Известные проблемы выпуска и распространения бумажной версии «Республики» вызвали к жизни новые и довольно эффективные формы взаимодействия читателей с редакцией и журналистами через социальную сеть Facebook. Уже в день выхода предыдущего номера, то есть в прошлую пятницу, в этой сети появился пост известного банкира Жомарта Ертаева.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Г‑н Ертаев, напомним, возглавлял «Евразийский банк» до его отстранения от этой должности решением АФН и последующего заключения под стражу. Ныне он руководит Евразийским центром финансового консалтинга и консультирует Совет директоров «Bank RBK», являясь одним из самых активных пользователей Facebook среди банкиров.
В своем посте, обращенном к автору этих строк, г‑н Ертаев сообщил следующее: «Прочитал Вашу статью. Все хорошо! Только в этот раз большая неточность. При мне Евразийский банк не был убыточным. Зачем Вы так?».
Как выяснилось из последующего поста, такая реакция была вызвана следующим фрагментом предыдущего банковского обзора: «…Г‑н Эгглтон, также выступивший в «Курсиве» и, кстати, вытащивший «Евразийский банк» из убытков после смещения г‑на Ертаева с поста председателя правления под давлением силовиков, полагает, что, если у государства, контролирующего БТА, «Альянс» и «Темiр», «нет возможности продать банки, значит, инвесторы либо не считают структуру прибыльной, либо видят иные проблемы».
Г‑н Ертаев напомнил, что он был отстранен от должности председателя правления «Евразийского банка» 3 июля 2009 года по приказу АФН, а 22 августа был заключен под стражу. При этом согласно данным оперативной отчетности регулятора по состоянию на 1 апреля банк располагал финансовым результатом в виде прибыли на сумму 162,6 млн. тенге. «Таким образом, — констатирует банкир, — я передал банк с положительным финансовым результатом. Что было после меня, это уже вопрос к новому руководству».
В ответном посте автор этих строк поблагодарил банкира за его комментарий, пояснив, что «по смыслу материала убытки банка конкретно никому не приписываются, а Ваше смещение с поста главы «Евразийского» упомянуто исключительно как историческая веха в судьбе этого банка!».
К этому моменту к обсуждению подключилось немало пользователей Facebook, некоторые из которых (в частности, Плюшевый Крыс) оказались весьма компетентными в банковской статистике и указали, что, например, на 1 мая у «Евразийского» был убыток в минус 236,7 млн. тенге. А пользователь Ерлан Петров заметил: «Получается: на 01.07.2009: при активах 2,35 BUSD чистая прибыль 1,08 MUSD. Это не мало? Не подумайте ничего плохого, просто интересно».
В итоге мы решили выложить в Facebook месячные данные о финансовых результатах банка в том сложном для него году, добавив к ним свои комментарии.
На 1 января 2009 года (то есть по итогам 2008 года) прибыль составила 1 млрд. 111,9 млн. тенге; 1 февраля — прибыль 41,2 млн. тенге; 2 марта — прибыль 49,1 млн. тенге; 1 апреля — прибыль 57 млн. тенге; 1 мая — убыток 264,3 млн. тенге (Плюшевый Крыс дал точную информацию); 1 июня — убыток 236,7 млн. тенге; 1 июля — прибыль 162,6 млн. тенге (г‑н Ертаев дал точную информацию, он действительно оставил банк с положительным результатом!); 1 августа — убыток 213,2 млн. тенге; 1 сентября — убыток 578,9 млн. тенге; 1 октября — убыток 799,8 млн. тенге; 1 ноября — убыток 1 млрд. 161,8 млн. тенге; 1 декабря — убыток 2 млрд. 541,5 млн. тенге; на 1 января 2010 года — убыток 12 млрд. 604,5 млн. тенге.
С этим раскладом и нашими комментариями г‑н Ертаев согласился. А пользователь Абылкасым Мамырбеков уточнил: «2009 год Банк закончил с убытком 12,604 млн. тенге. Убыток сформировался из-за расходов на создание провизий на сумму 17,690 млн. тенге (2008—2009 гг. начало финансового кризиса в банковской системе, когда большинство компаний перестало обслуживать свои займы)… В Евразийском Банке за предыдущие периоды размер провизий к ссудному портфелю в среднем составлял около 4,5%, как и в большинстве Банков РК. В конце 2009 г. Евразийский Банк поднял его до 12,6%. Из за убытков уменьшился капитал банка, акционеры были вынуждены для покрытия убытков банка увеличить уставный капитал на 9 млрд. тенге. 5) Если же взять 2010г. то размер провизий к ссудному портфелю упал до 10,3%, и Банк закончил год с прибылью 633 млн. тенге. Поэтому я думаю нельзя однозначно утверждать что г‑н Эгглтон вывел банк из убытков, т.к. любую статистику можно всегда рассматривать под разными углами».