В Астане подписали договор о Евразийском экономическом союзе. Но, похоже, участники этого интеграционного процесса уже сами не знают, чего здесь больше — политики или экономики
Четверг, 29 мая 2014 года станет особым днем календаря. Для кого то красным, для кого то черным. Во Дворце независимости приветствовали бурными овациями предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева объявить этот день Днем евразийской интеграции. А на площади возле Байтерека в это время полиция “вязала” несогласных с этой самой интеграцией.
Но во Дворце об этом не знали. Там президенты трех стран — Белоруссии, Казахстана и России рассуждали о перспективах Евразийского экономического союза, и сошлись во мнении, что перспективы эти блестящие.
Так, по мнению Назарбаева, подписание договора означает «качественно новый этап развития интеграции на евразийском пространстве». «Договор получился, я считаю, взвешенным, грамотным, учитывающим интересы всех наших государств и работа была проведена огромная, споры были достаточными, и достигнутый консенсус удовлетворил все стороны — готов к подписанию ключевой, безусловно, договор, — подчеркнул президент Казахстана. — В нем отражены все базовые аспекты, присущие международным организациям, зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважения особенностей политического устройства государств-членов Союза».
Принципиально важным моментом, по его мнению является то, что на всех уровнях принятия решений организации основным является принцип консенсуса. «Таким образом, голос каждой страны будет определяющим, кадровая политика в органах союза будет построена с учетом принципа равной представленности сторон и на конкурсной основе для привлечения к этой важной работе наиболее квалифицированных специалистов», — подчеркнул Назарбаев. Все международные договоры в рамках Союза, решения комиссии, имеющие обязательный характер, будут приниматься, как мы договорились, для всех на русском языке с последующим переводом на государственные языки сторон.
«Так что никакой дискриминации и по языковому принципу не присутствует, — отметил он. — Хотел бы еще раз подчеркнуть, что договор направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни наших государств, уверен, что создание Евразийского экономического союза станет мощным стимулом для развития и всесторонней модернизации наших экономик, выведения наших стран на ведущие позиции в мире», — заявил Назарбаев.
О значимости договора говорил и президент Российской Федерации Владимир Путин, заявивший, что “Евразийский экономический союз будет работать на универсальных прозрачных принципах, понятных для всех, в том числе норм и принципов ВТО”.
«Мы обеспечиваем тесное и слаженное экономическое сотрудничество и кооперацию, сегодня мы вместе создаем мощный и притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 миллионов человек. Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических: на него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% запасов нефти», — отметил он.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко подчеркнул, что Белоруссия, Россия и Казахстан «участники совместного равноправного процесса, и если мы и будем взваливать что-то на плечи друг друга, то это тоже на равноправной основе, это наш дружеский союз». «Советский союз развалился, когда союзные республики вдруг решили, что они кого-то кормят, а сами могли бы жить лучше. Сейчас опять достается этот опробованный жупел. Никаких уступок, к примеру, Беларусь не требует. Каждый в интеграцию вносит нечто такое, что интересно всем. И этот вклад абсолютно не обязан измеряться только тоннами, кубометрами или баррелями», — подчеркнул он
«Мы осознанно подошли к подписанию договора о ЕАЭС, по максимуму отстаивали свои интересы, с уважением относились к позиции партнеров, провели тщательный анализ документа, отметили его позитивные стороны. Но не сказать о том, что некоторая неудовлетворенность имеется, я не могу: у нас есть еще возможность сделать наши договоренности лучше, к взаимной выгоде всех участников договора, и будучи искренним, надежным партнером, а по иному Беларусь и не может, мы обязательно об этом поговорим и с президентом России, и с президентом Казахстана. Надеюсь на взаимопонимание и конструктивное решение вопросов», — заключил президент Белоруссии.
Президенты решили и по “союзным структурам”: евразийская экономическая комиссия будет располагаться в Москве и будет являться экономическим центром Евразийского союза, в Минске — Евразийский суд, в Алматы с 2025 года будет располагаться наднациональный орган по регулированию финансовых рынков союза. “Я предлагаю не дожидаться создания союзного финрегулятора, а приступить к позиционированию Алматы как финансового центра Евразийского экономического союза”, — предложил Назарбаев.
