Подробности читайте на http://clck.ru/DQ3N
Чего-чего, а скандала с выселением из эвакуационного пункта пострадавших от наводнения в Уральске никто не ждал. Накануне область посетил премьер Карим Масимов, который на рабочем совещании поручил местным властям и соответствующим подразделениям позаботиться «о людях до тех пор, пока они не заселятся в свои дома». Но вот в конце прошлой недели почти половина эвакуированных семей получила команду покинуть здание. И тогда люди пошли к акимату.
Возвращаться некуда
На акцию протеста вышли только жители эвакуационного пункта №1, где сейчас проживает свыше 500 человек, из них 11 беременных женщин и 143 ребенка. Именно этот пункт чаще всего оказывается в центре внимания СМИ. В начале недели от сердечного приступа здесь скончался 51-летний мужчина. После работы он пошел смотреть вывешенные списки на предоставление квартир, но своей семьи там не нашел. Чаще других этот эвакопункт посещают акимы, депутаты, чиновники из «Ак орды».
На акцию протеста вышли те семьи, чьи дома во время катастрофического наводнения в Уральске были разрушены неполностью, те, кто не имеет документов на свои затопленные дома, и, наконец, те, кто арендовал дачи, не имея своего жилья. К акимату люди пришли с детьми.
На переговоры вышел аким Уральска Самиголла Уразов. Минут пять он пытался объяснить народу причину выселения, сообщив, что покинут эвакопункт в первую очередь те, кто арендовал дачные дома, и те, чьим домам паводковые комиссии «прописали» капремонт. Но люди недоумевали: их жилье отсырело, все имущество пришло в негодность (после наводнения прошло всего чуть более месяца, и некоторые дома все еще остаются в воде), возвращаться в сырую разруху с детьми они не могут.
Видимо, поняв, что народ расходиться не собирается, Самиголла Уразов повел людей в городской акимат. Дежурившие полицейские расступились перед делегацией во главе с акимом города, но сомкнули свои ряды перед корреспондентом «Голоса республики» (о своей акции жители эвакопункта сообщили собкору на сотовый телефон, дело происходило рано утром, и других журналистов на месте не оказалось).
- Удостоверение! — потребовали полицейские и, получив документ, сообщили: — Сначала разберемся, а потом посмотрим.
- Вы пропустите, а потом разберетесь, — попыталась возразить я.
- Она всегда ведет себя вульгарно, я не первый раз с нею сталкиваюсь, — вдруг заявил один из дежуривших полицейских.
Я опешила на секунду от неожиданного выпада: полицейского видела впервые, в горакимат журналистов независимых изданий приглашают редко, а вести себя «вульгарно», могу заверить, не позволяет себе никто из СМИшников. Но, вспомнив историю с карагандинским собкором «Голоса республики» Ларисой Чен, которая «жестоко избила» в горакимате такого же сотрудника полиции, спорить не стала. Тут выручил один из работников ДВД, кивком показав: «Пропусти».
«Не верите мне — не надо обращаться!»
Тем временем большой зал горакимата заполнился людьми. На помощь акиму города пришел сначала замакима области Серик Сулеймен, а затем и сам аким области Бактыкожа Измухамбетов. Следом пришли заместители акимов и представители государственных СМИ. Люди по очереди вставали с места и рассказывали свои истории, просили не выселять их. За все время после наводнения это была первая подобная встреча местных властей с людьми, на которой каждый из пострадавших мог выразить степень своего отчаяния.
- Нам некуда идти! — плача говорили женщины. — С нами обошлись очень некорректно, в грубой форме потребовав выселения, будто мы в чем-то виноваты.
- Наши дома непригодны для жилья. Мы не знаем, как туда детей и жен повезем! Когда будет проводиться ремонт? — возмущались мужчины.
Аким области пытался объяснить: жилье будет выдаваться по закону, в домах будет производиться ремонт, детей отправят в летние лагеря… Но люди, не веря обещаниям, вновь и вновь повторяли свои вопросы.
