совбеза призван, по мнению эксперта, дополнить систему сдержек и противовесов.
Еще не известно, кто как себя поведет в период транзита власти. Однозначно, что кто-то начнет «переобуваться». Отсюда и намерение придать Совбезу статус конституционного органа.
— Еще не известно, кто как себя поведет в период транзита власти. Однозначно, что кто-то начнет «переобуваться». Отсюда и намерение придать Совбезу статус конституционного органа. Если предположить, что после вступления в должность следующего президента начнется «форс-мажор» или предпосылки к нему, то у елбасы сохранится возможность контролировать этот процесс, — считает Мереке Габдуалиев.
Журналист и правозащитник Сергей Дуванов уверен, что цель данной инициативы в том, чтобы президент мог вмешиваться в дела государства в экстремальных ситуациях. Дуванов предполагает, что в новом законе пропишут норму, согласно которой председатель Совбеза может, не обращаясь в Конституционный совет, принимать экстраординарные решения. Например, введение войск или чрезвычайного положения в стране.
— В случае если кто-то попытается совершить то, что ему не нравится, госпереворот или какие-то реформы, не соответствующие пониманию президента, он в статусе председателя Совбеза будет иметь полномочия это прекратить или ликвидировать, — комментирует инициативу журналист и правозащитник. — Если по состоянию здоровья он все-таки не сможет исполнять президентские функции, будет живым, но больным где-то находится вне власти, то в этом случае Конституция обязывает его держать руку на пульсе через Совбез.
Дуванов прогнозирует, что закон будет принят, потому что «для президента это вопрос жизни и смерти».
ПОЖИЗНЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НАЗАРБАЕВА
Первый президент уже наделен правом пожизненно возглавлять Ассамблею народа Казахстана – консультативно-совещательный орган, созданный по инициативе Назарбаева и избирающий девять депутатов мажилиса (нижней палаты парламента).
Ряд пожизненных привилегий Нурсултана Назарбаева после прекращения его президентских полномочий прописаны в Конституции и законах. Согласно Конституции Казахстана, первый президент может баллотироваться неограниченное количество раз. Это норма появилась в 2007 году, когда Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию».
Назарбаев. 27 лет у власти (фотогалерея):
В 2010 году в закон «О президенте» были внесены существенные изменения, гарантирующие Нурсултану Назарбаеву иммунитет от любого преследования, а сам документ стал называться законом «О первом президенте – Лидере нации». Он вступил в силу, будучи скрепленным подписями спикера сената Касым-Жомарта Токаева, спикера мажилиса Урала Мухамеджанова и премьер-министра Карима Масимова. Подписи Назарбаева под документом нет.
Лидер нации обладает пожизненной неприкосновенностью. То есть не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, допросу и досмотру. Неприкосновенность распространяется и на всё имущество, принадлежащее первому президенту и членам его семьи. А также на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы. Гарантируется неприкосновенность банковских счетов Назарбаева и членов его семьи.
В законе подробно прописано материальное обеспечение, охрана первого президента и членов его семьи за счет госбюджета. При оставлении должности президента лидеру нации гарантируется служебная квартира и дача, офис с канцелярией и оргтехникой. Также первый президент может бесплатно пользоваться всеми видами связи, ездить по стране на всех видах транспорта и бесплатно лечиться.
Лидеру нации полагается ежемесячная пенсия в размере 80 процентов месячного должностного оклада действующего президента страны, а каждому члену семьи первого президента пожизненно назначается ежемесячное пособие в сумме, равной 10-кратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному законодательством Казахстана. Финансирование расходов, согласно конституционному закону «О первом президенте – Лидере Нации», несет республиканский бюджет.
В 2017 году в Казахстане приняли поправки к Конституции, которые, по заявлениям властей страны, должны были способствовать перераспределению некоторых властных полномочий и усилению роли парламента и правительства. Парламент рассмотрел и принял эти поправки в течение двух дней. Международная правозащитная организация Freedom House назвала конституционную реформу «еще одним слоем краски на старом фасаде» и попыткой вновь ограничить реальное разделение властей.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»