Уже в текущем году Союз может расшириться — в Астане лидеры “тройки” высказались за вступление в Союз Армении и Кыргызстана. Правда, в отношении Армении, готовой завершить процесс уже к 15 июня, Назарбаев высказал одно “настоятельное пожелание”: «Но есть один вопрос, который надо решить, он не очень для нас приятный — применить то, что вы применили при вступлении в ВТО, чтобы не очень там одного нашего товарища возбуждать в Азербайджане — в рамках зафиксированных границ в ООН. Вы так вступали в ВТО, прецедент есть, — отметил он, обращаясь к президенту Армении. — Мы получили все письмо президента Азербайджана, что в ВТО Армения вступила с этой оговоркой — но это для обсуждения, сегодня не будем мы это решать, но чтобы снять все вопросы», — сказал он, обращаясь к президенту Армении Сержу Саргсяну. А президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев на заседании заявил, что Кыргызстан рассчитывает «встретить Новый год в Евразийском союзе».
В отношении присоединения новых членов Союза особое мнение высказал Александр Лукашенко: “Мы как приверженцы расширения, углубления интеграционных процессов в мире и на пост-советском пространстве в частности, не можем не приветствовать такую позицию. Скажу только однозначно и конкретно: мы договорились и выработали Дорожную карту. Будут реализованы наши требования, будет достигнут тот уровень готовности этих государств к вступлению в Таможенный союз — милости просим”.
После церемонии подписания договора президенты “тройки” сделали заявление. Назарбаев акцентировал внимание на предстоящей работе: «Речь идет о том, чтобы ни одна из стран-участниц не оказалась подверженной процессу деиндустриализации, чтобы в национальных экономиках не было падения традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Мировой опыт показывает, что интеграция — это прежде всего долгосрочные стабильные условия для развития экономики, новые возможности для благополучия граждан».
«Нам, каждому из государств, придется работать. Будут новые вызовы, новые задачи, проседание экономик, это ни в коем случае не должно вызывать каких-то других реакций, кроме как двигаться вперед. Мы должны быть готовы вместе решать любые вопросы, общими усилиями преодолевать все кризисы, — сказал президент Казахстана. — Сегодня рождается новая экономическая реальность 21 века. Она создавалась с большим трудом, скажу откровенно, мы выстрадали разрешение ЕАЭС. Впереди нас ждет непростой этап становления, развития в условиях глобальной стабильности. Создание это одно мы выстрадали, но теперь, коль создав, доказать себе и всему миру способность к этой интеграции — наша большая задача», — заключил он.
Александр Лукашенко вспомнил о прежних соратниках: «Путь единого экономического пространства и евразийского экономического союза был исключительным долгим и очень сложным, кого-то мы теряли на этом пути — я имею в виду Украину времен Кучмы, которая также пыталась вести эту тяжелую работу. К сожалению, ноша оказалась очень тяжелой для Украины, однако я уверен, что рано или поздно руководство Украины поймет, где лежит его счастье, и Украина не будет терять то, что по праву должно принадлежать украинскому народу».
Владимир Путин сосредоточился на суверенитете государств, заявив, что страны евразийской «тройки» будут проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики — в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, но и «передача отдельных полномочий национальным органам Союза не наносит абсолютно никакого ущерба суверенитету наших стран». «Россия, Белоруссия и Казахстан намерены стимулировать добросовестное соревнование на рынке Союза. Одновременно будем обеспечивать максимальную эффективность защиты интересов потребителей и бизнеса стран-участниц», — сказал он.
Президенты, стараясь говорить исключительно об экономических перспективах, то и дело расставляли политические акценты, в первую очередь, касающиеся суверенитета стран. Лишь Лукашенко прямо заявил: он надеется, что в будущем этот экономический союз станет основой “нашего политического, военного и гуманитарного единства”.