Контролировать информационные потоки в эпоху интернета – дело не только бесполезное, но и опасное. Такого мнения придерживается основатель Википедии Джимми Уэйлс. В эксклюзивном интервью «Республике» г‑н Уэйлс поделился своим мнением об информационной политике казахстанского правительства, работе фонда Wikibilim и важности свободы выражения и обмена информацией.
Автор: Джимми УЭЛС
Джимми Уэйлс привлек к себе внимание казахстанцев в конце 2012 года, когда в западной, а затем и в отечественной прессе появились сообщения о возможной связи основателя Википедии с казахстанским правительством. Западные журналисты из The Daily Mail, The Telegraph и Examiner раскритиковали Джимми Уэйлса за тесную дружбу с советником президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тони Блэром и поддержку проекта казахстанского общественного фонда Wikibilim, финансируемого государственным фондом национального благосостояния «Самрук-Казына».
Созданный пару лет назад фонд возглавляет Рауан Кенжеханулы, которого британские журналисты зачислили в госчиновники. Wikibilim взялся за благую вроде бы цель — насытить Википедию материалами на казахском языке. Но вся соль в том, как это делается. Основной принцип Википедии — существование за счет частных пожертвований и запрет на государственные субсидии — в случае с Казахстаном, судя по всему, был нарушен.
Так, наши западные коллеги выяснили, что у Wikibilim есть десять штатных сотрудников, которые получают постоянную зарплату — редкость для любого НПО. Кроме того, по данным Examiner, ФНБ «Самрук-Казына» выделил на проект Wikibilim — казахскую Википедию — 204 млн тенге ($1,36 млн). Сам Рауан Кенжеханулы назвал журналу Forbes Kazakhstan сумму в 50 млн тенге ($204 тысячи). Эти деньги якобы были потрачены на платное редактирование (71 подписанный контракт), оцифровку документов и право размещать контент Казахской государственной энциклопедии (в основном дословно) в казахской Википедии. Ну а для того, чтобы активистам Wikibilim работалось еще спокойнее, «СамКа» выделила им 100 ноутбуков, а Nokia предоставила 50 мобильных телефонов.
В общем, чиновники из Казахстана в очередной раз доказали, что международные правила им не писаны, а западные журналисты получили еще один повод показать, с кем сотрудничают их правительства. Но самое главное — под ударом оказался имидж свободной энциклопедии Википедия, завоевавшей невероятную популярность в том числе и потому, что правка размещенных в ней материалов доступна любому читателю.
«Республика» пыталась прояснить ситуацию в беседе с Рауаном Кенжеханулы. Однако после того, как г‑н Кенжеханулы согласился дать комментарий, он перестал поднимать трубку. Пришлось обратиться непосредственно к герою этого скандала, основателю Википедии Джимми Уэйлсу. Он оказался демократичнее главы НПО и согласился ответить на наши вопросы по электронной почте.
«На компромиссы не пойдем!»
- Г‑н Уэйлс, западная пресса обвинила фонд Wikimedia и Вас лично в связях с казахстанским президентом. Вы не находите противоречивым Ваше сотрудничество с общественным фондом Wikibilim, финансируемым государством, которое в 2012 году было включено в список врагов интернета международной журналистской организацией «Репортеры без границ» (RSF) и находится на 160‑м месте в индексе свободы прессы RSF?
- Фонд Wikimedia ни в каком виде не поддерживается правительством Казахстана. Мы бы категорически отвергли любую поддержку. Daily Mail пришлось удалить свой материал (в статье издание говорило о связи между Джимми Уэйлсом, Тони Блэром и Нурсултаном Назарбаевым — авт.), а Telegraph пришлось внести в материал коррективы.
- Тем не менее официальные СМИ в Казахстане распространяют информацию о том, что проекты общественного фонда Wikibilim осуществляются под патронажем главы администрации президента Карима Масимова. Вы знаете об этом?
- Казахскоязычная Википедия полностью принадлежит и управляется фондом Wikimedia, который находится в Калифорнии, в Соединенных Штатах Америки, и не находится под контролем или патронажем Карима Масимова ни в каком виде или форме. Он всего лишь публично похвалил проект, что для меня является абсолютно нормальным и что я, конечно, никаким образом не могу контролировать!
- А как же быть с тем, что на шапке сайте Wikibilim говорится обратное? На самом верху сайта четко сказано, что проекты фонда осуществляются под патронажем Карима Масимова.
- Wikibilim — это абсолютно независимая организация. Они не контролируют и не управляют казахскоязычной Википедией. Wikibilim получали поддержку от института «Открытое общество» и Radio Free Europe. Грант от «Самрук-Казыны» был выдан фонду без каких-либо обязательств в отношении содержания Википедии (которое Wikibilim в любом случае не контролирует).
(На деньги «Самрук-Казыны» — авт.) Wikibilim делали большой проект по импорту старой энциклопедии в казахскоязычную Википедию, и данный проект уже завершен на сегодняшний день.
- В своем интервью The Telegraph Вы сказали, что «беспокоитесь о потенциальном возникновении проблем» в связи с работой Wikibilim. Какие проблемы Вы имели в виду? Например, казахстанские интернет-пользователи беспокоятся о том, что информация казахскоязычной Википедии будет искажена в пользу официальной точки зрения и сведет на нет критику.