В ходе почти двухчасового разговора стало очевидно, что работники акимата с выселением перегнули.
- Я вам еще раз, как аким области, говорю: пока нет возможности заселиться в дом, пока не будет сделан ремонт, никто вас оттуда выселять больше не будет. Я за свои слова отвечаю. А если не верите, не надо тогда обращаться ко мне, — не сдержался Бактыкожа Измухамбетов. — Будете жить столько, сколько вам нужно.
На том и договорились. Люди вышли из горакимата, а городские чиновники поспешили на совещание в акимат области.
«Мы хотим, чтобы нам помогли»
Аким города Самиголла Уразов по пути ответил на вопросы журналистов.
- Это я дал распоряжение о выселении, — признался он. — Комиссия обошла все дома, которые под снос. К этой категории никаких претензий нет. Вторая группа это те, чьи дома подлежат капитальному ремонту, вот они требуют. С ними вопросы возникают. И третья категория — те, у кого просто текущий ремонт: побелить, покрасить, еще что-то… Их будем выселять — это же правильно! Ведь у каждого свой дом, пусть идут белят, красят… Почему он должен здесь лежать, почему его должны кормить? Есть вопросы и с безработными. Из 800 человек мы устроили более ста. 50 человек категорически отказались работать. А у нас есть заявки на 296 человек. Пожалуйста, иди, зарабатывай…
Тут стало понятно, что, возможно, спровоцировало городские власти посмотреть на жизнь пострадавших от наводнения людей с другой стороны. Накануне премьер-министр Карим Масимов, который провел в Уральске рабочее совещание по вопросам ликвидации последствий паводка, несколько раз подчеркивал: «Люди должны работать».
- А те, кто работает или получает пособие, сами должны себя кормить, — продолжил мысль премьра Самиголла Уразов (сейчас пострадавшие получают бесплатное трехразовое питание). — Ну, может, откроем столовую. У нас есть продукты из госрезерва, поэтому цены там будут дешевле. Сейчас в паводковые комиссии подано 2,5 тысячи заявлений. Заявления есть и о том, что у кого-то забор упал, насос сгорел, у третьего — телевизор. На это никакой помощи оказываться не будет. Только, как обещал аким области, купим трансформаторы, дадим трубы, восстановим электролинии для садовых обществ. А те, кто арендовал дачи, с таким же успехом могут снимать сейчас другое жилье. Это их проблема.
Тут же аким уточнил: со всеми будем заниматься индивидуально, а тем, кто будет не согласен с решением комиссии, посоветовал идти в суд. Самиголла Уразов также сообщил, что в новых домах, которые сейчас возводятся в новом микрорайоне Уральска, для таких случаев зарезервировано 68 квартир.
- У нас нет денег, пропали все вещи, чем платить адвокатам и почему мы должны судиться, если на помощь нам вся страна собирала деньги? — растерянно спрашивали журналистов жильцы эвакопункта.
Многие пострадавшие после встречи остались, чтобы поделиться с прессой своими бедами.
- Я из России приехал, у меня гражданства не было, поэтому земельный акт я оформил на брата, — рассказал Серик Ильясов. — У нас двое детей. Мне сказали: дом не дадим, а куда нам с детьми? Мой дом подлежит сносу, там одна крыша на земле лежит. Мы хотим, чтобы нам помогли.
- Они не просто просили, они выгоняли, — вступила в разговор Наталья Фролова (от ее кирпичного дачного дома, где она жила с ребенком-инвалидом, остались только стены). — Говорили: уходите, ваша семья должна покинуть эвакопункт до воскресенья. Я им говорю: куда я с больным ребенком пойду? А они отвечают: нас это не волнует, можете все забирать, кроме раскладушек, дадим вам месячный запас продуктов…
Но большинство людей после выхода из акимата поспешили разойтись — ведь аким области пообещал, что выселять никого не будут. Правда, на всякий случай эвакуированные взяли телефоны журналистов.
See more here:
Жертвам наводнения некуда идти