В конце прошлого года российское издание “Огонек” опубликовало интервью профессора НИУ ВШЭ и председателя экспертного совета фонда “Хамовники” Симона Кордонского о необходимости нестандартных подходов к изучению России. Нас в этом материале заинтересовали слова исследователя о том, что в России имеет место быть сословное общество.
Процитируем ключевые абзацы на эту тему (выделения жирным шрифтом сделаны нами):
“А наша реальность описывается только через сословия. Потому что сословия, в отличие от классов, этносов, просто социальных групп — это группы, созданные государством. У нас ведь все общество — сверху донизу — целиком сконструировано государством. Под большинство сословий есть даже свои отдельные законы: о полиции, о прокуратуре, о пенсионном обеспечении — много разных. При изучении сословий важнее всего разобраться с базовыми характеристиками сословной структуры — существуют ли и, если существуют, то как функционируют сословные суды, право, сословное собрание, однако мы этого толком не знаем”.
“Я не спорю, что по Конституции все равны. Но ведь и вы не сможете поспорить, что по сословным законам — нет. Попробуйте записать ребенка в детский сад: вы обнаружите, сколько лиц — от прокуроров до малообеспеченных — имеют привилегии. Поскольку люди привыкли осмысливать и описывать реальность в терминах рыночной парадигмы — равенства перед законом и демократии, то явное неравенство они воспринимают как нонсенс, протестуют против него. Между тем как оно наша конструктивная особенность, а не просто “недостаток”. Да и на Западе начинают появляться новые сословия”.
“Их очень много. По каждому сословию создан закон. Госслужащие трех категорий, военнослужащие восьми-девяти категорий, правоохранители десяти категорий, судьи трех категорий, депутаты трех категорий… С другой стороны, есть люди свободных профессий…, есть пенсионеры со множеством категорий, есть рабочие госкорпораций и частных предприятий, есть коммерсанты трех гильдий… Иерархия очень выстроенная”.
“Бюджетники — это сословие, унаследованное от СССР, и в новой России нефункциональное. Его будущее неочевидно: бюджетники, по определению, — это люди, занятые выполнением государственных социальных обязательств. А государство от таких обязательств по факту отказывается. С этого года, например, преподаватели вузов переходят на работу по контракту, то есть лишаются статуса бюджетника и становятся работающими по найму. Проще говоря, рабочими. То же происходит в здравоохранении и культуре. Ученые тоже становятся рабочими, хотя вся активность академиков сегодня направлена на то, чтобы сделать служение науке делом государственным, а их самих –титульным сословием. Но пока не получается. Собственно, здесь ответ на ваш второй вопрос: рабочие сегодня — это не те, кто занят физическим трудом, это все, работающие по найму”.
Поскольку Казахстан очень сильно похож на Россию и наоборот, мы решили проверить гипотезу Симона Кордонского на казахстанских реалиях и пришли к выводу, что он во многом прав. Единственное, в чем мы не согласны с профессором, так это по числу сословий. По нашему мнению, таковых в республике только четыре. Опишем их, ссылаясь как на законодательство Республики Казахстан, так и на негласные правила жизни в стране.
Первое сословие, по нашему мнению, самое малочисленное и состоит из Нурсултана Назарбаева и членов его семьи. Юридической основой для его формирования стала Конституция РК, в частности раздел 3, и Конституционный закон “О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере нации”. В соответствии с ними Нурсултан Назарбаев имеет права, которых нет и быть не может у других граждан страны. В частности, он может избираться главой государства более двух раз подряд (статья 42), а его статус и полномочия определяются специальным Конституционным законом (статья 46).
В Конституционном же законе “О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере нации” предусмотрено, что даже после окончания своих президентских полномочий Нурсултан Назарбаев имеет пожизненное право:
“1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;
2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан”.
При этом “Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан – Лидером Нации”, а “Воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, а также осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации не допускаются и преследуются по закону”.
Статья 3 Конституционного закона “О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере нации” предусматривает неприкосновенность как самого Нурсултана Назарбаева, так и членов его семьи. Цитируем (выделения жирным шрифтом сделаны нами):
“Первый Президент Республики Казахстан – Лидер Нации обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий Президента Республики Казахстан, а после их прекращения – связанные с осуществлением своего статуса Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации. Он не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, допросу либо личному досмотру.
Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру Нации и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы.
На имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан – Лидеру Нации и совместно проживающим с ним членам его семьи, не могут быть наложены какие бы то ни было ограничения.
Гарантируются банковская тайна и неприкосновенность банковских счетов Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации и совместно проживающих с ним членов его семьи”.
Именно процитированные выше законодательные нормы и позволяют нам выделить Нурсултана Назарбаева и совместно проживающих с ним членов семьи в отдельное, наивысшее в Казахстане, сословие, которое мы условно назовем “Небожители”.
Что касается следующего – второго – сословия, то его численность и персональный состав более неопределенны. Мы считаем, что в него входит порядка тысячи человек. Это т.н. политические госслужащие и люди, не занимающие формальных позиций в госаппарате, но по разным причинам способные серьезно влиять на государство в целом, отдельные ведомства и территории, должностных лиц, распределение зон и сфер влияния, бюджетные и квазибюджетные расходы и так далее.
Не видим смысла называть их поименно, но именно это сословие, которое мы условно назвали “Тысяча”, является опорой елбасы. О его представителях мы читаем каждый день в казахстанской прессе, их лица лицезреем на экранах телевизоров, их именами козыряют в застольных беседах казахстанцы, когда меряются своими амбициями, связями и влиянием.
Еще одно – третье – сословие составляют государственные и квазигосударственные служащие, а также люди, которые формально не занимают позиций в аппарате, но обладают неформальными преимуществами по сравнению с обычными казахстанцами, но при этом не попадают в “Тысячу”. В казахстанских реалиях они обладают неким “весом”, “авторитетом” и “неприкасаемостью”, но последние значительно слабее, чем у “тысячников”. В этом группе можно выделить подсословия, типа: “силовиков”, “комитетчиков”, “прокурорских”, “акимовских”, “самруковских”, но это уже по желанию. Само же это сословие мы условно назвали “Слуги народа”.
И последнее – четвертое – сословие – все остальные казахстанцы или “Народ”.
В принципе, если следовать логике Симона Кордонского, то это сословие также можно поделить на подсословия, основываясь на законодательном оформлении специальных прав и обязанностей, негласной практике и существовании некоей групповой морали. Но нам кажется, что в силу того, что численность населения Казахстана в восемь раз меньше, чем в России, к тому же оно куда более патриархально, предложенного нами деления вполне достаточно.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0