Сегодня, в четверг, 3 мая, выйдет последний номер газеты «Время», подписанный главным редактором Маратом Асиповым. На этом посту его сменит Лев Тараков, руливший «Литером».
Автор: Вадим БОРЕЙКО
Все приключения с этим, не побоюсь такого слова, всенародно любимым изданием, которому и я отдал 12 лет жизни, происходят в мае.
20 мая 1999 года вышел первый номер, который подписал (и потом еще 12 лет подписывал) Игорь Максимович Мельцер.
В начале мая 2006 года газета перешла под так называемое «кураторство» «Казахмыса». Было решено поменять руководство издания, и вместо Мельцера назначили чудилу, который к тому времени прославился многими делами во благо Отечества. В частности, как мне тут товарищи напомнили, фразой: «Рядом с президентом я испытывал чувства, равные по силе соитию с любимой женщиной». Мы, конечно, не гомофобы, но всему есть предел, в конце концов. Весь коллектив тогда ушел.
Спустя 10 дней наверху одумались. Чудилу, успевшего надавать кучу противоречащих друг другу интервью о своем звездном назначении, убрали и попросили Максимыча вернуться. Вернулся полный состав редакции. Беспрецедентный случай, достойный быть занесенным в анналы и анусы казахстанской журналистики.
Дальше пошло нормально. В 2007 году открыли ежедневный проект, который успешно раскрутили. И все бы хорошо, кабы в мае 2011-го о своем уходе нам не объявили Мельцер и гендиректор Борис Хаимович Копельман. Сказав, что это добровольное их желание. В такое объяснение оставалось верить, поскольку другой информации на сей счет мы не имели.
Кстати, Игорь Максимович всегда называл нумерологию и прочую эзотерику ересью. Однако его торжественно проводили 20 мая, в день рождения газеты. Таким образом, он уложил пребывание в своем авторском проекте аккурат в магические 12 лет. Упреждая вопрос: «А что ж ты сам год назад из «Времени» спрыгнул?», признаюсь: по собственной глупости. Ну да ладно.
Редактором стал Марат Асипов. Хоть я работал уже в другом месте, честно говоря, на первых порах за «Время» было тревожно: чай, газета не чужая, товарищи и воспитанники там остались, да и вообще прикипел. Но, к счастью, мои опасения оказались напрасными.
К чести Марата, он сохранил не только коллектив, но и концепцию издания, заложенную Мельцером, а также высокий накал, интеллектуальный уровень и хороший русский язык. Все так же наводил шороху Гена Бендицкий, разил наповал сарказмом Сапа Мекебаев, витийствовал Витя Верк, рыли землю ребята из ежедневки, каждый из которых по самоотдаче стоит трех-пятерых журиков из любого другого daily. Почти каждый номер по-прежнему становился событием, скандалом, поводом для снятия крупных чиновников.
Все горячие жанаозенские денечки сайт газеты www.time.kz был одним из о‑очень немногих ресурсов (портал «Республика», www.mk.kz, tengrinews, КазТАГ, ИФ-Казахстан, да, пожалуй, и всё; извините, если кого забыл), которые работали онлайн, без передыху, тогда как большинство печатных СМИ сообщили о трагедии лишь во вторник, через четыре дня.
Вопросы к асиповской газете у меня, конечно, возникали, ну да это частности.
И вот опять был месяц май, и снова во «Времени» снимают редактора. Официальная версия — решение акционеров. Марат в интервью КазТАГ деликатно настоящих не называет, но кто они — для думающей публики давно секрет Полишинеля. «Казахмыс», конечно.
«Последних капель» в чаше терпения власти в газете хватало. Да взять хотя бы интервью Данияра Ашимбаева Зарине Ахматовой «Казахи за независимость не боролись» в предпоследней «толстушке» — как обычно, блестящее. Возможно, и «предъявили» сверху Владимиру Сергеевичу Киму, президенту «Казахмыса», по совместительству «общественному наблюдателю» за газетой, — за утрату над ней контроля.
А новому «куратору», имени которого я пока не знаю, естественно, нужен новый редактор. Лёва Тараков, нет слов, хороший парень. Но он так долго работал в «Литере», рупоре «Нур Отана» (где самыми интересными были интервью Ертысбаева с самим собой, да и то — чисто поржать), что я и гадаю: если он согласится на предложенную должность, потянет ли планку «Времени» или опустит ее до «литерной»? Опять же, про ценные указания «куратора» нельзя забывать.
В четверг Таракова представят редакции. Кто уйдет из газеты, кто останется — мне неизвестно. Увидим в ближайший месяц. Но, боюсь, прежнего «Времени» больше не будет. Нынче сбываются почему-то только пессимистические прогнозы.
Есть и другая версия, не имеющая прямого отношения к собственно газете. Удаление Владимира Кима из «кураторов» издания — лишь предвестие его удаления из «Казахмыса». О чем, кстати, еще месяц назад написал на портал «Республика» один осведомленный читатель. А вот это уже совсем другой уровень.
Как-никак Владимир Сергеевич уже лет десять — наш главный номинальный «форбс». И подобное решение может означать тектонические подвижки на Олимпе — как экономическом, так и политическом. Хотя о чем я? Это ж один и тот же Олимп. При таком раскладе «Время» окажется просто мелкой разменной лептой в большой игре. Впрочем, подождем развития событий.
Хотел закончить заметку традиционным: время покажет, и «Время» покажет. Но закончу другим.
Недавно замечательный российский телеведущий Олег Нестеров произнес фразу, от которой я валялся под столом: «Есть такой недуг — джигурда головного мозга». Знакомые, которым я ее повторил, ржали не меньше моего. Поэтому суть заболевания, думаю, долго объяснять не надо. Этот диагноз можно поставить многим нашим акимам, депутатам, политикам, оппозиционерам. Да и всей власти, пожалуй, тоже. Ее руки уже по локоть в достижениях. И к чему разумно устроенному они ни прикоснутся — всё превращается, сами знаете во что.
Взять и на ровном месте похерить приличную газету, лидера отечественной прессы! А ну как ее золотые, штучные перья уйдут назло в «Республику», «Взгляд», на канал «К‑плюс»? С кем тогда останетесь, гг. хорошие? Говорите, незаменимых нет? Ну-ну.
По правде говоря, сам я тоже иногда подвержен «джигурде». Но только в ночь с пятницы на понедельник. Заметки-то я в здравом уме пишу.
О, чуть не забыл. С Всемирным днем свободы прессы, товарищи!
Link:
Джигурда головного мозга, или Что стоит за сменой руководства газеты «Время»?