На евразийском форуме развивающихся рынков Eurasia 2013, который был посвящен главной задаче «Стратегии‑2050» – вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира, президент Нурсултан Назарбаев несколько подкорректировал эту амбицию. Скромно и с достоинством он заявил, что страна как де-факто «активный участник дискуссии, состоявшейся на форуме G20, о текущих судьбах мира» должна войти в этот клуб «де-юре».
Жесткие временные рамки вхождения в «Большую двадцатку» на этот раз не озвучивались: елбасы ограничился обтекаемой формулировкой «со временем». Однако что-то подсказывает: временная привязка членства в элитном клубе — не за горами.
Елбасы опять подставили?
Судить о работе Евразийского форума достаточно сложно: дело в том, что журналистов допустили только на его пленарное заседание. А пленарные заседания таких мероприятий, в отличие от встреч на экспертном уровне, обычно пестрят славословием в адрес страны-организатора.
И с самого начала было ясно, что из двух тем форума — «Видение Казахстана в 2050 году — вхождение Казахстана в 30 наиболее развитых государств мира» и «Региональное сотрудничество в рамках Евразийского региона, развитие региональной торговли и инвестиций» — на «пленарке» упор будет сделан на первой.
Так оно и случилось: тон мероприятию задал документальный фильм об успехах экономики Казахстана, длившийся к чести организаторов всего около пяти минут. После чего слово было дано президенту Казахстана. Елбасы попытался развить впечатление, оставленное у гостей этим видеороликом, заявив, что страна должна быть признана мировым сообществом как одна из развитых экономик мира — других ведь в G20 не берут.
Правда, формально наш аппетит пока ограничивается «тридцаткой» самых развитых государств, причем здесь, по мнению президента, мы имеем все шансы.
- Мы обладаем огромной территорией, богатыми природными ресурсами, обширными сельскохозяйственными угодьями и значительным потенциалом развития ветровой и солнечной энергетики. Мы обеспечили макроэкономическую устойчивость, — отчеканил Нурсултан Абишевич.
Более того, по мнению президента, Казахстан реализует «эффективную политику управления нефтяными доходами».
- В целом золотовалютных резервов страны — 90 миллиардов долларов, — озвучил итог этого эффективного управления Назарбаев. — Это около 30% экономики нашей страны. Мы построили базовые институты, необходимые для формирования полноценной рыночной экономики и демократического общества. Мы лидируем в регионе по многим аспектам инвестиционного и бизнес-климата.
Чуть позже, правда, Нурсултан Абишевич заявил прямо противоположное: что правительству следует пересмотреть свои взгляды на добычу углеводородов.
- Нам необходима эффективная система управления нашими углеводородными ресурсами, их запасы должны поддерживать рост экономики, но при этом должны перестать быть главным источником доходов государства, — сказал он. — Для нашего населения и государства достаточно будет добывать 2 миллиона баррелей в год (выделено ред.), этого достаточно. Поэтому определения уровня вот такого достаточного роста добычи углеводородов строго мы будем придерживаться.
Тут следует отметить, что один баррель нефти равен 0,1364 тонны нефти, несложно посчитать, что 2 миллиона баррелей — это порядка 273 тысяч тонн. И если учитывать, что переработка нефти только на собственных НПЗ в этом году, по прогнозу Министерства нефти и газа, должна составить порядка 14,4 миллиона тонн, а общий уровень добычи, включая экспортную нефть, — 82 миллиона тонн, то спичрайтеры елбасы нехило подставили его перед иностранными высокопоставленными политиками — пусть эти политики и носят приставку «экс». Потому что 2 миллиона баррелей нам для выхода на прогнозный уровень надо качать не в год, а в день — ну если только елбасы не решил все население пересадить с машин на велосипеды, разумеется…
Кашу маслом не испортишь
Впрочем, для членства в G20 вовсе необязательно уметь переводить баррели в тонны — как и для председательства в ОБСЕ вовсе не обязательно соответствовать общепринятым стандартам демократии. И последовательностью в своих выступлениях тоже можно не отличаться: внутри страны у нас различные государственные мужи выносят всем мозги успехами индустриализации, а на подобных мероприятиях оказывается, что все у нас не так уж хорошо.
- Мы должны оптимизировать текущие приоритеты индустриализации и отказаться от «увядающих сфер производства», — заявил Назарбаев. — Четвертый год мы осуществляем индустриальную программу, вводим сотни предприятий новых, создали более 1,5 миллиона новых рабочих мест. Но что строить, что развивать в Казахстане? Мы должны сейчас остановиться и посмотреть.
- Безусловно, сектор сельского хозяйства обладает огромным потенциалом развития в долгосрочной перспективе, — продолжил Назарбаев. — Растущий мировой спрос на продовольственные товары, рост численности населения в развивающихся странах, глобальные климатические изменения создают весомые стимулы для развития этого сектора. Нам важно внедрить новые технологии и включить в сельскохозяйственный оборот ранее неосвоенные земли в засушливых и полупустынных регионах.
И при этом новые подходы в экономической политике должны быть в согласии с принципами «зеленой экономики». К 2050 году альтернативная энергия должна приближаться к половине всей произведенной в нашей стране энергии, а энергоемкость экономики должна снижаться следующими темпами: до 2020 года ежегодное снижение энергопотребления должно составлять в Казахстане не менее 2,5%, а в последующие десятилетия — 3,5% в год.
А еще елбасы пообещал, что государство выйдет из рыночных структур, в которые вошло во время кризиса.
- Кризис 2008 года вынудил государство сыграть более активную роль в экономике, — попытался оправдаться Назарбаев. — Мы вынуждены были войти в активы наших банков, которые терпели очень большие трудности. Однако в долгосрочном плане усиление рыночных механизмов является безальтернативным вариантом, и мы из этих активов выходим.
В заключительной части своей тронной речи елбасы расставил точки над i.
- Размышляя над тем, как может выглядеть развитый Казахстан в 2050 году, я попробовал представить историка, оценивающего прогресс развития нашей страны. В начале 2050 года правительство подведет итоги пройденного пути, а нынешний студент — будущий историк запишет: «В декабре 2012 года тогдашний президент озвучил цель войти в число 30 развитых стран мира. Мы добились этой цели», — заключил он.
Без ложки дегтя не обошлось
После Назарбаева слово было предоставлено многочисленным высокопоставленным (в прошлом) гостям — и те лицом в грязь не ударили, пророча Казахстану столь же большое будущее, что и его президент.
- «Стратегия‑2050» — это амбициозный документ, задачи которого будут реализованы, — в тон елбасы заявил экс-президент Польши Александр Квасьневский. — Я убежден в этом, потому что очень хорошо знаю Казахстан. В первый раз я сюда приехал в начале 1990‑х годов, когда страна переживала драматичный период. Сегодня, спустя 22 года, я думаю, мы должны поздравить Казахстан с достижениями. Сегодня Казахстан — стабильная страна. Она преодолела кризис. Хорошо себя зарекомендовала на глобальной арене. Важно то, что Казахстан является источником стабильности, экспортирует стабильность на весь регион.
Экс-канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр отметил, что мир находится в начале пути глобальных изменений, которые произойдут к 2050 году.
- Это период, когда сменятся игроки и правила, предстанут новые сложные вызовы, — сказал Гузенбауэр. — Надо использовать эти вызовы и строить на них более экономически устойчивое будущее для своей страны. Есть два аспекта, на которые стоит обратить внимание развивающимся странам для достижения целей долгосрочных стратегий. Во‑первых, это устранение неравенства, это необходимо не только из-закакого-то морального содержания. Только посредством меньшего неравенства мы сможем вовлечь всех людей в продуктивную экономику.
Во‑вторых, по его мнению, миру следует обеспечить так называемую образовательную революцию.
- Мы должны использовать на 100% потенциал нашей молодежи и вовлекать их в общее образование. Это является важным для такой страны, как Казахстан. Потому что если в стране всего лишь 17 миллионов человек, то каждый человек имеет огромный вес, — подчеркнул экс-канцлер Австрии.
А бывший премьер-министр Италии Романо Проди не стал ходить вокруг да около и сразу заявил, что Казахстан может оказаться в 30 развитых стран мира гораздо раньше 2050 года. «Я надеюсь, мы сможем вам в этом помочь», — сказал Проди.
После чего сосредоточился на главном источнике денег постсоветского и Центрально-Азиатского региона — на энергетике.
- Энергетическая оценка Евразийского региона позитивная, регион является чистым экспортером энергетических ресурсов, нефти и газа, однако в последнее десятилетие внутреннее потребление нефти и газа выросло: на 21% — нефти и 27% — газа, в результате экономика Казахстана входит в список 11 наиболее энергоемких в мире, — не обошелся без ложки дегтя итальянец.
После чего «пленарка» благополучно закончилась, и двери форума для пишущей братии гостеприимно закрылись…
Источник: Газета «Ассанди-Таймс» от 13 сентября 2013 года
Читать оригинал статьи: