Виталий ВОЛКОВ, эксперт по Центральной Азии в Германии, специально для «Новой» — Казахстан»
Взявшись месяц назад за статью о том, что сейчас происходит с «делом Алиева» в Европе, автор опирался на информационный повод – пресс-конференцию бывших охранников А. Кажегельдина П. Афанасенко и С. Ибраева на Мальте и не предполагал, что эта тема будет иметь столь долгоиграющее газетное продолжение.
Собственно, у автора тогда имелось сомнение: а интересен ли вообще сегодняшнему казахстанскому читателю бывший «первый принц»? Вернее, интересен ли он лишь как персонаж криминальных историй, постепенно уходящих в казахстанское прошлое, или эта фигура на политической доске Казахстана еще занимает определенную клетку?
Но после публикаций автор получил импульс от различных частных лиц — оказалось, многих очень интересует именно нынешнее состояние «дела Алиева». Судя по всему, как уже было сказано в предыдущей статье, те граждане Казахстана, которые считают себя ущемленными в правах со стороны этого некогда могущественного олигарха, постепенно осознают, что сами могут предъявить к нему иски, и не только в Казахстане, но и в Европе.
Уже после того как прошло достаточно много времени и все казалось бесполезным, благодаря усилиям грамотных местных адвокатов Ибраеву, Афанасенко и Кажегельдину, похоже, удалось раскрутить машину европейского правосудия.
По крайней мере, недавнее заявление мальтийского премьера о том, что его стране не нужны такие темные личности, как Алиев, появилось вскоре после того, как немецкий адвокат Кажегельдина съездил на остров и объяснил его руководству, что дальнейшее бездействие правоохранительных органов в отношении поселившегося там ответчика по искам о применении пыток (см. «Новую» — Казахстан» №46 от 21. 11. 2013) станет предметом разбирательства в европейском суде в Страсбурге.
Судя по всему, на Мальте Алиеву ясно дали понять, что ему пора покинуть эту территорию. Последний же воспринял это всерьез и занялся подготовкой к эвакуации. Как стало известно, летом этого года Алиев подал заявление на получение гражданства на Кипре и одновременно продал свою долю во французской компании, занимающейся сахаром, всего лишь за пару-тройку десятков миллионов евро.
Для эвакуации ему необходимы значительные наличные суммы и суммы на счетах, поскольку такие «раненные кризисом» европейские страны, как Кипр, предоставляют вид на жительство или гражданство тем, у кого полон кошелек и кто обещает отчислять в казну прибыль от своего бизнеса.
А мальтийские активы Алиева остаются под арестом. Впрочем, как сообщил автору информированный источник, с открытием счетов и обналичиванием чеков, полученных от французов, у Алиева в ряде европейских банков тоже возникли проблемы.
А тут еще одна неприятность: Вена прелюдно объявила о том, что уже в апреле 2013 года аннулировала австрийский «серый паспорт» Алиева, выданный в 2009 году. По этому паспорту в Европе олигарх через своих адвокатов открывал счета в различных банках и после апреля – так, по крайней мере, утверждают источники. То есть налицо новый повод для иска либо против Алиева – о мошенничестве, либо против Вены – о намеренном введении органов ЕС в заблуждение.
Как говорится, процесс пошел. При этом на каждой следующей итерации в скандальное дело вовлекаются все новые лица, на том или ином этапе помогавшие Алиеву: теряют репутацию политики, ставят под удар свою карьеру адвокаты и журналисты, сами или через членов своих семей участвовавшие в коммерции олигарха.
Косвенно тот факт, что Алиев реально видит перед собой перспективу предстать перед одним из европейских судов, подтверждается тем, что он предпринимает «асимметричные меры» для своей защиты. В нескольких странах Европы он заплатил деньги за проведение медицинских экспертиз, которым надлежит дать оценку возможности его участия в судебных слушаниях по состоянию здоровья и засвидетельствовать наличие у него недугов, которые могли бы сделать такое участие невозможным. Как можно понять, Алиев с помощью таких экспертиз надеется убедить органы дознания и суда, что испытывает последствия отравления неким тяжелым металлом и не может ходить по судам. Собственно, на Мальте он уже пользовался этим аргументом, чтобы избежать неприятных для него вызовов «в участок». Но вряд ли таких экспертиз будет достаточно, чтобы остановить механизм европейского следствия, когда в нескольких странах он уже пришел в движение.
Как сказал автору австрийский юрист, следящий за развитием «дела Алиева», «если вчера я бы ему посоветовал договориться с Астаной, то сегодня – пойти на сотрудничество с европейским следствием, и возможно, признав те обвинения, которые достаточно очевидны, уйти от тех, которых еще можно избежать».
Но что же все-таки выводит эту историю «одного олигарха» из разряда частных в категорию общих?
С этим вопросом автор обратился к Акежану Кажегельдину, который, как уже писала «Новая» — Казахстан», последовательно добивается разбирательства «дела Алиева» в Европе.
— Кто мог подумать много лет назад, что Алиев будет в бегах, должен будет прятаться?
Это урок и для других государственных чиновников Казахстана, идущих по жизням людей и попирающих закон, — сказал экс-премьер Казахстана. — Они читают в «Новой» — Казахстан» про Алиева, но примеряют его ситуацию на себя. Стоит кому-то из тех, кто совершал беззаконие, обосноваться в Европе, завести там дело, как он тоже может стать объектом исков со стороны жертв.
Пример Алиева теперь налицо. Однажды Саджан Ибраев задал мне вопрос: где же европейские принципы справедливости, если европейские суды до сих пор оставляют Алиева на свободе? Я ему сказал, что Алиеву хватило двенадцати недель, чтобы вас с Афанасенко осудить по такому тяжелому приговору, как попытка госпереворота. Но колесо правосудия в Европе хоть медленно, но крутится. Я пообещал, что оно приведет дело к логическому завершению.
Еще весной этого года казалось, что Алиев имеет на Мальте такую защиту, которой здесь любой мог бы позавидовать – таким защитником выступила заместитель генерального прокурора республики. Она не могла поверить в то, что ее страна приняла по предложению Австрии человека, на котором висит целый букет обвинений.
Но мальтийские власти сейчас постепенно осознали, с какими проблемами им предстоит столкнуться в европейских судах, если они не возьмутся за рассмотрение иска по пыткам, — продолжил Акежан Кажегельдин. — Но вернемся к вопросу о действиях самого Алиева. Уже более-менее ясно, что, даже перемещаясь из страны в страну по Европе, он уже не сможет уйти в тень от европейских органов дознания.
Но у него еще остается вариант покинуть Старый Свет. Получить вид на жительство в США у Алиева, как утверждают инсайдеры, не получилось, хотя такие попытки им вроде бы предпринимались. Но есть арабские страны, есть Африка. Правда, там гарантий личной безопасности гораздо меньше, нежели в Европе.
Еще есть Латинская Америка. Недавно в интернете была опубликована «бомба» – изложение плана выезда Ислама Каримова и его семьи в Аргентину. Вместе с «семейными» капиталами. Почему бы нет? Аргентина, Бразилия, Уругвай…
Места для беглецов с деньгами давно опробованные.
Оригинал статьи: