В Евразийском союзе суверенитету Казахстана ничего не грозит, сравнивать его с Советским Союзом некорректно, и единой валюты с Россией и Белоруссией у нас не будет. Об этом уверенно заявил вчера в Астане на брифинге в Службе центральных коммуникаций первый заместитель премьер-министра республики Бакытжан Сагинтаев.
Договор о создании Евразийского экономического союза будет готов и подписан к маю текущего года, первым делом обрадовал слушателей и зрителей вице-премьер и заверил: «Мы максимально учли все нюансы, которые на сегодня необходимы для нас».
Бакытжан Сагинтаев приоткрыл завесу тайны над концептуальными процедурами и привел ряд аргументов в защиту независимости Казахстана и равенства сторон в наднациональном объединении.
По его словам, во-первых, если какое-то решение не разделяется всем советом, то есть возможность его заблокировать, причем на разных уровнях. Второе: ничто не запрещает Казахстану «заключать договоры с третьими государствами и международными организациями». И третье: Казахстан «на должном уровне» будет представлен в органах союза — Евразийской экономической комиссии и суде.
В ЕЭК от Казахстана делегированы Даниал Ахметов, Нурлан Алдабергенов и Тимур Сулейменов. В суде представлено по два судьи от каждой страны. Однако на уровне структурных подразделений равенство заканчивается.
«Что касается структурных подразделений, то (…) имеется 23 департамента, где 2 директора из Беларуси, 3 из Казахстана, остальные — российская сторона. Мы сейчас говорим о другом подходе — о равной представленности. Мы можем делегировать 23 кандидата в 23 департамента, 23 из России, 23 из Беларуси. И конкурсная комиссия (…) 9 членов коллегии, будут заниматься отбором кадров», — разъяснил он.
Г‑н Сагинтаев подчеркнул, что не может быть никаких ассоциаций Евразийского союза с советским прошлым:
«Это абсолютно не шаг назад, мы выходим, наоборот, на новый уровень равноправного экономического партнерства, при этом независимость наша остается незыблемой. Более того, вы помните, в прошлом году глава государства сказал, что если какие-то объединения будут ущемлять нашу независимость, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее. Так что наши граждане могут не переживать, Евразийский экономический союз не представляет угрозы для суверенитета Казахстана. Зато мы получаем колоссальные возможности».
Возможности, как выяснилось, заключаются в увеличении рынка: с момента работы Таможенного союза, по его словам, почти вдвое выросли инвестиции, например, в обрабатывающую промышленность Казахстана и достигли 4 млрд долларов в 2013 году против 1,8 млрд в 2009 году.
«Общий объем инвестиций вырос на 34% и достиг 28 млрд долларов. Это говорит о том, что значительно повысилась инвестиционная привлекательность Казахстана, — добавил он. — В 2013 году товарооборот с Россией и Беларусью превысил 24 млрд долларов».
Сагинтаев призвал не верить слухам, что в этих отношениях Казахстан проигрывает торговую конкуренцию, так как в ряде отраслей у нас увеличился экспорт (например, цемента — в 16 раз).
«170 млн человек — рынок сбыта, наша страна большая, но рынок небольшой. А Евразийский союз для нас идеальный вариант. Объем государственных закупок России и Беларуси составляет 200 млрд долларов, что в 26 раз превышает наш уровень. Наши бизнесмены смогут участвовать в этих конкурсах», — привел Бакытжан Сагинтаев цифры в качестве аргумента.
Журналисты, однако, попытались нащупать границы интеграции и задали вопрос о возможном вводе единой валюты союза, но Сагинтаев эту информацию опроверг:
- Я не знаю, откуда эти слухи берутся. Мы эти вопросы о единой экономической валюте вообще не обсуждали, и в проекте договора этого вообще нет. То есть не будет никакой единой валюты. Тенге у нас остается.
…Более внимательно познакомиться с проектом договора можно на сайте Министерства экономики и бюджетного планирования.