Если оралманов встречают в Казахстане с распростертыми объятиями, льготами и подъемными, то местные жители элементарной помощи от государства дождаться не могут десятилетиями.
Автор: Айгуль ДАУТОВА
Об экономических успехах страны глава государства заявляет в каждом своем выступлении, а в посланиях народу ставит новые задачи, которые нужно реализовать. Вот только рядовые граждане нашего отечества не ощущают на себе не только экономических достижений, но и простой заботы от властей не видят. Как оказалось, некоторым, чтобы получить элементарную прописку, нужно обращаться к елбасы не единожды, что уж говорить о предоставлении жилплощади малоимущей семье, 15 лет проживающей в ужасных условиях.
Своими впечатлениями об увиденном на окраине Семея делится независимый журналист Айгуль Даутова.
Дом-призрак
«На днях я вернулась из Семея. Те несколько дней, что там провела, я спасалась от невыносимого зноя на Иртыше. Дорога к реке проходила мимо совершенно разрушенного дома (по адресу: ул. Ауэзова, 81). Каково же было мое удивление, когда я узнала, что в нем более 15 лет проживает женщина с детьми!
Когда-то Мейрамгуль Ускембаева работала на Семипалатинском камвольно-суконном комбинате — одном из крупнейших предприятий региона — и жила с мужем и детьми в рабочем общежитии. Но «независимость» Казахстана, годовщину которой с такой помпой отмечают каждый год, для простых советских работяг вышла боком. Комбинат закрыли. Через полгода за долги жильцов общежития отключили от всех коммунальных благ, а позже объявили о сносе здания. Люди стали массово переселяться — кто к родственникам, кто на съемные квартиры. Оставшимся нескольким семьям в 1997 году предложили занять комнаты в общежитии, некогда принадлежавшем фабрике первичной обработки шерсти (ФПОШ).
Супруг Мейрамгуль Ускембаевой вскоре после этого окончательно ослеп от неизвестной болезни и уехал в свой аул. Женщине с детьми податься было некуда — в родном селе Баканас в Чубартауском районе тогда еще Семипалатинской области их никто не ждал: отец Мейрамгуль умер от рака, когда ей было всего семь лет. В их ветхом крошечном домике проживала старшая сестра с семьей и больной матерью.
Общежитие ФПОШ со временем превратилось в «дом-призрак» — оно уже давно не числилось ни в каких официальных документах, и прописка в нем была невозможна. Скоро от здания остались руины — «практичные люди» успели выдрать из него все, что может пригодиться в хозяйстве. Одно из помещений Мейрамгуль удалось отстоять. Она возвела в центре комнаты печь и осталась жить среди этих развалин — без света, воды и прочих бытовых условий.
Ни ответа, ни привета
Зимой семья замерзает. Летом, конечно, полегче. Можно даже спать во дворе и готовить еду на самодельной печке. Но жизнью это трудно назвать.
В страхе за будущее детей, у которых не было ни прописки, ни документов, Мейрамгуль без устали рассылала письма во все инстанции — президенту Республики Казахстан, акимам области и района, депутатам маслихата. В итоге с пропиской ей помогли в 2010 году — видимо, для того чтобы она и двое ее совершеннолетних к тому времени детей проголосовали на выборах президента РК.
За эти долгие годы на ее просьбы о предоставлении любого жилья ответили только из Акорды. В письме сообщалось, что запрос отправлен на рассмотрение главам областной и местной администраций. Это было три года назад. Однако и по сей день ситуация с крышей над головой у семьи остается прежней.
Женщина тоскливо оглядывает свое жилище: «Скоро опять зима», — молвит она… И эта фраза не требует продолжения — горечь в словах и тоска в глазах женщины говорят сами за себя. Ведь впереди долгое холодное время года, когда семья из трех человек пытается выжить в нечеловеческих условиях. А сейчас, даже в самые знойные дни, Мейрамгуль ощущает тревожный холод в душе, ведь ни на одно ее письмо так и не ответили ни в областном, ни в городском акиматах…
Все познается в сравнении
В нашей «высокоразвитой нефтяной» стране таких изгоев — отверженных и позабытых властями людей, как я уже убедилась, немало.
Выслушав рассказ бездомной казашки, я невольно сравнила ее положение с тем, как в нашей стране относятся к оралманам. В то время как Мейрамгуль 15 лет бедствует, они все эти годы находятся, можно сказать, под неусыпной заботой государства. К примеру, в селе Покровка — пригороде Алматы, где живут мои родные, репатрианты — едва ли не самые богатые люди. При переселении сюда им была оказана помощь в приобретении жилья. Нужна прописка? Власти рады помочь. Есть дети? Вот вам пособия на каждого! Теперь они активно улучшают демографическую ситуацию, строятся, открывают бизнес, пользуясь налоговыми льготами.
А ведь по сути эти люди — потомки тех казахов, которые в начале ХХ века, в годы суровых испытаний (репрессии, голодомор, война), уехали за рубеж, перегнав туда свой скот и отары овец. Остались те, кому нечего было прятать от новой власти, а также те, кто не мыслил себя вне родной земли.
По логике елбасы выходит, что репатрианты заслужили лучшей доли, чем те казахи, чьи предки оставались до конца верны своей родине? Иначе как объяснить тот факт, что прибывшим из-за кордона — все блага, а живущим здесь и в силу многих обстоятельств лишившихся всего необходимого — ничего?
Кому исправлять историю?
Мейрамгуль Ускембаева осталась без работы и жилья в связи с переводом экономики страны на так называемые рыночные рельсы. «Хапнуть» ничего из государственной собственности она не могла — как многие ей подобные работяги, находилась вдали от «кормушки». Вина женщины лишь в том, что оказалась непрактичной, без предпринимательской жилки. Но ведь и оралманы, прибыв в страну, не завалили банки и казну деньгами. Скорее наоборот.
Кстати, оралманы из Турции, обосновавшиеся в Покровке, до сих пор все свои важные события — свадьбы, рождение детей и прочие торжества — празднуют исключительно под турецкую музыку. Казахстан с его трудным, но таким дорогим для нас, советских казахстанцев, прошлым, похоже, так и не стал для них родным. Эти степи были когда-то родиной их предков, которых уже нет. Для казахов-возвращенцев, как мне кажется, наша республика — всего лишь страна, которая много лет назад «совершила ошибку, пошла не тем путем»: именно такую оценку дает советскому прошлому новейшая история, которую преподают в отечественных школах и вузах.
Мне удалось переговорить со многими оралманами. Уж очень хотелось докопаться до глубин их души — как живут, как относятся к государству, в которое многие и не думали возвращаться, да стало очень заманчиво — уж чего только им не было обещано!
Выводы я сделала неутешительные: многие из них убеждены, что им предстоит исправлять все огрехи нашей истории — для того и приглашены. Потому и не возникает ни у кого сомнений в заслуженности всех «поклонов», льгот и благ, коими осыпает потомков «блудных сыновей» Республика Казахстан — страна, президент которой так озабочен будущим «вхождением в историю», что, похоже, утерял способность видеть настоящее…»
Информация для размышления
В Республике Казахстан, лицам, получившим статус оралмана, предоставляется широкий спектр льгот. А именно:
- перемещение имущества через границу без взимания таможенных платежей и налогов; возмещение расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота); выделение средств для приобретения жилья; выплата единовременных пособий; оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и освоении новой профессии; создание условий для изучения государственного и по желанию русского языков; предоставление отсрочки от службы в рядах Вооруженных сил в порядке, установленном законодательством РК; выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования в количестве, определяемом правительством РК; предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях соцзащиты и прочее.
Источник: Деловая газета “Взгляд” №29 (257) от 15 августа 2012 года
Visit site:
Жизнь «в независимости» от властей