12 C
Астана
19 апреля, 2024
Image default

Жена за мужа

Поче­му Назар­ба­е­ва пре­тен­ду­ет на акти­вы Али­е­ва, но не отве­ча­ет за его преступления

Даже сей­час, когда вспо­ми­на­ют Раха­та Али­е­ва, мно­гие ста­вят его тогдаш­нюю супру­гу на вто­рой план. И она тоже ста­ра­ет­ся при­дер­жи­вать­ся такой пози­ции, а вме­сте с ними и вся госу­дар­ствен­ная маши­на, создав­шая Раха­ту Мух­та­ро­ви­чу такой образ, что сама до сих пор боит­ся его. Но роль жерт­вы обсто­я­тельств не под­хо­дит этой непре­клон­ной и воле­вой жен­щине. Ведь она, нахо­дясь за спи­на­ми муж­чин (отца, обо­их мужей и теперь детей), мог­ла про­во­ра­чи­вать свои дела. Теперь же мол­ча­ние Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны, как нико­гда преж­де, может пой­ти ей во вред, так как могут заго­во­рить те, кто рань­ше мол­чал по раз­лич­ным пово­дам. Уже заговорили.

Молчание – знак согласия

Мы не раз пыта­лись взять у Дари­ги Назар­ба­е­вой ком­мен­та­рии по тому или ино­му пово­ду, но каж­дый раз наты­ка­лись на пол­ное игно­ри­ро­ва­ние. Даже сей­час, каза­лось бы в непро­стой для нее ситу­а­ции, наша газе­та гото­ва была предо­ста­вить ей три­бу­ну для выра­же­ния сво­ей пози­ции, но она опять сде­ла­ла вид, что ниче­го не про­ис­хо­дит. Толь­ко неко­то­рые ее СМИ поти­хонь­ку ста­ли огры­зать­ся, но поче­му-то в сто­ро­ны «ста­рой оппо­зи­ции», а не про­ти­во­бор­ству­ю­щих кла­нов. В осталь­ном «хозяй­ка медий­ной горы» пред­по­чи­та­ет сохра­нять молчание.

Но еще доль­ше ждет отве­та от Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны граж­да­нин Кана­ды, про­жи­ва­ю­щий в Казах­стане более 20 лет, быв­ший друг ее пер­во­го мужа, кото­ро­го тот не про­сто «кинул» и исполь­зо­вал в сво­их неза­кон­ных дей­стви­ях, но и добил­ся выдво­ре­ния из стра­ны. Одна­ко, как извест­но Адо­нис Дер­бас (а речь имен­но о нем) вер­нул­ся в Алма­ты, завел здесь семью и послед­нюю дюжи­ну лет пыта­ет­ся добить­ся спра­вед­ли­во­сти и воз­вра­ще­ния отня­тых у него активов.

Все это вре­мя он доби­вал­ся встре­чи с Назар­ба­е­вой по ста­рой памя­ти, ино­гда выиг­ры­вал суды и соби­рал все доку­мен­ты, кото­рые явно пока­зы­ва­ли, что прав­да на его сто­роне, дока­зы­ва­ли при­част­ность Раха­та Али­е­ва к выво­ду капиталов. 

Но, конеч­ной цели – воз­вра­ще­ния денег, Дер­ба­су добить­ся так и не уда­лось. Впро­чем, он не теря­ет надеж­ды до сих пор, но верит, что это мож­но сде­лать закон­ным путем, хотя пре­крас­но пони­ма­ет, что в этой стране это зву­чит фантастически.

По его рас­ска­зам, все послед­ние годы на него с раз­лич­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми выхо­дят люди из чис­ла вра­гов стар­шей доче­ри пред­се­да­те­ля Соб­ве­за, что­бы он «помог» им, обе­щая мате­ри­аль­ное воз­на­граж­де­ние и раз­лич­ные бла­га. Но, как было ска­за­но, гос­по­дин Дер­бас уже нико­му не верит в этой стране.

– Сре­ди тех людей, кто посто­ян­но надо­еда­ет мне с таки­ми пред­ло­же­ни­я­ми – это бра­тья Хора­ни, один из кото­рых женат на сест­ре Раха­та Али­е­ва, – рас­ска­зы­ва­ет он. – Как мож­но верить таким людям, кото­рые дума­ют толь­ко о день­гах и это явля­ет­ся глав­ной при­чи­ной их вой­ны с Дари­гой Назар­ба­е­вой? Я хоро­шо знаю, кто эта жен­щи­на, но я так­же хоро­шо знаю Хора­ни. Не толь­ко знаю, но и могу предо­ста­вить доку­мен­ты их при­част­но­сти. А верить я в сво­ем поло­же­нии могу толь­ко неза­ви­си­мым СМИ, кото­рых в Казах­стане не так уж и мно­го. В первую оче­редь, это газе­та «ДАТ». Вы, как я знаю, дава­ли ей сло­во, но она про­мол­ча­ла. Она мне тоже не отве­ти­ла – поэто­му я имею пол­ное пра­во ска­зать свое мнение… 

Именем Назарбаевой

Адо­нис Дер­бас пока­зы­ва­ет кипу доку­мен­тов, кото­рые так или ина­че свя­за­ны с име­нем его быв­ше­го това­ри­ща. Одна­ко име­ни Дари­ги Назар­ба­е­вой на боль­шин­стве из них нет. В основ­ном, это бума­ги, сви­де­тель­ству­ю­щие о неза­кон­ном выво­де сотен мил­ли­о­нов дол­ла­ров (по ценам сере­ди­ны «нуле­вых» годов) за пре­де­лы стра­ны, схе­мы обна­ли­чи­ва­ния и так далее. Корот­ко гово­ря – это насто­я­щая наход­ка не толь­ко для неза­ви­си­мых рас­сле­до­ва­те­лей, но и для соот­вет­ству­ю­щих пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов ряда стран.

Вот, что он гово­рит оп это­му пово­ду: «То, что в этих бума­гах нет име­ни Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны не гово­рит, что она ниче­го не зна­ла. Когда мы дру­жи­ли и про­во­ди­ли вре­мя вме­сте, она прак­ти­че­ски все­гда при­сут­ство­ва­ла при обсуж­де­ни­ях и дело­вых раз­го­во­рах. Насколь­ко я знаю ее и ее мужа, он, по боль­шо­му сче­ту, являл­ся ее про­дук­том – вме­сте со сво­и­ми амби­ци­я­ми, жаж­дой вла­сти и жад­но­стью до чужо­го. Она умная жен­щи­на и пред­по­чи­та­ла пря­тать­ся за спи­ной Раха­та. Но раз уж мы гово­рим о доку­мен­таль­ных фак­тах, то ее имя свя­зы­ва­ет­ся с моим биз­не­сом через нота­ри­аль­но заве­рен­ную бума­гу о куп­ле-про­да­же».

По сло­вам Адо­ни­са, после того как его «кину­ли», а когда он стал гово­рить прав­ду, выдво­ри­ли из стра­ны и обви­ни­ли в тер­ро­риз­ме (кста­ти, при помо­щи Хора­ни, такие обви­не­ния закры­ли Дер­ба­су въезд в неко­то­рые араб­ские стра­ны и могут создать про­бле­мы в США), его фир­ма Universal Oil field (OUF) была пере­пи­са­на на имя под­руч­но­го Али­е­ва Ома­ра Кас­се­ма. Но «когда запах­ло жарен­ным» все акти­вы ста­ли в сроч­ном поряд­ке пере­пи­сы­вать­ся да дру­гих лиц. В част­но­сти, OUF, на кото­рый было оформ­ле­но мно­го чего (вклю­чая Кок­ше­та­ус­кий аэро­порт, напри­мер) судя по дого­во­ру куп­ли-про­да­жи, достал­ся Дари­ге Нурсултановне.

