Согласно установившейся в последнее время традиции, по пятницам Акорда организует мощные информационные выбросы, перекрывающие на время новостной поток, идущий из банковского сектора. На этот раз у руководства страны получился «дуплет», так как в прошлую пятницу глава государства после оглашения своего послания народу страны устроил еще и разнос правительству, совсем недавно получившему вотум доверия свежеиспеченного парламента.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Нацфонд сделают снова крайним
Хотя в послании, как это теперь имеет место в программных выступлениях Акорды, непосредственно о печальном настоящем и не менее пессимистичном ближайшем будущем банковского сектора не говорилось, несколько поручений президента все же могут иметь отношение к этому сектору, причем позитивное, суля ему приток значительного объема ликвидности.
В первую очередь речь идет об идее главы государства о том, что «нам придется позаимствовать кредиты у Национального фонда на осуществление проектов. Я считаю, что это правильно. Эти деньги будем вкладывать в собственную экономику».
В список, озвученный главой государства, вошли 7 проектов, каждый из которых оценивается в миллиарды долларов. В их числе — строительство первого модуля Балхашской ТЭС стоимостью $2,3 млрд, завершение казахстанского участка автокоридора Западная Европа — Западный Китай, начало прокладки двух новых железнодорожных линий Жезказган — Бейнеу и Аркалык — Шубарколь, продолжение проекта по созданию производства комплексных минеральных удобрений в Жамбылской области в $2 млрд, создание комплекса глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ ($1,7 млрд), вывод на проектную мощность Атырауского газохимического комплекса ($6,3 млрд), завершение проектирования и начало строительства газоперерабатывающего завода на Карачаганакском месторождении и, наконец, прокладка трубопроводной системы для газификации Центрального региона Казахстана, включая и Астану, обеспечиваемых сейчас лишь сжиженным газом.
Точную общую сумму средств, необходимых на все перечисленные цели, глава государства не назвал, но при этом поручил правительству с парламентом пересмотреть еще и бюджет, откуда также пойдут деньги на эти проекты. Политологи сразу же напомнили, что замысел Акорды весьма напоминает амбиции лидеров советских времен — от Сталина до Горбачева, а также нынешнее настоящее коммунистического Китая — превратить страну «в гигантскую стройплощадку», дабы создать «десятки тысяч рабочих мест» и ответить таким образом «на возможные кризисы в мире». Естественно, контролировать расходование средств будет специальная комиссия, подобная той, которая отслеживала освоение денег господдержки в кризисные годы.
Другое поручение президента — о разработке и внедрении государственной системы гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство — также может пойти на пользу банкирам, для которых сегодня эта сфера и в самом деле является второстепенной. Кроме того, им же наряду с другими предпринимателями наверняка станет интересна реализация еще одного поручения — «продолжать работу по декриминализации финансово-экономических правонарушений, в том числе налоговых».
Можно упомянуть и еще одну задачу послания, адресованную правительству вместе с Нацбанком, — выработать предложения по совершенствованию накопительной пенсионной системы, где ряд НПФ контролируется банковскими группами.
Зато на последовавшем после выступления с посланием заседании правительства президент с лихвой вознаградил терпение финансовых обозревателей, заждавшихся от него более конкретных заявлений в адрес банкиров.
В первую очередь укажем на его поручение Нацбанку и правительству «обследовать» ситуацию, когда «внешние условия могут спровоцировать девальвацию валюты наших торговых партнеров». Итогом этого «обследования» должен стать «оптимальный курс тенге для конкурентоспособности продукции наших экспортеров» и подготовленный «к кризису в целом финансовый сектор».
Насчет «оптимального» курса казахстанской валюты немало говорилось еще в феврале 2009 года, когда председатель Нацбанка Григорий Марченко прямо на пресс-конференции опустил его со 120 до 150 тенге, вместо того чтобы выбрать планку 175—180 тенге, то есть девальвировать тенге к доллару на 50%, как это было сделано в апреле 1999 года тогдашним главным банкиром страны Кадыржаном Дамитовым.
Теперь, по всей видимости, так и случится, иначе казахстанским производителям будет сложно противостоять натиску конкурентов из стран Таможенного союза. Ведь Беларусь уже провела глубокую девальвацию своей валюты, тогда как россияне имеют преимущество за счет больших масштабов производства. Как бы то ни было, содержание пресловутого плана «Б» так и не было оглашено, но правительству и Нацбанку уже на этой неделе поручено доложить Акорде «о конкретных мерах, которые нужно принять по конкретным банкам и в целом по банковской системе».
Нацбанку также досталось вместе с правительством и акимами за рост цен на продукты питания и тарифы на платные услуги: «Как только жареный петух клюнет, начинают заниматься, потом расслабляются и вообще забывают об этом, пока снова не накрутится инфляция».
Еще одно поручение главе Нацбанка Григорию Марченко наряду с вице-премьером Кайратом Келимбетовым и министром экономического развития и торговли Бакытжаном Сагинтаевым касалось разработки мер по усилению межрегиональной кооперации как внутри страны, так и в рамках ЕЭП. Плюс каждому государственному органу, включая акиматы, и национальным компаниям поставлена задача выработать меры реагирования на различные кризисные сценарии.
Марченко не паникует
Конечно, прогнозы дело неблагодарное, так что вполне возможен сценарий, когда панические ожидания как главы государства, так и премьер-министра останутся нереализованными. К тому же их оппонентом поневоле оказался глава Нацбанка, который, судя по его последним публичным выступлениям, занимает противоположную, весьма оптимистичную позицию.
В интервью газете «Бизнес & Власть» Марченко заявил, что «в целом на макроуровне ситуация для Казахстана очень даже благоприятная, спокойная. Цены на экспортируемое сырье высокие… Ситуация по платежному балансу — тоже благоприятная. Курс национальной валюты стабильный, рост экономики равен 7%, инфляция за последние 12 месяцев составила 7,8%».
Более того, г‑н Марченко весьма оптимистично констатировал еще и следующее: «Несмотря на то что данная сложная ситуация в развитых странах длится достаточно долгое время, сейчас реализуется такой сценарий, что их проблемы на нашу экономику не трансформируются». Но зачем в таком случае Акорда решила направить миллиардные потоки из Нацфонда и бюджета в реальный сектор? Вопрос, как говорится, риторический.
Заметим попутно, что главу Нацбанка больше беспокоит не кризис, а грядущее обострение конкуренции на банковском рынке страны. Так, в интервью он пояснил, что после вступления в ВТО усилится конкуренция отечественных участников этого рынка с западными банками, которым после 6‑летнего переходного периода будет предоставлено право создания филиалов в нашей стране.
К тому же с 2020 года в рамках ЕЭП предусматривается функционирование единого финансового рынка Казахстана, Беларуси и России, что позволит работать банкам этих стран на нашей территории без лицензии.
Инвесторам на заметку
Перейдем теперь к главному герою информационных сводок банковского сектора — «БТА Банку». В его официальном сообщении о результатах внеочередного общего собрания акционеров, прошедшего на днях, акцент делался на «прогрессе в вопросах, связанных с предлагаемой реструктуризацией определенной части финансовой задолженности». Однако «БТА Банку» пришлось все же признать, что «по вопросам, вынесенным на повестку ОСА, решения приняты не были».
Ключевой акционер банка — ФНБ «Самрук-Казына» — попытался сохранить свое лицо, подчеркнув в сообщении, что в соответствии с соглашением о первой реструктуризации долгов будет голосовать по вопросам повестки дня лишь в случае, если их поддержат не менее чем две трети держателей GDR, проголосовавших на собрании.
Приняли в итоге участие в голосовании держатели лишь 17,97% от общего объема размещенных GDR, или 2,7% от общего объема выпущенных простых акций банка. Это обстоятельство, как ни странно, дало БТА основание заявить, что результаты собрания «не в полной мере отражают мнение всех держателей GDR» и «не являются препятствием для достижения реструктуризации и банк продолжит предпринимать все необходимые шаги для этой цели».
К тому же в банке утверждают, что «он в значительной степени продвинулся в вопросе формирования комитета кредиторов», поэтому надеется уже в ближайшие дни объявить о его формировании, огласив заодно перечень членов этой структуры. Затем банк намеревается обсуждать условия реструктуризации с этим комитетом, а после достижения договоренности с ним по ее условиям реструктуризации подготовить согласованный план для утверждения на общем собрании акционеров. Там же планируется назначить и новых членов совета директоров, включая представителей кредиторов.
ФНБ также заявил о приверженности проведению реструктуризации банка «в надлежащем порядке и на консенсуальной основе», поддерживая формирование комитета кредиторов, с которым госхолдинг намерен работать совместно «с целью достижения того, чтобы после реструктуризации банк стал конкурентоспособным финансовым институтом».
Реакция мирового финансового сообщества на эти заявления оказалась весьма негативной, а западные деловые СМИ констатировали провал общего собрания акционеров «БТА Банка» с нескрываемым злорадством. Кредиторов они назвали «рассерженными» (angry), отметив их решительное несогласие с заявлением банка о том, что результаты собрания не в полной мере отражают мнение всех держателей GDR и не являются препятствием для достижения повторной реструктуризации.
По данным этих СМИ, провал собрания не стал сюрпризом для кредиторов и держателей GDR. Более того, их представители получили инструкции голосовать против предложений «БТА Банка»! Агентство Reuters к тому же распространило информацию о том, что дефолт «БТА Банка» уже негативно повлиял на долговые обязательства «Казкоммерцбанка» и «КазМунайГаза».
Попутно Reuters привело данные аналитиков ING, утверждающих, что на нашу страну теперь приходится большая доля корпоративных дефолтов на развивающихся рынках за последние 5 лет! Для инвесторов, конечно же, это недобрый сигнал, что и объясняет отсутствие в последнее время крупных контрактов, подписанных с ними властями Казахстана.
Ну а опальный экс-глава банка Мухтар Аблязов заявил в своем письме его кредиторам, что президент Казахстана «не принял мое предложение возглавить управление БТА и вывести его на прежние позиции». Попытки же казахстанской стороны «через кулуарные переговоры добиться создания нового лояльного комитета кредиторов» расценены им как намерение правительства «любой ценой оттянуть неизбежное банкротство банка», так как, «чтобы ни обещало руководство БТА в обмен на повторную реструктуризацию, оно в очередной раз обманет кредиторов».
Выходом для кредиторов, по мнению Аблязова, может быть только привлечение к ответственности виновников национализации БТА. Сам он, точнее контролируемая им компания, акционер банка, уже подала арбитражный иск против правительства Казахстана.
Отметим также, что в пользу возвращения г‑на Аблязова к штурвалу «БТА Банка» высказался в интервью журналу Exclusive и руководитель рейтинговой компании Global Rating Ричард Хейнсворт. По его мнению, «для того чтобы спасти любой банк, необходимо отдавать его в руки людям, которые знают, как вести предприятие», а «БТА необходим сильный лидер, которому доверяют как сотрудники банка, так и его кредиторы».
Г‑н Хейнсворт, правда, оговорился, что, кроме варианта «простить Аблязова и его команду и дать им возможность доказать, что они не вели банк к банкротству», есть и другой — «назначить совершенно другого человека, который имеет хорошую репутацию и доверие кредиторов. Но такой человек не должен играть по правилам политической элиты Казахстана».
Как бы то ни было, шанс на выживание у «БТА Банка» появился. Как утверждают «пикейные жилеты» в южной столице, миллиардные потоки, которые пойдут из бюджета и Нацфонда на реализацию проектов, указанных в послании президента, могут поддержать этот банк как минимум в течение года.
«Адилет» против ФНБ
Среди текущих новостей банковского сектора в первую очередь выделим информацию КФН Нацбанка о том, что представитель одного из акционеров «Кредит Алтын Банка» обжаловал в апелляционную коллегию по гражданским делам Алматинского горсуда решение, вынесенное Специализированным межрайонным экономическим судом южной столицы, о принудительной ликвидации этого участника рынка. По этой причине регулятор продлил срок приема документов от кандидатов, претендующих на должность председателя и члена ликвидационной комиссии банка.
Новых дефолтов по обязательствам банков не было. Kaspi bank погасил свои 7‑летние облигации, предложенные рынку в январе 2005 года, выплатив напоследок инвесторам основной долг по ним в 3,5 млрд тенге и заключительное купонное вознаграждение на 161,7 млн тенге. Кроме того, им было перечислено два купонных вознаграждения по 5- и 10-летним бондам, предложенным рынку в июле прошлого года, на общую сумму 206,2 млн тенге.
«Цеснабанк» выплатил два купона на 195 млн тенге, «Евразийский банк» — на 66,2 млн тенге. «Темiрбанк» выплатил акционерам дивиденды по своим привилегированным акциям за последний квартал прошлого года на общую сумму 122,6 млн тенге.
Спокойно было и на кадровом «фронте». В «Банке ЦентрКредит» были прекращены полномочия управляющего директора в ранге члена правления Harm Yeong Tak, в результате чего в этой руководящей структуре осталось 6 топ-менеджеров — по три с казахстанской и южнокорейской стороны.
В Delta Bank решением внеочередного общего собрания его акционеров были избраны два новых члена совета директоров — Нурбол Самзаев, возглавляющий правление, и Гульнур Бейкутова в ранге независимого директора. Они присоединились к Галине Шалгимбаевой, председателю совета, Эрику Джумагазиеву и Кларе Сисенгали.
В межгосударственном Евразийском банке развития Сергея Кострикова назначили управляющим директором по бизнес-планированию.
Рейтинговое агентство Standard & Poor’s присвоило дочернему «Альфа-Банку» рейтинг по национальной шкале на уровне «kzBВВ», отметив попутно весьма высокий уровень концентрации его ссудного портфеля — к началу последнего квартала прошлого года объем кредитов, выданных 20 его крупнейшим заемщикам, превышал скорректированный капитал банка в 2,4 раза.
Из примечательных заявлений политиков, сделанных в последние дни, укажем на заявление партии «Адилет», возглавляемой другом юности главы государства — Максутом Нарикбаевым. Она решительно высказалась не только против одобренного недавно Сенатом закона «О Фонде национального благосостояния», но и против существования самого госхолдинга «Самрук-Казына». Последний предлагается расформировать с передачей активов профильным министерствам, то есть вернуться к схеме госуправления, существовавшей до создания ФНБ.
Похоже, что так оно и случится, причем уже к лету нынешнего года, тем более что и на самом деле особыми достижениями в диверсификации экономики и управлении государственными активами ФНБ похвастаться не может.
…И в завершение еще о одном заявлении. В интервью российскому «Коммерсанту» наш премьер-министр Карим Масимов сказал вполне определенно, что в отношениях с Россией в рамках создания Евразийского союза вопрос о единой валюте пока не стоит — «это проблема далекого будущего, во всяком случае для Казахстана». При этом он сослался на опыт Европейского союза, в котором «единый банк при наличии разных минфинов и разных фискальных политик приводит к очень плачевным результатам».
Источник: Газета “Голос Республики” №4 (226) от 3 февраля 2012 года
Read this article:
Ждешь кризиса – сори деньгами?!