Мангистаускую область сотрясают не прекращающиеся стачки рабочих. На этой неделе из Актау пришла новость, что в специальной экономической зоне «Морпорт Актау», где расположена сингапурская компания ТОО Keppel Kazakhstan, началась забастовка. 250 человек не выходят на работу уже несколько дней, но руководство предприятия их в упор не видит.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА
- У нас только три требования, — рассказал нам помощник монтажника Серик Балтабаев. — Уравнивание нашей заработной платы с окладами иностранных рабочих, восстановление на работу всех ранее уволенных ребят, которых брали как на стажировку, а после испытательного срока уволили. Мы требуем, чтобы нам улучшили условия работы. К примеру, для того чтобы отпроситься, мы должны ставить в известность руководство за три дня. Но бывают ведь и непредвиденные случаи. Но нас никогда не отпускают с работы, если мы не соблюдаем это требование. А если получаем отгул, то эти дни срезают у нас из отпуска.
Приезжим можно, а нам нельзя?
Серик Балтабаев пояснил, что повышение заработной платы казахстанским рабочим просто необходимо: сегодня между оплатой труда местных и приезжих специалистов существует большая разница.
- У нас работают китайцы, индусы, бангладешцы, малайзийцы, пакистанцы, филиппинцы. Им только на карманные расходы выдают от 300 до 500 долларов в месяц. А оклад, естественно, намного выше. Наши ребята — такие же разнорабочие, как они, получают зарплату всего лишь 35 000 тенге, — возмущался Серик.
По его словам, иностранные специалисты приезжают на предприятие совершенно необученными. Все знания они получают от своих казахстанских коллег.
- Есть, конечно, среди них образованные специалисты, но их мало. В основном люди приезжают профессионально неподготовленными. Мы их обучаем, а потом сами страдаем. Ведь их после стажировки оставляют работать, несмотря на то что они плохо владеют своей специальностью, а наших, казахстанских, рабочих после стажировки сразу увольняют. Почему мы не можем в своей собственной стране получить работу, а приезжие могут, да еще с высоким окладом? — задается вопросом монтажник.
Рабочие бастуют уже несколько дней, но за это время от руководства к ним никто не вышел. В виде миротворцев явились только представители акимата и прокуратуры, которые заявили, что «не могут решить проблему рабочих», и попросили всех разойтись.
Люди уверены: если они прекратят забастовку, то никто не пойдет им навстречу и не станет выполнять выставленные ими условия. Пока, как заметил Серик Балтабаев, давления на них не оказывают, но рабочие все же опасаются, что ситуация может резко поменяться и их начнут разгонять силой.
Повернули, наоборот, в другую сторону
Опасность того, что трудовой конфликт может перерасти в трагедию, казахстанские власти должны себе представлять после Жанаозена очень даже хорошо. Да и вопрос уровня заработных плат иностранных специалистов и отечественных рабочих рассматривался «под лупой» уже не раз. Но урегулировать проблему, похоже, никто не собирается.
По мнению президента общественного фонда «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталовой, трагедия в Жанаозене ничему чиновников не научила:
- Им бы сесть за обучение медиации и ведению мирных переговоров. Им бы выехать за рубеж для получения опыта зарубежных профсоюзных организаций и пытаться срочно здесь этот опыт внедрить. Но нет, они, наоборот, заново перерабатывают закон «О профсоюзах», в котором появляются ужесточающие нормы. И без того ручной профсоюз делают полностью аффилированным и управляемым. Трагедия в Жанаозене привела не к тому, что мы начали двигаться к демократии. Наоборот. Все законы теперь будут служить оправданием действий работодателя и полицейских в подавлении следующих трудовых конфликтов.
Руководитель общественного фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина главной бедой всех неразрешенных проблем рабочих считает коррупцию:
- Здесь налицо коррупционная составляющая. Именно по этой причине у казахстанских рабочих кабальные условия по сравнению с иностранными. Руководители иностранных компаний знают, что могут не подчиняться закону. А в случае чего могут спокойно купить любого нашего представителя власти. Поэтому протестная сила народа будет увеличиваться.
Всем на забастовку?
Лидер движения «Улт тагдыры» Дос Кошим считает, что здесь больше вина не местных властей, а именно прокуратуры, которая не следит за исполнением закона.
- В нашем Трудовом кодексе все эти нормы прописаны. Но прокуратура бездействует, не реагирует на сигналы и обращения рабочих. К этой проблеме имеют отношение и профсоюзные организации, которые должны были с самого начала ставить во главу угла равноправную оплату иностранной и казахстанской рабочей силы, — заметил Дос Кошим.
Любопытное мнение высказал Владислав Косарев, лидер т. н. народных коммунистов, прошедших в парламент в отличие от коммунистов настоящих. Он считает, что рабочие чаще должны выходить на забастовку и только тогда смогут добиться желаемого результата.
- Правительство отдает все на откуп работодателям и работникам. Но я считаю, что правительство не должно оставаться в стороне. У нас есть Министерство труда и социальной защиты, есть инспекторы труда, которые обязаны вмешиваться и разрешать трудовой спор еще на начальной стадии. Чем чаще и настойчивее рабочие будут отстаивать свои права, тем легче будет работникам в других отраслях. Рабочие все правильно делают, они достойны, чтобы им платили больше и соблюдались условия труда, — заявил Владислав Косарев.
А вот диссидент Хасен Кожа Ахмет уверен: в том, что власть не обращает внимания на многочисленные забастовки рабочих, виноваты сами казахстанцы.
- Власть так действует, потому что знает, что народ не будет возмущаться. У нас ведь большинство людей живут по принципу «моя хата с краю…». Именно безразличие самих казахстанцев порождает беспредел со стороны государства, отметил он.
…Если вспомнить о том, что казахстанские власти готовят законопроект, наделяющий полицейских беспрецедентными полномочиями, в том числе на проверку без каких-либо оснований документов граждан, обыск их жилища, применение оружия без предупреждения, то выводы напрашиваются самые нелицеприятные. Власть пытается обезопасить себя на случай конфликта, подобного жанаозенскому. А о том, что социальная напряженность в обществе растет, говорят сегодня даже провластные эксперты. Получается, чиновники в принципе не готовы садиться за стол переговоров, отдавая на откуп решение проблем силовым структурам.
Оригинал статьи -