- Правительство Казахстана не имеет власти над казахскоязычной Википедией. Все страницы открыты для редактирования так же, как они открыты для редактирования на любом другом языке. Как и с версиями на любых других языках, проблемы могут возникнуть и возникают, так как пользователи обсуждают и оспаривают содержание, но мы на корню отвергаем возможность государственного контроля за содержанием Википедии на любом языке. Википедия всегда будет стараться представлять независимые голоса и голоса, ратующие за свободу выражения и прозрачность по всему миру.
Повторю еще раз, чтобы это стало окончательно ясным: материалы прессы о том, что Wikibilim контролирует казахскоязычную Википедию, не соответствуют действительности. Они не создают новый контент для Википедии. Они вовлечены в адвокационную деятельность для того, чтобы привлечь больше людей к процессу редактирования.
Я предполагаю, что, как и со всеми старыми энциклопедиями, могут возникнуть проблемы, и в контексте Казахстана некоторые проблемы будут связаны с ангажированностью энциклопедии в прошлом с государством. «Освобождение» этой энциклопедии — перемещение ее в казахскоязычную Википедию, где ее можно будет изменять, исправлять и обновлять, — это большой шаг вперед для Казахстана! Я очень счастлив, что старая энциклопедия высвобождена из-под контроля государства. Я призываю всех людей, говорящих по-казахски, подключиться (к процессу редактирования) и помочь нам пролить свет в мир.
- Вы говорите о государственном контроле. А Вы знаете о ситуации со свободой прессы в Казахстане? Вы слышали о недавних случаях преследования критически настроенных СМИ, в том числе и «Республики»? Есть ли у Вас позиция по этому поводу?
- Да. Несколько лет я с интересом наблюдаю за ситуацией в Казахстане. Я осведомлен о недавних случаях нападок на прессу, и я их полностью осуждаю. Казахстанское правительство говорит, что хочет двигаться в сторону открытости и демократии, но утверждает, что это трудно и займет некоторое время. Самое худшее, что они могут сделать, следуя этим путем, это контролировать потоки информации. В эру интернета это только приведет к волнениям. Люди не только обладают правом на свободу выражения, теперь у них есть средства для получения информации, нравится это правительству или нет. Запугивание прессы приведет только к ответному удару со стороны граждан и «казахстанской весне», в которой старый режим будет отметен в сторону. Единственная надежда для них на адекватный и мирный переход (к демократии) — это разрешить людям говорить свободно.
- Согласно так называемому закону об интернете, принятому июле 2009 года, все интернет-ресурсы и другие сайты, наполняемые пользователями, приравниваются к средствам массовой информации. Согласны ли Вы с таким определением Википедии?
- Я не обладаю достаточными знаниями об этом законе в Казахстане, чтобы комментировать этот сравнительно узкий вопрос, но я могу говорить в рамках моей общей философской позиции. Любая форма выражения — от газеты до телевизионной станции, персонального блога, поправки в Википедию и твита — является равной. Защита фундаментального права на свободу выражения должна быть применима ко всем средствам выражения. Я имею в виду, что, если приравнивание блога к СМИ означает, что блоги будут в той же степени подвергаться цензуре, как и традиционные СМИ, значит, проблема не в приравнивании определений, а в первую очередь в цензуре.
Данный закон также предусматривает ответственность собственника сайта за публикацию информации на сайте независимо от его физического местонахождения. Более того, он дает казахстанским властям право требовать удаления с сайта информации, не соответствующей казахстанскому законодательству. Если требование не будет выполнено, сайт может быть заблокирован на территории Казахстана, что, в частности, случилось с популярной блог-платформой LiveJournal. Пойдет ли Википедия на такие уступки?
- Мы никогда не удалим ценную энциклопедическую информацию по единственному требованию властей любой страны, включая Казахстан. Мы уже несколько лет как запрещены в Китае, и мы ни разу не пошли на компромисс. Мы не пойдем на компромиссы и с Казахстаном.
Записала интервью Евгения ПЛАХИНА
ОТ РЕДАКЦИИ. Напомним, что Акорда никогда не жалела денег на «припудривание носа» перед западным обществом. Известно, что правительство РК практически в открытую поддерживает морально и финансово так называемых друзей Казахстана из числа политиков (действующих и отставных) в США, Германии, Польше, Италии. В обмен на такую помощь «друзья» расхваливают Назарбаева и проводимую им политику у себя на родине, а также работают «свадебными генералами» на различных пафосных мероприятиях, проводимых в республике, придавая им видимость мероприятий планетарного масштаба.
В последние годы все рекорды «друзей» побил экс-премьер Великобритании Тони Блэр, который официально получает миллионы за абстрактные консультации, а в реальности помогает казахстанским властям «разруливать» многочисленные проблемы. Поскольку таких неприятностей становится все больше, можно считать, что Тони Блэр надолго обеспечен работой.
Кроме того, Астана регулярно платит западным журналистам за статьи о процветающем демократическом Казахстане. Имиджевые фильмы о молодой стране идут в эфире ведущих телеканалов мира. И только интернет до недавнего времени не подпадал под пристальное внимание казахстанских чиновников. Но тут ситуацию в корне изменил технически продвинутый Карим Масимов — это при нем в правительстве появилась идея создания казахской Википедии. Конечно, честь и хвала Джимми Уэйлсу, если он смог удержаться от соблазна, перед которым не устояли многие сильные мира сего. Но что-то нам подсказывает, что у этого скандала еще будет продолжение.
Оригинал статьи: