Надо ли говорить о жанаозенской трагедии во время празднования Дня независимости и декабрьских событий 1986 года? Если одни желтоксановцы считают, что, вспоминая первое, нельзя умолчать о втором, то другие придерживаются позиции: Жанаозен не стоит сравнивать с Желтоксаном.
Автор: Жанна БИСАРОВА
“Давайте не будем портить праздник!”
По словам лидера движения “Желтоксан-86” Гульбахрам Жунис, желтоксановцы планируют 16—17 декабря провести ряд мероприятий, но вспоминать жанаозенскую трагедию во время их проведения она считает неправильным.
- Мы будем проводить в эти дни мероприятия, посвященные Дню независимости и декабрьским событиям 86-го года. В первый день будет возложение цветов к монументу Независимости, митинг небольшой на площади, молитва в честь жертв Желтоксана, ас. Во второй день также возложение цветов к памятнику Желтоксану. 16 декабря — это День независимости, и не надо здесь смешивать Жанаозен, — была категорична Гульбахрам Жунис. — То, что случилось там, было провокацией внешних сил, они хотели нам испортить праздник!
По мнению лидера одного из желтоксановских движений, сравнивать эти два события не стоит.
- В декабре, в 86‑м году, казахская молодежь вышла на площадь во имя борьбы за независимость, там была чисто политическая ситуация. А в Жанаозене люди вышли с материальными требованиями, они за свою зарплату боролись. Были человеческие жертвы, никто не отрицает. Мы сходим в мечеть, за них тоже прочитаем молитвы, но говорить об этом с площади, с трибуны считаю неправильным. Почему у всех праздник как праздник, а у нас непонятно что?! — не скрывала эмоций Гульбахрам Жунис. — Вот недавно я была в Каракалпакстане на праздновании Дня независимости, так вот там это действительно праздник, как везде, впрочем. Почему нам не дают нормально его отмечать? Нам всегда что-то мешает. Ведь День независимости — это большой праздник и большая радость для всего народа, для нации. Так что давайте не будем портить праздник!
“Жанаозен не отдельное государство!”
Однако другой участник декабрьских событий 86-го года, диссидент и общественный деятель Хасен Кожахмет придерживается противоположного мнения.
- Мы одна страна, одна нация, и об этих двух трагедиях не можем говорить отдельно, тем более что они произошли в одно время. Как — здесь мы будем говорить о Желтоксане, а здесь о Жанаозене?! Жанаозен же не отдельное государство, там что, какие-то другие казахи живут? Если эта трагедия случилась именно в эти дни, почему мы должны молчать об этом? Именно молчание привело к повторению трагедии. А те мои “соратники”, которые называют себя желтоксановцами и призывают не говорить о Жанаозене, поддерживают линию власти, потому что работают на нее и получают от нее материальные блага, — считает он.
Как сказал общественный деятель, в двух декабрьских событиях с разницей в 25 лет слишком много общего, чтобы их разделять.
- Обе эти трагедии произошли по вине властей, по их ошибке, потому что они не хотели решать проблемы народа вовремя. Ведь сам народ ни с того ни с сего не вышел же на площадь? В декабре 86-го года был политический протест, а в Жанаозене сами же власти политизировали ситуацию. В Жанаозене люди вышли, требуя свое заработанное. Некоторые говорят, что это социальная проблема, не политическая. Но ведь все в нашей жизни связано с политикой, она нераздельна с нашей ежедневной жизнью. Если человека государство, власть оставляет без жилья, земли, зарплаты, разве это не политика? — задался вопросом Хасен Кожахмет.
По мнению общественного деятеля, реакция казахстанских властей в двух ситуациях была одинаковой.
- Жанаозен и Желтоксан в одинаковой мере показали, что власть не может мирно решать проблемы народа, что она не в состоянии управлять государством. Почему трагедия повторилась через 25 лет? В свое время я поднимал вопрос о том, что нужно сразу добиваться привлечения к ответственности тех, кто допустил декабрьские события в 86‑м, однако мы не смогли сделать этого. И это не стало уроком для тех, кто совершил преступление, они остались безнаказанными. Вот как после расстрела собственного народа власть продолжает жить с ним?! Декабрьские события 1986 года и 2011 года власти использовали для запугивания народа, применив силу. И народ боится ходить на митинги, боится говорить о Жанаозене, — с грустью констатировал Хасен Кожахмет.
По словам желтоксановца, жанаозенская трагедия должна была мобилизовать казахстанский народ, объединить его, однако этого так и не произошло.
More here:
Жанаозен: говорить нельзя молчать?