Жильцы двухэтажного дома на улице Физкультурной в Усть-Каменогорске всерьез обеспокоены свалившейся на них новостью. Недавно из СМИ они узнали, что их дом, которого не оказалось в жилом фонде города, в ближайшем времени власти намерены снести. Люди, которые живут в дряхлом строении, окажутся на улице – ни у одного из них нет документов, устанавливающих права на свои квартиры.
Автор: Андрей ЕФИМОВ
Сначала можно подумать, что в этом доме 1947 года постройки, который находится в отдаленном городском микрорайоне — поселке Аблакетка, живут крайне неблагополучные семьи. Уж очень непрезентабельно снаружи выглядит здание, в подъездах облупилась краска, осыпается штукатурка.
Несмотря на это, во многих квартирах на удивление чисто и уютно. В доме — восемь квартир, но в некоторых живут по две семьи. У каждого — по двое детей. Получается больше 30 жильцов.
- Я живу здесь с мужем и двумя сыновьями — четырех и шести лет, — уже восемь лет, до этого здесь жили родители супруга. Они заселились в дом в 1998 году — приехали из Курчумского района. Они даже свой дом в деревне не могли продать, и денег почти не было. Здесь по расписке купили квартиру у прежних хозяев, — рассказала жительница дома Ботагоз, с опаской поглядывая на журналистов и фотоаппараты.
Хозяйка боится, что чем больше внимания будет к ее дому, тем быстрей его снесут. Фотографироваться отказывается, но ее ребятишки с любопытством позируют.
Когда-то в доме было паровое отопление, но кто-то платил, кто-то нет, и его отрезали. Теперь все топят печки, носят воду из уличной колонки.
- За свет платим исправно, уголь и дрова сами покупаем. Мы не жалуемся, нас все устраивает, главное — лишь бы нас не трогали! У нас не хватает денег, чтобы взять кредит, купить квартиру, поэтому здесь живем, — с волнением рассказывала Ботагоз.
Ее сосед Серик добавил: он и рад бы купить или снять жилье в городе, но зарплата в 70 тысяч тенге этого никак не позволяет. В деревнях, откуда они приехали, работы тоже нет.
- Мы все стараемся дом облагораживать. Каждое лето красим и белим снаружи в подъездах, стараемся содержать в чистоте. Но в том году были сильные ветры, и он облез, — рассказала еще одна жительница дома Зийра Сагилдиновна. — Детишки в детсады, в школу ходят.
- Еще наши родители пытались оформить свои квартиры по всем правилам, сделать документы, в суд обращались, — утверждала в разговоре с нами Ботагоз. — Но этот дом не существует официально, им было отказано. Не понимаем, почему в наш дом вцепились? Рядом стоит еще хуже, но их не трогают.
По словам юриста ГУ «Отдел жилищной инспекции Усть-Каменогорска» Азамата Сынсызбаева, внимание властей на дом обратила жалоба одной из жительниц, что у нее обвалился потолок.
- Эта зима очень тяжелая, снега выпало много. Горожане стали массово жаловаться, что у них текут кровли. Влага просачивается сквозь этажи. А дом на улице Физкультурной вообще еле стоит. Если он полностью рухнет и засыплет жильцов, то кто будет отвечать?
Как рассказал Азамат Сынсызбаев, уже никто толком не помнит, как дом исчез из жилого фонда и находился ли он там вообще. В конце 1940‑х здесь размещалось предприятие по пошиву одежды, потом его закрыли, помещения стали использоваться под квартиры. Никаких документов на дом у жильцов никогда не было.
По информации г‑на Сынсызбаева, в Усть-Каменогорске немало домов-призраков, которых де-юре не существует. Они есть во многих отдаленных районах города.
- В поселке Гавань, который находится в черте города, четыре двухэтажных дома, выведенных из жилого фонда. В поселке Согра тоже три или четыре таких дома. Люди самовольно строят там печи, выводят в окна трубы. Мы по жалобам туда выезжаем, и много нарушений фиксируем, — добавил юрист. — Многие люди самовольно туда заселились. Государство не сможет предоставить им жилье взамен домов, которые надо сносить.
Сейчас в отделе жилищной инспекции пишут письмо руководителю аппарата акима Усть-Каменогорска с тем, чтобы все комитеты местного самоуправления предоставили информацию о таких домах-фантомах, а акимат принял бы в отношении их меры. Эти дома, как подчеркивают жилищные инспекторы, могут рухнуть в любой момент. Людям, которые там живут, советуют искать новое жилье.
Азамат Сынзыбаев подчеркнул, что жильцы дома не подходят ни под одну категорию социально уязвимым граждан, которым может оказать помощь государство!
На его взгляд, жильцы могут попытаться попасть в программу «Доступное жилье». Для этого нужно получить хотя бы временную прописку — к примеру, у родственников, обратиться в ЦОНы и отделы ЖКХ. Но даже в случае появления перспектив получить жилье по государственной программе на это понадобятся время и деньги. У жителей домов, подобных тому, что стоит на улице Физкультурной, времени уже не осталось, а денег нет.
Оригинал статьи: