Не повышать, а, наоборот, снижать пенсионный возраст для женщин, работающих на вредных производствах и в тяжелых условиях труда, предлагают работницы Ульбинского металлургического завода (УМЗ) в Усть-Каменогорске. По их мнению, у тружениц других сфер должно быть право выбора: работать дальше или уходить на заслуженный отдых при достижении пенсионного возраста.
Автор: Андрей ЕФИМОВ
Свои чаяния работницы вредного производства выразили в письме к председателю профкома предприятия Василию Семенову. Вероятно, эта же информация должна была прозвучать на митинге 27 марта. За несколько дней до этого на городском сайте появилось сообщение от анонимного пользователя, который объявил о проведении акции протеста у северной проходной АО «УМЗ».
К назначенному времени туда пришли около полутора десятков человек. Но сюда же «прикатили» сотрудники акимата, правоохранительные органы. Людям объяснили, что митинг не санкционирован, да и место для его проведения выбрано запретное. В итоге народ стал расходиться. И только некоторые женщины — не работницы АО «УМЗ» — отважились высказаться перед прессой против повышения пенсионного возраста для всех представительниц слабого пола.
Сотрудницы же завода решили действовать в правовом поле и ограничиться письменными протестами. В своем послании они отмечают, что предложения о повышении пенсионного возраста не оправдали их надежд и ожиданий.
«Мы работаем в атомной промышленности Республики Казахстан. До 1998 года пенсионный возраст составлял для женщин, работающих во вредных условиях труда, 45 лет. В 1998 году был установлен пенсионный возраст для всех женщин 58 лет, — написали авторы петиции в профсоюз. — В 1998 году пенсионный возраст для женщин, работающих во вредных производствах, с тяжелыми условиями труда, был увеличен на 13 лет, а остальным женщинам — на 3 года. Наше предприятие относится к радиационно-опасным объектам. Мы работаем при постоянном воздействии ионизирующего излучения, с использованием химической и металлургической технологий, при непосредственном контакте с радиоактивными материалами. Сотрудницы предприятия также выполняют работы на высоте, с поднятием тяжестей. Это опасные работы, требующие физического здоровья и большой ответственности».
По словам подписанток, сравнивать их условия труда с офисными нельзя ни в коем случае.
«Нельзя «до нормального» улучшить условия труда на урановом, бериллиевом, танталовом производствах АО «УМЗ», можно только частично ограничить вредное воздействие строгим соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности. Этот факт признается всем мировым сообществом и документами МАГАТЭ», — напомнили подписантки.
Авторы письма также подчеркнули, что женщины, проработавшие всю жизнь на вредных производствах, жертвовали здоровьем и молодостью, рассчитывая на льготную пенсию. Но теперь уже даже речи нет о досрочной пенсии, хотя работницы АО «УМЗ» постоянно обращаются с запросами по поводу льготных пенсий к депутатам мажилиса. Выходит, теперь у женщин, фактически потерявших работоспособность вследствие тяжелых и вредных условий труда, отбирают последнее право — на заслуженный отдых?!
В то же время, как отметили подписантки, в некоторых странах СНГ действует система досрочных пенсий, которая сложилась еще в условиях социалистической системы хозяйствования. К примеру, в России и Беларуси работники, занятые на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда и наработавшие определенный стаж, имеют право на снижение законодательно установленного пенсионного возраста. Еще более значительное снижение пенсионного возраста допускается при назначении пенсий за выслугу лет.
«На некоторых видах работ законом установлена длительность выслуги от 15 до 25 лет, после чего работник имеет право выйти на пенсию независимо от его возраста на этот момент, даже в 35 лет», — приводят примеры труженицы АО «УМЗ».
Через свой профком женщины просят правительство разработать гибкую систему выхода на пенсию для различных работ и профессий, рассмотреть вопрос о возможности досрочной пенсии и повышенных пенсионных выплатах для работниц тяжелых и вредных производств, как это принято во всех цивилизованных странах.
В профкоме АО «УМЗ» письмо, под которым подписались несколько десятков работниц предприятия, пообещали отправить в Астану. Женщины не слишком верят в то, что им вернут былые льготы, но надеются, что пенсионный возраст хотя бы не повысят. Они прямо называют законопроект о повышении пенсионного возраста для женщин антинародным и антисоциальным и недоумевают: как же он согласуется с государственной политикой улучшения качества жизни казахстанцев и народной платформой партии «Нур Отан»?
Оригинал статьи —