Комментировать эти разговоры не видим смысла, но целесообразно задаться вопросами: может ли президент решиться на такие серьезные кадровые изменения и, если да, то почему.
Ответ на первый вопрос – конечно, это в его власти. Причины тоже очевидны – страна и экономика оказались в крайне тяжелом положении, а внутриполитическая стабильность зашаталась. А в таких критических ситуациях Назарбаев действует достаточно решительно.
Например, в начале 90‑х годов прошлого века, когда стало понятно, что выйти из кризиса, а тем более перевести экономику на рыночные рельсы, традиционными методами не получается, глава государства назначил премьер-министром Акежана Кажегельдина, тогда еще молодого, амбициозного, не прошедшего школы госслужбы.
В пару к нему председателем Национального банка Казахстана был назначен Даулет Сембаев, опытный экономист, работавший до этого первым вице-премьером правительства. В связке с вице-президентом РК Эриком Асанбаевым, занимавшимся государственными кадрами и собравшим вокруг себя целую команду молодых и энергичных чиновников, эти люди смогли в итоге добиться успеха.
Сегодня положение дел в экономике и социальной сфере Казахстана лучше, чем было в первые постсоветские годы, однако заметное и резкое снижение уровня жизни населения усиливает протестный потенциал. К тому же госаппарат и квазигосударственные структуры «проваливаются»: конечная эффективность их усилий крайне низкая и даже зачастую отрицательная. Поэтому логично предположить, что Нурсултан Назарбаев может попытаться повторить успешный опыт двадцатилетней давности.
Из трех ключевых фигур сегодняшнего дня: премьер-министра, председателя Национального банка и человека, непосредственно руководящего вертикалью государственной власти, в том числе расстановкой кадров, сегодня на своем месте, похоже, только один – Данияр Акишев.
Что касается Адильбека Джаксыбекова и Бахитжана Сагинтаева, то назвать их реформаторами, способными повести за собой других, рисковать и победить в сложных условиях, нельзя. Это означает, что президент так или иначе обречен поменять их на других своих соратников, которые более соответствуют текущему моменту и задачам. В связи с этим есть смысл рассмотреть, кто же сидит на скамейке запасных и какой выбор есть у Назарбаева?
Начнем с ключевой фигуры – руководителя администрации президента. Вернуться на этот пост вполне может претендовать спикер Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматуллин.
Однако, по нашей оценке, шансы Нурлана Зайруллаевича вернуться на круги своя минимальны. В первую очередь потому, что будучи в Акорде и действуя крайне жестко и даже жестоко, он испортил отношения со многими представителями правящей элиты. Так что если он снова станет шефом президентской администрации, то его многочисленные оппоненты начнут вставлять ему палки в колеса, что вряд ли поможет делу.
То же самое можно сказать и о Кариме Масимове, возглавляющем Комитет национальной безопасности Казахстана.
Среди других возможных кандидатов в руководители президентской администрации следует упомянуть Ахметжана Есимова, который после завершения «Астана-Экспо-2017» останется без работы, и полностью ушедшего в бизнес Булата Утемуратова.
Однако судя по тому, что тот же Имангали Тасмагамбетов предпочел уйти в политическую тень, это поколение соратников Нурсултана Назарбаева осознает сложность, трудность и проблемность момента и не готово рисковать.
Поэтому, скорее всего, новые руководитель администрации казахстанского президента и премьер-министр будут из следующего поколения государственных служащих. Среди них первыми на память приходят акимы: Астаны – Асет Исекешев, Алматы – Бауыржан Байбек, Кзылординской области – Крымбек Кушербаев. Их плюсы – молодость, публичность и не слишком большое количество оппонентов во власти.
Однако история подсказывает, что Нурсултан Назарбаев старается так комплектовать руководящую «тройку», чтобы один из нее был постарше, видимо, чтобы он в силу своего возраста и опыта служил «тормозом».
Так что не исключено, что если руководителем администрации президента РК станет Асет Исекешев, то главой правительства Назарбаев назначит более возрастного чиновника, типа акима Актюбинской области Бердибека Сапарбаева.
Но прогнозировать конкретнее бессмысленно, поскольку процесс отбора кандидатов на высшие должностные позиции в стране полностью непубличен. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что на госслужбу не вернется Дарига Назарбаева, которая полностью провалилась на позиции вице-премьера РК.
Что касается так называемых «болашаковцев», то после ареста Куандыка Бишимбаева их позиции в государственном аппарате серьезно пошатнулись. Максимум, на что они могут сегодня рассчитывать, это позиции заместителей министров и областных акимов.
Таким образом, период турбулентности в правительстве и администрации президента РК отнюдь не закончился. Судя по всему, Нурсултан Назарбаев будет методом перебора пытаться сформировать суперправительство, которое под его руководством справится с текущими проблемами и выведет страну на рельсы, ведущие к успеху и процветанию.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0