Подробности читайте на http://clck.ru/DYxk
О том, что в совет директоров российского «Газпрома» может войти председатель правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев, первой поведала российская газета «Ведомости».
«Источник, близкий к «Газпрому», утверждает, что в совет директоров компании может войти также председатель правления казахстанского суверенного фонда «Самрук-Казына» и зять Назарбаева 44-летний Тимур Кулибаев — один из богатейших бизнесменов Казахстана (Forbes оценил его состояние в $1,3 млрд), занимал руководящие должности в нефтегазовых компаниях «КазахОйл», «КазТрансОйл» и «КазМунайГаз», — сообщило российское издание в понедельник.
А нам стало интересно, зачем Кулибаеву нужен «Газпром», а «Газпрому» — Кулибаев. Высказать свои версии мы попросили казахстанских политиков.
Лидер партии «Руханият» Серикжан Мамбеталин полагает: знаменитая фамилия тут ни при чем, выбор «Газпрома» обусловлен не личностью, а должностью зятя Назарбаева.
- В таких компаниях, как «Газпром», есть независимые директора. Так как Кулибаев (Тимур — авт.) занимает высокую должность в «КазМунайГазе», в принципе, это приемлемо. Кстати, есть информация, что на аналогичную должность приглашается и бывший канцлер Германии Герхард Шредер, это тоже говорит в пользу моей версии, — считает политик.
По его словам, в приходе Кулибаева в «Газпром» есть своя логика.
- Думаю, что должность, на которую приглашается Тимур Кулибаев, говорит о еще большем сближении нефтегазовых комплексов России и Казахстана. У нас есть СП «КазРос», это «дочка» «Газпрома», которая занимается переработкой газа на Оренбургском НПЗ. «КазМунайГаз» разрабатывает Хвалынское месторождение (газоконденсатное — авт.) в Астраханской области России, у нас достаточно много совместных проектов. Нас многое связывает, у нас много общего, — обрисовал ситуацию лидер «зеленых». — Одно только выглядит странным. Ведь, как известно, лозунг «Газпрома» — «Это национальное достояние», чего не скажешь про наши компании.
А вот у генерального секретаря ОСДП «Азат» Амиржана Косанова выдвижение Тимура Кулибаева в совет директоров российского гиганта вызвало немало вопросов.
- Многие аналитики отмечают данную инициативу российского правительства как желание улучшить отношения с Казахстаном как одним из главных транспортных коридоров газпромовского газа. Так что ничего удивительного в этом нет, — признал политик. Однако тут же задался вопросом: — Но почему государство будет представлять именно зять президента? Этот вопрос крайне актуализируется с учетом печального опыта нахождения членов семьи президента в важнейших государственных органах. Почему не министр нефти или экономики?
По мнению социал-демократа, при подборе кандидатов на это место важен не столько личностный, сколько институциональный подход.
- Второй вопрос тоже важен: понятно, что делегированный Правительством России член совета будет защищать интересы России. Ведь никто пока не говорит о том, что кандидат будет независимым директором. Как тогда быть с национальными интересами Казахстана в газовой сфере? — продолжил сыпать вопросами Амиржан Косанов. — Особенно на фоне ярко выраженной тенденции, когда Россия намерена свою национальную компанию поднять на уровень транснациональной…
По мнению спикера, без большой политики здесь не обошлось.
- Логично то, что многие начали рассматривать эту инициативу исключительно через призму усиления — в первую очередь, политического и публичного — самого Кулибаева-младшего и связанной с ним группы влияния. Обжегшись на молоке, дуют не только на воду. Но и на нефть и газ! К тому же не думаю, что сие институциональное и геополитическое усиление одной группы вызовет радость у противников. Так что межклановая война только усилится.
See original article:
Дыхание «Газпрома» становится ближе