Интервью с уже экс-заместителем председателя демократической партии «Ак жол» Людмилой Жулановой о причинах ее выхода из партии, одним из соучредителей которой она остается, судя по количеству телефонных звонков, сообщений на электронную почту и их географии, среди казахстанского политического истеблишмента получило большой резонанс. Отреагировали на него и в самом «Ак жоле», что само по себе очень даже нормально. Однако комментарий, представленный СМИ пресс-службой партии, похож на тот булыжник, который полетел вслед гордо уходящему… И хотя редакция не планировала продолжение темы добровольной отставки г‑жи Жулановой, после комментария ДПК оно напросилось само собой.
- Людмила Аркадьевна, 30 декабря на сайте информагентства Kazakhstan Today появился комментарий члена президиума ДПК «Ак жол» Абдразака Султанова. «Ее (то есть ваше) заявление об «отставке» — лишь попытка привлечь внимание, так как в партии ее уход вообще никто не заметил — де-фактог-жа Жуланова давно выбыла из партийных структур, в чем может упрекать лишь себя», — заявил он. Что вы ответите на это?
- Комментарий г‑на Султанова я считаю пасквилем — не менее. Прочитав его, я еще раз убедилась в правильности принятого мною решения о выходе из партии. И это не стремление «привлечь к себе внимание», как он выразился. Я не сторонница участия в скандальных историях. Такая «популярность» мне точно не нужна! Я вышла из партии в знак протеста против того, как обошлись с людьми. И не следует искать другие несуществующие причины.
Я была крайне удивлена и одновременно обрадована тем, что на интервью, опубликованное в вашей газете накануне нового года, откликнулись люди практически со всей страны. Не было отбоя от звонков однопартийцев и даже тех, кто никогда не состоял в партии «Ак жол». Общее резюме о реакции могу выразить словами одного из них: «Спасибо за правду и за защиту чести всех, кто 10 лет преданно служил партии, посвятил себя реализации ее ценностей, своим «горбом» ковал ее авторитет ценой потерь, но оказался выброшенным».
Узнав о моем выходе из партии, многие тоже решили выйти. Справедливости ради, я должна сказать, что нет ни одного человека, которому бы я посоветовала последовать моему примеру. Полагаю, что это не должно быть кампанией. Такое решение каждый должен принимать осознанно и самостоятельно.
- Член президиума партии упрекает вас в самоустранении от партийных дел: якобы Жуланова «последние два года не принимала участия в пленумах президиума и центрального совета партии, ни разу не присутствовала и на еженедельных собраниях депутатской фракции ДПК «Ак жол», где обсуждаются позиции по актуальным темам, проектам законов, готовятся депутатские запросы.
Жалобы на «неправильную» позицию партии по социальным проблемам тоже были придуманы задним числом, хотя именно социальная политика партии была прямой обязанностью самой г‑жи Жулановой как зама. Но, к сожалению, ни в дискуссии по пенсионной реформе, где партия «Ак жол» схлестнулась с г‑ном Григорий Марченко, ни в споре по Жилстройсбербанку, ни в дебатах по нашему законопроекту «О социальной защите» (который правительство отказалось пропустить), ни в полемике по закону о банкротстве,.. ни по массе других социальных вопросов — она не помогала партии и не предлагала поднимать какие-то другие вопросы». На мой, возможно, субъективный взгляд, но зная вашу колоссальную самоотдачу партийной деятельности прежнего «Ак жола», что-то верится с трудом.
Что касается моего участия в работе прежнего «Ак жола». Пожалуй, не найдется ни одного человека, который бы опроверг активность его партийцев. Сколько мы подготовили проектов программ, законов, выпустили брошюр, провели «круглых столов» и самых разнообразных мероприятий. И все это учитывало интересы всех слоев общества.
После смены председателя я сразу хотела уйти из партии, о чем сказала новому руководителю. Он категорически был против, обосновав свое мнение тем, что его обвинят в развале партии. Но все, что произошло потом, заставило меня очень об этом пожалеть. А ведь меня предостерегали! Однако после изгнания почти всех авторитетных председателей филиалов партии в регионах все изменилось.
Тем не менее оставшиеся партийцы активно включились в работу. Я подготовила социальный блок для предвыборной платформы, участвовала в выборной кампании. Думаю, мое участие было необходимым именно на выборах.
- Автор комментария сказал, что председатель ДПК Азат Перуашев из-за вашего постоянного отсутствия на работе, в апреле 2013 года расторг трудовые отношения с вами и предложил уйти с должности заместителя, что вы не отвечали на телефонные звонки…
- Правда в том, что дважды председатель партии пытался освободиться от меня под благовидным предлогом. В первый раз сразу после выборов в знак протеста против их результатов, во второй — предложил возглавить институт советников из наших «бывших», который он тут же и упразднил.
За два года ни одного звонка от председателя! То есть все встало на свои места. Здесь обратный порядок событий: я перестала участвовать в жизни партии потому, что чувствовала стремление нового руководства избавиться от старого багажа. А ведь я являюсь одним из учредителей партии «Ак жол».
- Насколько мне известно, после интервью в нашей газете вы получили предложения от других партий. Это правда?
- Да. Но «Ак жол» — это моя первая и последняя партия, и я не хочу менять их, как перчатки.
Однако хочу вернуться к предыдущей теме. Так вот, говорить, что авторитет партии возрастает, по меньшей мере, некорректно. У «Ак жола» всегда был достаточно высокий авторитет среди населения, и во многом он держался на репутации руководителей и тех, кто ее представлял. Зарабатывался этот авторитет 10 лет, именно поэтому за нее голосовали на выборах. Мы были партией для всех. Сейчас ее позиционируют как партию бизнеса. Что мешало Перуашеву и иже с ним создать новую партию — партию бизнеса?
Но почему-тог‑н Султанов умолчал о том, что председатель партии потребовал и от другого своего заместителя — Бурихана Нурмухамедова уйти со своей должности «по собственному желанию». Решение даже было утверждено президиумом, хотя в партии он остался.
Понятно, почему уходят акжоловцы со стажем, но когда покидают партию те, кто пришел недавно, — вот тут появляются вопросы. По принципиальным соображениям, например, ушел другой заместитель председателя — Талгат Абжапаров.
- Соответствует ли действительности утверждение Абдразака Султанова о том, что 13 декабря прошлого года на съезде партии вас освободили от должности заместителя председателя «Ак жола»? В прошлом нашем разговоре вы говорили, что на съезд даже не были приглашены.
- Это тоже интересный факт. Заявление об освобождении от должности заместителя председателя партии и выходе из ее рядов я отправила 18 декабря. Буквально спустя два-три дня г‑н Перуашев провел онлайн-конференцию с руководителями всех филиалов об удовлетворении моей просьбы. Автор пресс-релиза Абдразак Султанов утверждает, что меня от должности зама освободили на съезде партии 13 декабря. Ложь! Участники этого съезда подтверждают только факт переизбрания председателя партии по его же просьбе. Мой вопрос даже не поднимался. Получается, что меня освободили задним числом. Лихо!
- Что скажете по поводу ваших якобы постоянных вояжей в ближнюю и дальнюю заграницу?
- Печальнее всего узнать искаженные факты теми, кто прекрасно знает истинное положение дел. И уж совсем трагично понимать, что тебя предал тот, кому ты верил. Но, видимо, действительно, денежное содержание определяет политическое и человеческое сознание. Хотя втайне надеюсь на то, что Султанов этого не только не говорил, но даже не видел материал. Из его комментария следует, что я просто «не вылезала» из-за границы. Какая чушь! Я была в прямом смысле прикована к постели здесь — в Астане. И по истечении года выехала на Алтай для продолжения лечения. И это пишут те, кто видел мое состояние и прекрасно осведомлен о моем здоровье. Бог им судья!
Здесь же уместно вспомнить об «астрономической зарплате», в получении которой меня упрекают. Надо же такое придумать! Султанов, как никто другой, знает, что с 2005 года зарплату в «Ак жоле» я не получала. Ни тиына! Естественно, и в штатном расписании не значилась! Единственный раз мне оказали материальную помощь на лечение (за это премного благодарна!), которую оформили официально, и «писатели» об этом прекрасно знают. Кстати, и лечение мне не понадобилось бы, если бы не заработала проблему из-за стресса, связанного с ситуацией в «Ак жоле». Так что получается, что одной рукой сделали добро, а другой — свое же благое дело опорочили.
- Но наверняка нельзя не согласиться с ролью и авторитетом депутатов от ДПК «Ак жол» в мажилисе парламента.
- Что касается работы депутатов от «Ак жола». Несомненно, есть позитивные наработки, и было бы глупо это отрицать. Это дежурная работа, которой и призваны заниматься все депутаты парламента. В то же время акжоловцы проголосовали за бюджет на 2014—2016 годы, которым установлены социальные стандарты, не отвечающие их реальной величине, и которые сохранят бедственное положение малообеспеченных граждан. Спокойно приняли закон, предусматривающий повышение возраста выхода женщин на пенсию, который президент вернул в парламент. Нужны инициативы в интересах простых граждан.
- «В «Ак жол» сегодня действительно вошли и новые представители малого и среднего бизнеса, менеджеры и технари, юристы и инженеры. Это — свежая волна, которая придала традициям партии новые подходы. Не понимать, что это огромный плюс для «Ак жола» — значит жить прошлым, цепляться за давно прошедшие разговоры, игнорировать мир вокруг. Именно это и происходит с г‑жой Жулановой», — сказал корреспонденту информагентства Абдразак Султанов. Вас не оскорбила эта его сентенция?
- Почему только эта? Содержание всего комментария крайне оскорбительно. Да, в партию пришли новые люди, и это, действительно, хорошо. Но к нам и прежде постоянно приходили свежие силы. У нас в партии было молодежное крыло, выдавшее множество ценных идей в области молодежной политики. Г‑ну Султанову, по-видимому, сегодня невыгодно об этом вспоминать. «Ак жол» — в том числе и мое детище, за которое у меня всегда будет болеть душа.
И по меньшей мере, глупо вкладывать в мои уста слова, что «партия держалась на мне». Полный абсурд! Я всегда повторяла: главной ценностью нашей партии являются люди, именно от них зависит авторитет партии на местах и в целом в стране. Я узнала много прекрасных порядочных людей. У меня появились настоящие друзья, которые никогда не продадут и не предадут. Вот это ценно. Среди новых членов партии, как и в жизни, тоже есть разные люди. В числе тех, кого узнала поближе, есть люди, которых я искренне ценю и уважаю.
- В подтексте комментария — намек на заказной характер вашего интервью, что якобы вы стали «пешкой в чужой игре». Подозрения имеют право на существование?
- Насчет заказного характера данного мною интервью «Общественной позиции» могу только сказать — это не мой метод. Да и кому это интересно?!
Но есть обвинения, которые я не могу прокомментировать, поскольку даже не в курсе, о чем идет речь. К примеру, о взломе сайта «Ак жола». Я что — хакер? И вообще, что этим хотели сказать? Или относительно депутатских мандатов — абсолютный бред! Я сформулировала свое пожелание насчет партийного списка, в котором, естественно, должны быть как «старые», так и новые акжоловцы. Ни один человек из «старых» акжоловцев, способный эффективно работать, в парламент не попал. Это справедливо?! Словом, если нет порочащей истории — ее нужно придумать.
Совершенно точно знаю, что за всю свою жизнь я ни одному человеку не причинила боль, не сделала гадости, никого не обманула. Это дает мне надежду на то, что вылитая из ушата грязь ко мне не прилипнет. Поэтому я не намерена что-либо обсуждать и комментировать.
- Спасибо за интервью!
P.S.: «Прочитал пасквиль, подписанный «милейшим общим другом» Султановым А. То, что это не его подчерк, т.к. такового у него никогда и не было, можно говорить с полной определенностью. Здесь видна рука другого писаря. А ввиду того, что писал человек очень заинтересованный и компетентный во всех «телодвижениях» партии, могу с уверенностью сказать, что это рука первого лица партии. И зная внутренний потенциал аппарата и каждого в отдельности, думаю, каждая «отрыжка» партбосса была схвачена на лету и перенесена на так называемый «комментарий» по заявлению, для растаптывания персоны Жулановой и возвеличивания их любимых… Конечно, этого следовало ожидать, но тяжело осознавать, что долгие годы работал плечом к плечу с человеком, который может ради своих шкурных интересов «выстрелить в спину», при этом рассуждая о чести, достоинстве и светлых помыслах бывших партийцев…
(Из комментариев одного из «акжоловцев»)
Записала Жумабике ЖУНУСОВА, «D».
Источник: «Общественная позиция» (проект «DAT») № 02 (226) от 16 января 2014 г.