Сделать еще легче кошельки населения твердо настроены в казахстанском правительстве. В бюджет страны 80% налогов должны вносить граждане Казахстана, а не юридические лица, считает министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.
По его мнению, для стран, входящих в тридцатку наиболее развитых в мире, это абсолютно нормальное решение.
- Я согласен с одной вещью: что в будущем в рамках нашего вхождения в 30 наиболее развитых стран мира пропорция должна меняться, потому что должны расти доходы населения. В этом случае государство должно от него получать соответственно больше налогов. Тогда будет снижаться нагрузка для бизнеса, и будет расти налоговая нагрузка на физлиц здесь. У нас пока пирамидка перевернутая, поэтому сегодня, когда мы говорим об общей налоговой нагрузке, идеальной пропорции, которая у нас предполагается, у нас нет. Физлица у нас не платят 80% в бюджет, как мы хотели бы, — сказал министр в ходе вчерашнего обсуждения с депутатами сената налоговых льгот.
Глава МЭБП напомнил, что в настоящее время в Казахстане довольно низкий уровень налоговой нагрузки как на физических, так и на юридических лиц. За последние двенадцать лет налогообложение физических лиц в Казахстане практически не менялось, и налоговый режим, введенный с 2009 года для юридических лиц новым Налоговым кодексом, имеющийся корпоративный подоходный налог, действующий налог на добавленную стоимость, всевозможные вычеты, уровень индивидуального подоходного налога в размере 10%, в сравнении с развитыми странами у нас один из самых низких.
- Если мы возьмем мировую систему экономики, то 80 на 20 считается хорошо, когда 80% — это физические лица платят налоги и только 20% — предприятия. Вот тогда страна дает возможность развиваться предприятиям. Какова на сегодняшний день структура налогов юридических и физических лиц? Сколько у нас: 60 на 40, 50 на 50, 80 на 20? Сколько мы получаем в общей базе налогов от юридических лиц, а сколько от физических лиц? — спросил у министра депутат сената Владимир Бобров.
- Сейчас мне прямо трудно сказать, чтобы не подвести себя и вас относительно статистики, — стушевался Досаев.
Впрочем, уверенности в своей правоте у него не убавилось.
Свой подход есть у министра экономики и к субъектам игорного бизнеса. По его мнению, они должны платить налоги не в фиксированном размере от количества столов, а с учетом доходов и расходов. В ходе обсуждения с депутатами сената парламента налоговых льгот в РК министр отметил, что соответствующий законопроект будет внесен в парламента осенью текущего года.
А вообще количество налоговых льгот вводит господина Досаева если не в возмущение, то в удивление. И он предлагает с этим бороться.
«В результате проведенного налогового анализа всего в стране 281 льгота на общую сумму 1 трлн 251 млрд 700 млн тенге, — привел цифры Досаев. — Нами определены льготы, подлежащие сокращению в первую очередь: это так называемые временные льготы, индивидуальные льготы и противоречащие требованиям вступления во Всемирную торговую организацию. Во вторую очередь — не соответствующие принципам введения всеобщего декларирования доходов, которое будет введено в Казахстане с начала 2017 года».
По словам министра, эффективность налоговых льгот определялась по трем направлениям: по бюджетной эффективности путем просчета потерь бюджета, социальной эффективности в виде создания новых рабочих мест и увеличения доходов граждан, а также экономической эффективности в виде улучшения финансовой деятельности налогоплательщиков при использовании льгот. Все, что свою эффективность не доказало, будут сокращать.