Больше полугода молодые шахтеры шахты им. Ленина Виталий Бишель и Жаксалык Акбасов пытаются доказать, что выявленная у них радикулопатия является следствием тяжелого труда в забое. Однако медики их болезнь с условиями труда не связывают. Более того, врачи шахты утверждают: для того чтобы считать, что заболевания позвоночника у 30-летних работяг профессиональные, им не хватает… стажа.
Автор: Лариса ЧЕН
Жалоба в прокуратуру Карагандинской области была отправлена в конце прошлой недели, когда Виталий Бишель и Жаксалык Акбасов находились в Национальном центре гигиены труда и профзаболеваний по направлению от шахты. В своей жалобе горняки задали прокурорам ряд вопросов. Все они касаются одной темы: насколько законны действия медиков предприятия, прилагающих все усилия к тому, чтобы установленный независимыми врачами диагноз не подпадал под разряд профессиональных заболеваний. А стало быть, не вынуждал работодателя платить за причиненный здоровью работников ущерб.
ВИБ шахтера не разумеет?
Чтобы эта тема получила резонанс, находящиеся на лечении шахтеры решили созвать пресс-конференцию, на которой озвучили волнующие их вопросы.
- Лично я пришел работать на шахту Ленина здоровым! — волнуясь, рассказал журналистам Виталий Бишель. — У меня спина никогда раньше не болела, она стала болеть в последние три года работы в шахте. Я съездил в Астану, и врачи мне поставили диагноз: радикулопатия, грыжа диска с разрывом фиброзного кольца. И дали заключение: нуждается в операции. Так почему наши врачи в Шахтинске, лоббируя интересы работодателя, отправляют нас на какое-то лечение?! Вот они пишут в моей карточке, что у меня не резко выраженный болевой синдром. Конечно, как он у меня может быть резко выражен, если я постоянно на обезболивающих? И они сейчас хотят снять с работодателя ответственность за вред, нанесенный моему здоровью. Просто вывести меня на-гора, дать 30 тыс. тенге зарплаты и все.
По словам шахтеров, их судьбу, как и судьбу многих других собратьев по несчастью, на шахте решила так называемая врачебно-инженерная бригада (ВИБ), в которую входят медики предприятия и инженерно-технические работники шахты. Эта комиссия определяет, связано ли заболевание горняков с их работой, и направляет для дальнейшего лечения либо обследования.
Мало стажа для болезни?
В данном случае ВИБ направила горнорабочих-крепильщиков Бишеля и Акбасова в Институт профзаболеваний на реабилитационное лечение и экспертизу по так называемой группе риска, т.е. тех работников, у которых при медосмотре были выявлены изменения состояния здоровья.
- Здесь мы находимся уже десять дней, — пояснил Жаксалык Акбасов. — Нас сюда направили по группе риска. Почему наши врачи аргументируют именно так — по группе риска? Да чтобы не связывать болезнь с производством! С таким состоянием здоровья в шахту не пускают. Но и не связывают наше заболевание с шахтой. То есть они снимают ответственность с работодателя.
Аргументация медиков, по словам горняков, просто убийственна по своей «логике». Эскулапы считают, что для признания заболевания профессиональным, шахтерам не хватает… стажа.
- Врачи говорят, что у нас мало стажа для того, чтобы наше заболевание можно было считать профессиональным, — развел руками Виталий. — А где это записано? У меня стаж — шестой год. А, по мнению врачей, должно быть не меньше 10 лет, чтобы развилось это заболевание. Но никто не учитывает, что в шахте дают наряды, которые рассчитаны на пятерых, двоим людям. И приходится идти на нарушение техники безопасности, гробить себя, выполняя наряд для начальника. А теперь я не могу работать в забое, потому что врач не пускает меня в шахту с этим диагнозом, но он же не хочет признавать у меня профзаболевание.
По словам шахтеров, такие действия врачей можно объяснить только одним: они лоббируют интересы работодателя.
- Мы подавали жалобу в прокуратуру в прошлую пятницу, до этого я жаловался в департамент здравоохранения, — дополнил Жаксалык Акбасов. — И сейчас мне домой идут звонки из департамента здравоохранения, из департамента социальной защиты. Они хотят временно помочь. Мы же сейчас ждем комиссии, а по результатам ее будем уже действовать. Если результат нас не устроит, будем писать жалобы, требовать, решать вопрос в судебном порядке.
Во всем виновата форма?
Директор Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний доктор медицинских наук, профессор Изтилеу Аманжол в беседе с горняками согласился с тем, что медики должны защищать интересы рабочих, но заявил, что в данном случае сотрудники вверенного ему учреждения не могут установить связь их заболевания с производством, на котором те трудятся. Причина — должностные инструкции.
- Мы обслуживаем всю страну, но без направления с места работы или с места жительства принимать никого не имеем права, — пояснил профессор. — У нас в уставе записано: «Выявлять связь заболевания с производством на основании специальной формы направления». У нас с работодателем есть договор о реабилитации работников, которые имеют изменения в состоянии здоровья по результатам последнего медицинского осмотра от предприятия, для лечения и реабилитации в течение двух недель. Но здесь не идет речь об установлении диагноза, тем более профессионального заболевания, тем более об инвалидности.
По словам директора Центра, форма направления, выданного Бишелю и Акбасову, такова, что у медиков Института профзаболеваний связаны руки.
- Здесь они получают соответствующее лечение, мы проводим реабилитационные мероприятия, — сказал Изтилеу Аманжол. — Мы исправляем состояние, стараемся помочь. Вот если бы они были целенаправленно отправлены в Национальный центр по определению ущерба здоровью и связи заболевания с производством, тогда разговор другой. Тогда они будут иметь статус профессиональных больных, и у нас будут другие задачи.
Тем не менее директор Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний пообещал принять шахтеров отдельно, выслушать и, возможно, дать какие-то рекомендации относительно дальнейших действий. На этом встреча и закончилась.
- При нашей системе лучше быть пенсионером и здоровым, чем шахтером и больным, — вздохнули горняки и пообещали, что если не сумеют добиться правды по-хорошему, то будут искать ее в суде.
See more here:
Для болезни людям не хватает…стажа