Политическим виражом назвал директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) Евгений Жовтис приостановление деятельности ряда правозащитных организаций в Казахстане.
«Сегодня приостановили деятельность не только Бюро. Сегодня приостановили деятельность «Международной правовой инициативы» Амангельды и Айны Шорманбаевых, 15 числа приостановили деятельность «Эха» Павла Лобачева. Так что, мы не первые. Это кампания. Тут никаких нет сомнений, мы имеем дело с неким политическим разворотом, потому что это имеет отношение к чистой политике, это никакое не нарушение налогового законодательства, которые можно было бы рассматривать серьезно. Это какой-то политический вираж, куда он движется и что хотят, пока не очень понятно. И мы оказались под этим давлением, под достаточно серьезным прессингом», — сказал Жовтис агентству КазТАГ в понедельник.
По его мнению, на решение о приостановлении деятельности Бюро повлиял целый ряд причин.
«30 числа мы проводили пресс-конференцию, мы зачитали наше заявление. Там были семь организаций, мы достаточно четко все изложили, и потом это все шло в достаточно вялотекущем режиме, потому что мы писали какие-то объяснения, ходатайства, а рассмотрение самих дел все время переносилось. И как я понимаю, это было прямо связано с выборами. До выборов они этого делать не хотели и убеждали наших западных коллег, что они тут никого не собираются ни приостанавливать, ни штрафовать. Выборы прошли, я думаю, что было раздражение, что выборы не признали политически конкурентными выборами, потом до этого события белорусские, события, связанные с Навальным – я думаю, что все это вместе привело к решению о штрафах и приостановлению деятельности», — отметил он.
Правозащитник отметил, что это самое жесткое давление, с которым Бюро сталкивается с 1993 года.
«Решение пока в силу не вступило. Никто нас с завтрашнего дня приостановить не может. Мы, конечно, все это будем обжаловать сначала в департамент госдоходов, потом в специализированный межрайонный административный суд, потом мы обязательно будем обжаловать в апелляционный суд, если будем проигрывать. Но на горизонте исключать теперь ничего нельзя. Поначалу я не видел серьезной угрозы, сейчас я ничего исключать не могу, потому что уровень беззакония просто зашкаливает. С таким не сталкивался, это самое серьезное давление на нас с 1993 года, такого жесткого давления я еще не видел», — сказал он.
Напомним, 30 ноября 2020 года правозащитники и НПО Казахстана заявили об единовременной «атаке» со стороны госорганов, в частности – со стороны налоговых службы. Авторы заявления связали «атаку» с политическими событиями, в частности – с шедшей тогда подготовкой к выборам в мажилис. США выразили обеспокоенность действиями властей, а ведущие правозащитные организации мира Amnesty International, Front Line Defenders, Human Rights Watch и International Partnership for Human Rights заявили, что госорганы Казахстана должны прекратить давление на НПО и правозащитников. 25 января стало известно, что налоговые органы приостановили работу КМБПЧ на три месяца.
Выборы в мажилис и маслихаты по партийным спискам проходили 10 января с 7.00 до 20.00 по местному времени для всех регионов.
11 января миссия наблюдателей ОБСЕ заявила о том, что на парламентских выборах в Казахстане отсутствовала подлинная конкуренция. Кроме того, международные наблюдатели раскритиковали работу Центризбиркома Казахстана. Также наблюдатели ОБСЕ зафиксировали на выборах явные признаки вброса бюллетеней. 14 января США выразили обеспокоенность выводами ОБСЕ о выборах в Казахстане. Общественный фонд (ОФ) «Еркіндік қанаты» тоже заявил о том, что 10 января прошли одни из самых тяжелых и несправедливых выборов в истории Казахстана.
По данным ЦИК, а также по результатам Exit poll, победу одержала партия Nur Otan (76,49% голосов по итогам подсчетов Центризбиркома). По официальной версии, необходимый порог для вхождения в мажилис набрали также Народная партия Казахстана (10,94%) и демократическая партия «Ақ Жол» (9,2%). 11 января были названы и депутаты мажилиса VII созыва от Ассамблеи народа Казахстана.
13 января ОО «Независимые наблюдатели» заявило о том, что явка на выборах составила 15% (а не более 63%, как утверждает Центральная избирательная комиссия), причем 12% бюллетеней были испорчены избирателями. По данным Лиги молодых избирателей (ЛМИ), порог в 7%, необходимый для прохождения в мажилис, на прошедших парламентских выборах преодолели все партии, а Nur Otan, вопреки официальным данным, набрал менее половины голосов.
Выборы сопровождались многочисленными фактами давления на независимых наблюдателей и активистов. Так, об оказываемом давлении ранее сообщили наблюдатели от Лиги молодых избирателей, от общественного фонда «Ел Дауысы», а также от фонда гражданских инициатив Q‑Adam.
Также сообщалось, что митингующих в Алматы силовики удерживают в мороз, среди них кормящая мать, сообщалось также про факты обморожения. Двое часами удерживавшихся силовиками активистов были госпитализированы с подозрением на обморожение.
15 января состоялась первая сессия парламента нового созыва, на которой депутаты принесли присягу и определили спикера мажилиса.
Источник: https://kaztag-kz.cdn.ampproject.org/