Одна­ко Адо­нис Дер­бас выра­жа­ет сомне­ния, что на доку­мен­те сто­ит ее под­пись. Но что­бы про­ве­рить это в уста­нов­лен­ном поряд­ке, нуж­но про­ве­сти ряд пра­во­вых про­це­дур, а глав­ное – сде­лать все это в офи­ци­аль­ном поряд­ке, на что нынеш­няя власть, как пони­ма­е­те, не пой­дет. Но был, как мини­мум, один офи­ци­аль­ный факт, фигу­ри­ро­вав­ший с в так назы­ва­е­мом «Рахат­гей­те». Речь идет об акци­ях быв­ше­го пред­се­да­те­ля прав­ле­ния АО «Нур­банк» Абиль­ма­же­на Гили­мо­ва, кото­рые доста­лись в «наслед­ство» Назар­ба­е­вой. Она яко­бы ниче­го об этом не зна­ла, как и ее стар­ший сын Нура­ли Али­ев, но при этом ста­ла глав­ным акци­о­не­ром банка.

К сло­ву, гос­по­дин Дер­бас выра­жа­ет сомне­ния по пово­ду того, что Дари­га Нур­сул­та­нов­на про­да­ва­ла – это, по его мне­нию, была фик­тив­ная сдел­ка меж­ду ней и ее близ­кой подру­гой. Впро­чем, это уже дру­гая исто­рия, како­вых вокруг экс-спи­ке­ра сена­та и экс-супру­ги Раха­та Али­е­ва мно­же­ство. Все они на целый сери­ал потянут.

Проблемы Дариги

Вер­нём­ся к про­бле­мам Адо­ни­са Дер­ба­са и… Дари­ги Назар­ба­е­вой. Здесь сто­ит отме­тить, что про­бле­ма выве­ден­ных Али­е­вым акти­вов пря­мым обра­зом каса­ют­ся его быв­шей жены. Дело в том, что целый ряд зару­беж­ных скан­да­лов, свя­зан­ных с име­нем стар­шей доче­ри Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва, стро­ят­ся имен­но на этих деньгах. 

Это, в первую оче­редь, отно­сит­ся к элит­ной недви­жи­мо­сти в Лон­доне, вокруг кото­рой в самой Бри­та­нии и дале­ко за ее пре­де­ла­ми под­нял­ся нешу­точ­ный шум. К сло­ву, не сто­ит думать, что кон­фликт исчерпан. 

Во-пер­вых, англи­чане со сво­ей педан­тич­но­стью не упу­стят заве­до­мо выиг­рыш­ное дело. 

Во-вто­рых, заяв­ле­ние адво­ка­тов Д. Назар­ба­е­вой и Н. Али­е­ва о сня­тии обви­не­ний и выиг­ры­ше дела все­го лишь адво­кат­ский ход, а в дей­стви­тель­но­сти это лишь оче­ред­ная стра­ни­ца это­го дела. 

А в‑третьих, в Лон­доне еще мно­го чего из «необос­но­ван­но­го богат­ства», чис­ля­щих­ся в конеч­ном ито­ге на наслед­ни­ках Алиева-Шораза.

Итак, через фир­мы Дер­ба­са были выве­де­ны сот­ни мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Это были и австрий­ские ком­па­нии, и офф­шор­ные ком­па­нии, и еще что-то, конеч­ны­ми бене­фи­ци­а­ра­ми кото­рых явля­лись либо сам Али­ев, либо его сверх­при­бли­жен­ные лица, в том чис­ле Исса­ма Хора­ни и его боль­шая семья. Еще до смер­ти (пусть даже офи­ци­аль­ной) Раха­та Мух­та­ро­в­ви­ча все эти акти­вы ста­ли пред­ме­том охо­ты очень мно­гих лиц, а с нача­ла 2015 года раз­вя­за­лась насто­я­щая вой­на за них.

Сей­час быв­шие сто­рон­ни­ки, дру­зья и даже род­ствен­ни­ки, кото­рые еще 10–20 лет назад сиде­ли за одним сто­лом и стро­и­ли сов­мест­ные пла­ны, ста­ли непри­ми­ри­мы­ми вра­га­ми. Это и семья Эль­на­ры Шораз – вто­рой жены Али­е­ва, если кто забыл, и бра­тья Хора­ни, и адво­ка­ты Раха­та Али­е­ва, и даже экс-пред­се­да­тель КНБ Аль­нур Муса­ев, акка­унт в «Фйес­бу­ке» кото­ро­го про­пал сра­зу же после уволь­не­ния Дари­ги Нур­сул­та­нов­ны из сена­та РК. И, конеч­но же, его быв­шая супру­га с детьми. Сюда же мож­но при­чис­лить част­ных «охот­ни­ков за голо­ва­ми» и пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны неко­то­рых евро­пей­ских стран, у кото­рых тоже есть свой инте­рес – при обна­ру­же­нии неза­кон­но нажи­тых акти­вов есть веро­ят­ность, что они могут быть «наци­о­на­ли­зи­ро­ва­ны» той стра­ной, в кото­рой были обна­ру­же­ны. По сути, при бла­го­при­ят­ном (для Вели­ко­бри­та­нии) исхо­де, если дока­жут, что Дари­га Нур­сул­та­нов­на и Нура­ли Раха­то­вич обма­ну­ли англи­чан, то их иму­ще­ство на десят­ки мил­ли­о­нов фун­тов-стер­лин­гов будет про­да­но с молот­ка, а при­бы­ли уйдет в каз­ну Ее Вели­че­ства. Зару­беж­ная казах­стан­ская оппо­зи­ция тоже ведет поис­ки, но уже с совер­шен­но дру­ги­ми наме­ре­ни­я­ми – что­бы вер­нуть их на родину.

Но мы сего­дня о Дари­ге Нур­сул­та­новне и ее неза­вид­ной уча­сти. С одной сто­ро­ны, ее даже мож­но пожа­леть или, по край­ней мере, искрен­нее посо­чув­ство­вать ее поло­же­нию. Ведь, полу­ча­ет­ся, на нее опол­чи­лись все, начи­ная от жез­де (шури­на) и род­ствен­ни­ков со сто­ро­ны пер­во­го мужа и закан­чи­вая целой груп­пи­ров­кой оли­гар­хов внут­ри стра­ны (это не гово­ря о той самой «ста­рой оппо­зи­ции», с кото­рой у них дав­няя вза­им­ная непри­язнь). Но с дру­гой сто­ро­ны – все это она сама заслу­жи­ла. И, навер­ное, даже не сто­ит пере­чис­лять, чем имен­но – об этом лег­ко может ска­зать прак­ти­че­ски любой казах­ста­нец, не гово­ря уже о посто­ян­ных чита­те­лях нашей газеты.

– Да, мне тоже ино­гда искренне жаль эту жен­щи­ну. Ведь когда-то мы были близ­ки­ми дру­зья­ми. По край­ней мере, я так думал. Поэто­му я нико­гда не пошел бы про­тив нее, подыг­ры­вая ее вра­гам. И сей­час я не иду про­тив нее – я про­сто хочу спра­вед­ли­во­сти в отно­ше­нии себя, – резю­ми­ру­ет нашу бесе­ду Адо­ним Дербас.

Что ж, мы, со сво­ей сто­ро­ны, повто­ря­ем пред­ло­же­ние о предо­став­ле­нии воз­мож­но­сти выска­зать­ся в любой фор­ме. Дари­га Нур­сул­та­нов­на, выска­жи­те свой дат в адрес всех недоб­ро­же­ла­те­лей или, как вы их счи­та­е­те, завист­ни­ков! Мы даже можем вам предо­ста­вить две поло­сы газеты.

Автор: Мирас Нур­му­хан­бе­тов спе­ци­аль­но для ДАТ

архивные статьи по теме

Цена пари — судьба человека

Повстанцы наступают на Триполи

Закручивание гаек чревато взрывом

Editor