Европарламент настаивает на проведении независимого расследования с международным участием событий в Жанаозене. В оценке случившегося в этом казахстанском городе у политиков из ЕС, по мнению экспертов, есть различия.
Судебное разбирательство по уголовному делу о массовых беспорядках в Жанаозене, в ходе которых погибло около двух десятков человек, начнется 27 марта в Актау. Об этом сообщила пресс-служба Верховного суда Казахстана. А 15 марта Европарламент принял резолюцию, посвященную кровавым событиям в этом казахстанском городе. В ней, в частности, содержится требование проведения независимого расследования случившегося в Жанаозене комиссией с международным участием.
Андижан и Жанаозен
По мнению боннского эксперта по Центральной Азии Михаэля Лаубша (Michael Laubsch), европейские политики, которые занимаются Казахстаном, проспали Жанаозен, где социальный взрыв назревал с мая 2011 года. “А после беспорядков, случившихся 16 и 17 декабря, политики заторопились с реакцией”, — отмечает Лаубш в интервью DW.
Михаэль Лаубш
По словам научного сотрудника университета Бремена Беате Эшмент (Beate Eschment), сейчас в Евросоюзе можно выделить две основные группы политиков, в той или иной мере занимающихся вопросом Жанаозена. Первая проводит сравнение случившего в Казахстане с событиями в Андижане в мае 2005 года.
Вторая видит в жанаозенской трагедии свидетельство нездоровой ситуации в Казахстане и беспомощности властей в ситуации крупной забастовки, но аналогий с Андижаном избегает. “Андижан — это событие другого измерения, нежели Жанаозен. Реакция властей и силовых структур Казахстана была совершенно иной, нежели в 2005 году в Узбекистане. Резкость обвинений со стороны европейских политиков в адрес Астаны объясняется как действительным разочарованием в процессах либерализации в Казахстане, так и тем, что преувеличение привлекает внимание”, — полагает Эшмент.
Две группы политиков
Михаэль Лаубш тоже делит европейских политиков, занимающихся Жанаозеном, на две группы, но иначе их классифицирует. “Первая группа — это ряд депутатов от левых партий, имеющих тесные контакты с профсоюзным движением. Они требуют от Евросоюза решительно встать на защиту интересов казахстанских нефтяников и оппозиции. Вторая группа — условно говоря, прагматики, они не хотят осложнения отношений с Астаной из-за Жанаозена”, — констатирует эксперт.