Несмотря на зиму, нынешний февраль выдался жарким. Развернувшиеся баталии на политическом поле и информационном пространстве страны приковали к себе внимание общественности.
О срыве учредительного съезда Демократической партии Казахстана (ДПК), несостоявшихся митингах, арестах и провокациях читайте в интервью с лидером ДПК и всё еще запрещенным в Казахстане журналистом – Жанболатом Мамаем.
– Жанболат, сегодня стало известно о вашем вызове в службу пробации. Для чего вы были вызваны, и какова ваша ситуация в плане судимости? Не является ли режим пробации вашей «ахиллесовой пятой», и на что вы готовы ради достижения целей?– Да, в понедельник утром меня вызвали в службу пробации Карасайского района. В назначенное время приехал и встретился с инспектором службы пробации, который выдал мне предупреждение о нарушении порядка отбывания наказания. Мне вменили, что якобы в прошлую пятницу, 21 февраля, я не явился на регистрацию. В принципе, сейчас данное предупреждение практически ничего не значит с юридической точки зрения, так как вчера, 25-го февраля, закончился срок моего отбывания наказания. Как вы знаете, я был арестован 10 февраля 2017 года и около 7‑ми месяцев провел за решеткой. При вынесении приговора 3 года ограничения свободы суд учел этот срок как один день в СИЗО – один день ограничения свободы. Но 12 января сего года были приняты поправки к Уголовному кодексу, согласно которым один день в следственном изоляторе теперь засчитывается как два дня ограничения свободы. Если учесть, что я пробыл под арестом 7 месяцев, то мой «срок» уже давно закончился. Несмотря на то, что данный закон вступил в силу более месяца назад, мое дело было рассмотрено Карасайским судом лишь вчера. И теперь можно считать, что я полностью отбыл срок наказания и являюсь свободным человеком. По факту я отбыл свой срок «от звонка до звонка».
Теперь у меня появилась возможность лично ездить по регионам, встречаться с гражданскими активистами. В ближайшее время я планирую поехать в Астану и провести брифинг о произволе в отношении активистов Демпартии для иностранных дипломатических представителей.
Так что «ахиллесовой пяты» в виде службы пробации теперь у меня нет. С другой стороны, отдаю себе отчет, что передо мной может снова «замаячить» угроза ареста либо какой-либо другой провокации. Загадочная смерть активиста Дулата Агадила из Астаны ясно это демонстрирует. Но могу сказать одно: я выбрал свой путь. И с этого праведного, на мой взгляд пути, я никуда не сверну. Несмотря на угрозы и трудности. Я готов пойти до конца.
– Почему власть так сильно старалась сорвать проведение съезда, что сподвигло «библиотеку» пойти на беспредельные в плане законности шаги, и чего боится режим?
Вы правильно заметили, что за всеми этими провокациями против нашей партии стоит «библиотека» и лично ее «заведующий» – Назарбаев.
Без его команды силовые структуры и акиматы не пошли бы на столь масштабные репрессии против наших активистов. К каждому члену инициативной группы по созданию Демократической партии еще за месяц до съезда начали приходить сотрудники акиматов и полиции с угрозами и требованиями отказаться от своей подписи. За неделю до намеченного мероприятия начались беспрецедентные провокации против наших сторонников и посадки. Не буду перечислять все, что творили силовики под руководством «библиотекаря», об этом ваши читатели прекрасно знают.
Почему они пошли на это? Тут есть несколько причин.
Во-первых, политический режим как огня боится создания структурированной оппозиционной организации, которая единым фронтом может выступить против власти. Одно дело, когда против режима выступают активисты-одиночки, другое — когда на площади выходят организованные протестные силы в виде политических партий и движений. И такая политическая партия может прийти на смену назарбаевскому режиму в случае форс-мажорных обстоятельств.
Потому «библиотекарь» делает все, чтобы пресечь попытки создания новой партии на корню. Как искушенный автократ он понимает, что ни его «Нур Отан», ни он сам, 80-летний старец – не выдержат конкуренции ни с популярной Демократической партией, ни с ее молодыми лидерами.
Во-вторых, любая организованная сила внутри страны в разы опаснее тех, что находятся за рубежом. «Библиотекарь» как опытный диктатор прекрасно понимает, что изменения начнутся внутри страны и во главе протестных сил встанут не политэмигранты, а лидеры, которые находятся в Казахстане.
Вспомните ту же Октябрьскую революцию в России в 1917 году. Первую революцию — Февральскую совершили отнюдь не большевики и политэмигранты, а политические силы, живущие внутри страны. И только после возвращения в Россию, находясь внутри, большевикам удалось провернуть государственный переворот.
В‑третьих, даже в условиях тотального прессинга, объединенной кампании власти и Аблязова по дискредитации Демократической партии «библиотека» видит, что у ДП есть тысячи сторонников, нас поддерживает огромное количество людей. А такая сила, которая, невзирая ни на какие преграды, мощнейшее давление госаппарата и спецслужб, продолжает сопротивляться и двигаться вперед – представляет еще большую угрозу. Вот это и стало причиной тех крайне жестоких действий против нашей инициативной группы.
– В условиях жесточайшего прессинга митинг, как и съезд партии, был сорван. Как дальше будет обстоять вопрос регистрации вашей партии, и что вы намерены предпринять?
– Мы сейчас в процессе обсуждения этого важного вопроса с членами инициативной группы и оргкомитета по созданию партии. Фактически Демпартия как политическая организация состоялась. Есть лидеры и убежденные активисты в регионах, мы полны стремления изменить страну и, самое главное, у нас есть Великая идея. Теперь обсуждается вопрос юридического оформления того, что уже де-факто существует. Другими словами, это прохождение процесса регистрации.
Теперь согласно закону мы должны повторно собрать подписи не менее тысячи участников инициативной группы, что для нас не составит труда, так как списки инициаторов у нас есть. Далее подать эти документы в министерство юстиции и назначить новую дату съезда. Безусловно, мы, исходя из воли большинства активистов, пойдем на повторную регистрацию партии. Учитывая приобретенный опыт, мы примем все необходимые меры, чтобы «библиотека» вновь не сорвала съезд. Сейчас идет активная работа для повторной подачи документов. Наш штаб обязательно объявит об этом публично.
А пока для тех, кто хочет вступить в ряды инициативной группы по созданию Демократической партии, могу сообщить адрес штаба в Алматы: 8‑микрорайон, дом 4а, офис 405. Также вы можете позвонить по телефону: 87476442979.
– Когда читаешь социальные сети либо общаешься с простыми людьми, кажется, что уровень недовольства сегодняшним положением в стране просто зашкаливает. Но количество тех, кто выходит на улицу, говорит об обратном. В чём причина?
Недовольных могут быть миллионы. Но, как правило, это не всегда приводит к публичным проявлениям недовольства.
Во-первых, страх перед репрессиями и гонениями останавливает людей, не дает им выходить на митинги. Силовые структуры в части подавления недовольства работают крайне жестко.
Во-вторых, государственная пропаганда, в том числе через российские СМИ, показывая эксцессы массовых выступлений в Сирии, Ливии, также «промывает» мозги казахстанцев, зомбирует их.
Но на мой взгляд, даже эти факторы не самое главное. Репрессивный аппарат в виде силовых структур пока еще жестко выполняет приказы политической верхушки. Последние события, которые происходят в стране, четко демонстрируют, что идет гонка за власть, за место под солнцем в постназарбаевский период. Это явно чувствует и Назарбаев. Очевидно, что последние безжалостные наезды на демонстрантов в Казахстане это своеобразная попытка главы «библиотеки» показать, кто в доме хозяин, и что его рано списывать со счетов.
Но как говорится, процесс пошел, и он необратим.
Как вы упомянули, миллионы людей действительно недовольны действующей властью. Но пока они не выходят на улицы в массовом порядке. Однако, так долго этот процесс длиться тоже не может.
К госорганам со стороны народа доверия никакого нет. Уровень коррупции зашкаливает. Экономическая ситуация оставляет желать лучшего. Однако, предсказать, когда появится «черный лебедь», который кардинально изменит ситуацию, и народ пойдет на баррикады, также трудно. Это может случиться в любой момент, когда никто этого и не ожидает. Революция — это как землетрясение. А когда недовольные сотни тысяч людей выйдут на протесты, их уже никто не остановит.
– Что должно предпринять общество в борьбе с назарбаевским режимом в условиях тотальных репрессий?
– Не отчаиваться, а продолжать борьбу! Поверьте, куда более могущественные и сильные тоталитарные режимы разваливались и терпели фиаско. Можно привести десятки примеров, когда вроде бы устойчивые на вид политические режимы пали. Кто мог предсказать, что Советский Союз за считанные месяцы окажется под руинами истории? Мог ли предполагать тот же Каддафи, что его режиму придет конец, а собственный народ линчует его на глазах всего мира? Полный крах может случиться и с назарбаевским режимом. Все может развалиться в одночасье. Точно также, как не предскажешь землетрясение, революцию нельзя запланировать и предугадать. Поэтому не надо опускать руки и впадать в ступор, а надо идти вперед и бороться против несправедливости.
– 22 февраля наглядно продемонстрировало необходимость консолидации протестных сил. Готовы ли вы сделать первый шаг и призвать Мухтара Аблязова объединить усилия ДПК и ДВК?
– Да, мы всегда выступали и будем выступать за консолидацию протестных сил. Однако это нельзя понимать, что в один прекрасный день все активисты соберутся и создадут одну-единственную организацию. Нет, так никогда не было ни в одной стране мира, не будет и у нас. У каждого свои взгляды на политическую ситуацию, свое мнение по тем или иным вопросам. Но есть одна цель — избавление от диктатуры в пользу демократических перемен. Это может объединять нас всех.
Что касается персонально Аблязова, то фактически все мосты между нами сожжены. После его огульных обвинений и непрекращающихся нападок даже в день митинга, когда наших сторонников десятками арестовывали, говорить о консолидации сил с Аблязовым не приходится. У этого человека только один принцип: кто не со мной, тот враг. Все вокруг должны объединяться только под ним, вступать только в ДВК, выходить на протесты только в назначенный им день.
Понимая все это, как можно объединяться с Аблязовым? Между прочим, Мухтар всегда выступал против объединения оппозиции. Не буду копать глубоко, приведу пример из 2008 года. Тогда Тулеген Жукеев и другие лидеры партии «Нағыз Ақ жол» выступили с идеей создания одной мощной оппозиционной партии, чтобы консолидировать усилия политических сил. И кто же, по-вашему, был ярым противником данной инициативы? Мухтар Аблязов со своими политическими союзниками. В итоге объединение не состоялось.
Парижский сиделец всегда был приверженцем сектантства, он любит, когда поклоняются его культу и не терпит инакомыслия. С таким человеком нам явно не по пути.
С остальными политическими силами мы всегда в контакте и общаемся. Например, на днях разговаривал с Айдосом Садыковым, который предложил нам наметить единую дату митинга оппозиции. Мы согласились.
– Последние годы наблюдается активность в действиях власти, направленных на дробление протестных масс. В данный процесс вовлечены все подконтрольные власти ресурсы, включая т.н. «проекты», что очень сильно повлияло на уровень доверия гражданского общества к различным инициативам и начинаниям. Вы не оказались исключением, и на вас тоже пытаются повесить ярлык «проекта». Хотелось бы услышать ваш ответ.
Главным «дробильщиком» оппозиционных сил, как это ни парадоксально, оказался «оппозиционер» Мухтар Аблязов и его наемная команда. Его риторику используют и чиновники.
Я расскажу вам интересный случай. В одном из областных центров начальник департамента внутренних дел этого региона пригласил активистов и начал их убеждать не ездить на съезд Демпартии, так как это «партия власти». Анекдот, правда?
После того, как Макс Бокаев согласился вступить в ряды Демпартии, к нему приезжали сотрудники одного из силовых ведомств. Они пытались его убедить отказаться от идеи вхождения в ряды Демпартии, аргументируя это тем, что мы, мол являемся провластными и специально пригласили политзаключенного, чтобы его дискредитировать! Макс в ответ им улыбнулся и сказал: что же вы не радуетесь, если благодаря Демпартии вам удалось меня дискредитировать? После этих слов они ретировались. К тому же, после такого давления на сторонников Демократической партии говорить о том, что мы «проект» – полный абсурд. Когда эта власть устраивала такие провокации и гонения против своих «проектов»? Так что ответ очевиден: Демпартия — это по-настоящему оппозиционная народная партия.
– Муссируются разговоры, что на предстоящем съезде партии «Нур Отан» будет инициирован вопрос возвращения Нурсултана Назарбаева на пост главы государства. Возможно ли такое, и чего можно ожидать от этого съезда?
– Вполне возможно. Назарбаев своими глазами видит, как верхушка политического класса начинает непримиримую борьбу, развернулась схватка между различными кланами. В таких условиях он может попытаться вернуться на свое место, мотивируя это различными обстоятельствами. Но полностью повернуть исторический процесс вспять ему уже не удастся. Пусть даже формальный, но его уход с поста президента стал самым серьезным и судьбоносным просчетом за его долгую политическую карьеру. Но это большая возможность для прогрессивной части общества. Мы должны бороться и полностью изменить положение в стране к лучшему, сформировать новое свободное общество.
-Спасибо за откровенную беседу!
Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,
«DАТ». 27.02.2020.\