Новый указ №184 формально закрепляет систему двоевластия на период существования института пожизненного председателя Совбеза
Касым-Жомарт Токаев 9 октября подписал Указ «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты президента Республики Казахстан», но несмотря на то, что этот документ кардинально меняет взаимоотношения двух дуумвиров, на официальном сайте Акорды он до сих пор не опубликован. Поправки – революционные.
Итак, действующий президент внес важнейшие изменения в порядок назначения высших чиновников в государственном аппарате. Теперь все они (в том числе и министры, непосредственно подчиненные президенту, и акимы областей) должны согласовываться с председателем Совета безопасности. Собственно, новый указ формально закрепляет, точнее продлевает систему двоевластия на период существования института пожизненного председателя Совбеза.
Утверждение елбасы, что никакого двоевластия в стране нет, было бы верно с юридической точки зрения, если бы размежевание между бывшими и пришлыми происходило по границе различных ветвей власти. Скажем, Назарбаев ограничился бы контролем парламента и маслихатов через партию «Нур Отан», а в ведении Токаева оставалась исполнительная власть: правительство и акимы. На самом деле мы наблюдаем расщепление только внутри исполнительных структур, где новым указом фактически вводится право вето каждой из противостоящих сторон.
Заметим, что на уступки идет именно Токаев.
Почему он это делает? Вопрос, конечно, прелюбопытный. Возможно, действующий президент решил «узаконить» права бывшего президента в вопросах кадровых назначений в добровольном порядке, поскольку юристы усмотрели несоответствие между законодательством, определяющим статус Назарбаева, с одной стороны, и полномочиями президента – с другой. Это должно ослабить напряженность, наблюдаемую в последнее время, между Акордой и «Главной библиотекой» в кадровых вопросах.
Не исключено, что уступка чисто тактическая: Токаев предпочел уступить текущее сражение за кадры, но выиграть войну за свои полномочия, имея в виду, что такая ситуация не продлится вечно и рано или поздно он вернет свое. После физического ухода Назарбаева Указ №184 можно будет поставить на утрату, а место председателя Совбеза автоматически перейдет к президенту. Неизвестно, чем еще обернулась бы для Токаева попытка жесткого сопротивления. Всегда надо помнить, что партия «Нур Отан» обладает не простым, а конституционным большинством, позволяющим объявить казахского президента правителем с церемониальными функциями.
Одним словом, мотивы, подвигнувшие Токаева на такой шаг, могут иметь разные, даже субъективные причины. Как бы то ни было, наступление Назарбаева на позиции действующего главы государства совершенно очевидно. Не зря некоторые наблюдатели расценили это как капитуляцию последнего.
Вопрос теперь заключается в том, остановится ли на этом осеннее контрнаступление на президентские позиции?
Если оценивать положение сторон на сегодняшний день, то Назарбаев получил весьма существенное, но только тактическое преимущество. Он в какой-то степени узаконил систему двоевластия, решил вопросы личной безопасности, но не решил важнейшую стратегическую задачу: проблему сохранения своего «исторического наследия» и благополучия в будущем всего своего окружения. После его физического ухода система управления полностью перейдет в руки действующего президента, и тогда роль и место первого президента в нашей истории, а также судьба его семьи окажутся в руках единоличного всевластного правителя.
И это обстоятельство сразу расширяет проблему, ибо она не может не волновать всю назарбаевскую элиту. Ту самую, от которой Токаев вынужден теперь терпеть всяческие унижения. Логично предположить, что, лишив президента свободы действий в кадровых назначениях, Байбек и его команда продолжат генеральное наступление и, в конце концов, лишат главу государства его властных полномочий. Уже сейчас, при жизни Назарбаева.
Определенные признаки такого настроя проявляются как в политической активности председателя Сената Дариги Назарбаевой в этом направлении, так и в поведении спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина, заявившего на днях о готовности фракции правящей партии «законодательно обеспечить инициативы елбасы».
Поэтому изменения в Конституцию, перераспределяющие полномочия от президента к парламенту и правительству, должны произойти до новых парламентских выборов. Думаю, в «Библиотеке» отдают себе отчет в рисках, связанных с тем, что на выборах партия «Нур Отан» конституционное большинство уже может и не получить.
ПОД ТЕКСТ
Согласно своему же Указу №184, Токаев уже не сможет самостоятельно повторить «кейс» с отставкой бывшего акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова: любую отставку и любое назначение ему теперь придется согласовывать в «Библиотеке» лично с елбасы, считает телеграм-канал Uzyn Qulaq. Фактически у президента изъята возможность для политического управления страной, а неэффективные госслужащие освобождены от «страха» разгневать своим бездействием президента и потерять лакомое место.
Кроме того, указ ставит крест на идее Токаева о создании «социального лифта» из президентского кадрового резерва и рекрутинга выдающихся молодых людей в государственный аппарат, и очевидно, ни о каких «300 спартанцах Токаева» речи быть не может, только проверенные временем агашки и татешки.
В то же время Uzyn Qulaq обращает внимание на то, что согласно букве указа главу МВД и Министерства обороны Токаев может снимать и назначать без согласования с пожизненным главой Совета безопасности. То есть, делает вывод телеграм-канал, вопросы реальной государственной безопасности почему-то оказались неинтересны Нурсултану Назарбаеву.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Телеграм-канал Uzyn Qulaq сообщает, что в конце минувшей недели на заседании парламентской фракции «Нур Отан» с участием членов правительства Нурсултан Назарбаев устроил разгон партийцам. Больше всего досталось Нурлану Нигматулину: елбасы отчитал депутатов фракции в Мажилисе за отсутствие работы с прессой и какой-либо инициативы: «За последние несколько месяцев члены фракции не выразили своей позиции практически ни по одному резонансному случаю». Основной темой стала и полная неготовность партии к предстоящим выборам в парламент. «Из 112-ти предвыборных обещаний партии выполнено не более 30-ти, а «план нации – 100 конкретных шагов» (был озвучен Назарбаевым еще в мае 2015 года) исполнен лишь наполовину».
Провал Бауыржана Байбека по «перезагрузке» партии «Нур Отан» становится очевиден. Байбек и Нигматулин сейчас действительно больше увлечены аппаратной борьбой, чем партийным строительством, а их действия не способствуют росту доверия населения к партии «Нур Отан» (уровнь доверия к которой по-прежнему находится на рекордно низкой отметке и не превышает 20%), считает телеграм-канал Uzyn Qulaq.
Тем не менее возрастает политическая активность дочери елбасы Дариги Назарбаевой. Недавно она посетила западные регионы Казахстана и вышла, по мнению другого телеграм-канала «Записки Аксакала», далеко за рамки рядовых рабочих визитов, проведя встречи с депутатами маслихатов, с представителями Ассамблеи народа Казахстана, а также с «активами» областей.
Затем Дарига Назарбаева прилетела в Москву с официальным визитом. У нее запланирована встреча с председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко и главой правительства России Дмитрием Медведевым.
Казахстанская сторона, сообщает телеграм-канал Uzyn Qulaq, также запросила возможность встречи с президентом России Владимиром Путиным, чему в Кремле были сильно удивлены и не дали однозначного ответа, сославшись на плотный рабочий график президента и его пребывание вне столицы (предположительно, в резиденции «Бочаров Ручей» в Сочи). В Москве, по сведениям Uzyn Qulaq, не торопятся списывать ее со счетов, как вполне вероятного преемника Токаева. «Несомненный для Кремля плюс, которым обладает Дарига Назарбаева в качестве третьего президента Казахстана, – ее уязвимость, ведь весь ее путь в политике связан с обилием компромата, который на нее был собран от находящегося в Лондоне под арестом младшего сына до финансовых активов в Австрии», – подытоживает Uzyn Qulaq.
«И в Москве, и в Нур-Султане склонны думать, что столь резкая активизация публичной деятельности Дариги Назарбаевой может быть связана не только с необходимостью после парламентских выборов стать председателем Сената, но и с возможным новым транзитом власти», – прогнозируют «Записки Аксакала».
На заседании фракции «Нур Отан» в парламенте Назарбаев, помимо критики депутатов, сказал еще, что «предвыборная программа партии не интегрируется в систему государственного планирования. Но всем известно, что Правительство, в соответствии с Конституцией, слагает с себя полномочия перед вновь избранным Мажилисом, поэтому программа победившей партии должна ложиться в основу пятилетней деятельности Правительства. А члены фракции партии в Мажилисе должны постоянно контролировать выполнение программы».
Из этих слов следует, полагает телеграм-канал «Записки Аксакала», что Казахстан все больше и больше движется к парламентской республике, и после выборов в Мажилис будет сформировано новое правительство уже при участии парламентской фракции победившей партии власти, а ее предвыборная программа станет экономической программой правительства, контроль за исполнением которой будет также осуществлять фракция «Нур Отан».
Автор: Виктор КОВТУНОВСКИЙ, политолог
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан