В обозримом будущем граждан страны ждет сокращение налогового бремени. Такой новостью решил побаловать в феврале казахстанцев министр финансов Болат Жамишев. Причем речь шла не о самых бедных наших соотечественниках, а о так называемом среднем классе (если таковой в Казахстане можно считать состоявшимся).
Автор: Сергей АЗАРОВ
Дело было во время одного из мероприятий, посвященного разъяснению послания президента, Болат Жамишев весьма путано сказал, что в обозримом будущем тех, кто сегодня тратит свои кровные на некие социально значимые расходы, ждут налоговые преференции. Что скрывается за этими самыми расходами и каков будет механизм налогового «отката», а главное — сколько это будет в цифрах, мы решили уточнить у самого ньюсмейкера, отправив запрос в Министерство финансов.
Надо отметить, что собирали финансисты мысли в кучу почти три недели. Ответ же за подписью вице-министра Руслана Даленова скромно уместился на одном печатном листке и содержал минимум информации. Хотя из него стало ясно, что к «социально-значимым» тратам у нас отнесены добровольное медицинское страхование, расходы на обучение и уплата вознаграждения по ипотечным займам.
Остальные вопросы остались без ответа. «Когда» и «сколько» — все это будет оговорено в Законе РК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам всеобщего декларирования», проект которого, как выяснилось из ответа на запрос, еще только разрабатывается.
На тему даты запуска всеобщего декларирования, а следовательно, и налогового рая для тех казахстанцев, что тратятся сегодня на собственное здоровье, обеспечение жильем и обучение чад и домочадцев, в правительстве наблюдается тоже полный разброд и шатание. Если ссылаться только на министра финансов, то в 2010 году он говорил о 2016 годе, двумя годами позже — о 2017‑м. Его шеф — Карим Масимов был более оптимистичен — он называл отправной точкой уже 2013 год.
Как видим, г‑н Жамишев оказался куда более дальновидным — заканчивается третий месяц 2013 года, а в правительстве всего лишь «разрабатывается проект». Когда он будет готов и в каком виде, одному господу богу (ну, может, еще премьер-министру Ахметову) известно. Так что, когда «главный по финансам» докладывал народу, что будут «скидки», он выдал желаемое за действительное.
Впрочем, в таких делах наши государственные мужи преуспевают всегда на 200—300% — врать с три короба им не привыкать. И если взяться за перечисление всего, что они обещали казахстанцам за последние 20 лет, но потом успешно забывали, — никакой газетный площади не хватит. Да вот хотя бы не далее, чем год назад, президент «вправлял мозги» министру здравоохранения и областным акимам за срыв программы «100 школ, 100 больниц», когда из запланированных 103 объектов было построено всего 58. После чего сыграл в свою любимую игру «Квартет», пересадив одних и тех же людей с места на место, и счел проблему решенной. Школ и больниц, как видим, не прибавилось.
Пример решения проблем президентом — министрам наука. Гневно надувать щеки, грозно скучать кулаком по столу в присутствии подчиненных и вещать в народ о том, что жить станет лучше и веселее, они научились. Те же из казахстанцев, кто не подвластен «хабаризации» в силу наличия критического мышления, привыкли жить «параллельно» с государством, не ожидая от него ничего — ни хорошего, ни плохого. Что и доказали последние обещания Жамишева.
Оригинал статьи:
Жамишев – налогоплательщикам: «После дождичка в четверг…»