День оцепленных площадей
В этом кратком обзоре мы попытались собрать воедино известные из соцсетей факты о том, как проходили митинги, а точнее как полициейские не давали их провести, на Западе Казахстана и в Астане. Про ситуацию в Уральске и Павлодаре читайте в репортажах: “Стена от народа”, «Людей задерживали за то, что они пели гимн Казахстана» и В Павлодаре митинг все-таки провели.
Утром 21 мая из Актобе начали поступать сообщения: никого не пропускают в парк первого президента. Полицейские перегородили тротуары на подходах к нему. «Человек пятьдесят соберется, будем прорываться», — обещали люди. Но силовики к такому сценарию были готовы и начали задерживать желающих пройти в парк: https://goo.gl/IRckRi.
В самом парке в это время шел закрытый концерт исключительно для военных — в лучших традициях Северной Кореи. На проспекте Абая власти убрали все скамейки — якобы на ремонт. Потенциальных участников митинга приглашали на комиссии по разъяснению земельных реформ, которые работали в доме дружбы, филармонии, драмтеатре и офисе «Нур Отана».
«Все, что приходит извне, мы читаем. Думаю, и вы читаете. Сейчас у каждого есть телефон с WhatsApp. Приходят сообщения, допустим, из Киева, Москвы, Англии, Америки и Брюсселя. Содержания сообщений одно — призыв идти на митинг 21 мая. Ну а для чего люди должны идти туда, сами не знают. Им земля не нужна. Мое мнение: каждый человек должен отвечать за себя и думать о своем будущем. Задуматься, почему я должен слушаться того, кто говорит идти на митинг? Если у меня есть какие-то нерешенные вопросы, почему бы мне пойти в созданную комиссию и не рассказать о них?» — рассуждал аким области Бердибек Сапарбаев.
В регионе перекрыли дороги из районов в областной центр и поставили блок-посты на трассе из Актобе в Атырау. К нефтяной столице вообще было особое внимание. Все-таки именно в Атырау состоялся первый митинг 24 апреля.
На этот раз площадь Исатая-Махамбета оцепили полицейские, а по периметру на крышах сидели снайперы. Об этом сообщали в “Фейсбуке” горожане.
«…Были задержания групп людей, собравшихся больше трех человек, и любого, кто приближался к площади. Массово снимали отпечатки, задерживали даже прессу, устроили беспредел», — рассказал житель Атырау Сергей Шутов.
Оцепили центральную площадь и в Семее (в апреле там тоже был митинг). На подходе к ней задерживали людей. В интернете появилась видеозапись, на которой ретивые полицейский пытаются увести в отдел полиции обычного горожанина, который находился в сквере.
«Вы за митинги нас прессуете, а завтра что будет? Это моя только земля, не ваша, что ли? Завтра придут сюда китайцы, сами поймете, они плодятся, как кролики. Это ваша родина», — читал по дороге нотации стражам порядка задержанный по имени Алибек.
В полдень в центральном сквере Костаная собравшихся там пятнадцать человек окружили полицейские и сотрудники КНБ. Позже к людям вышел заместитель акима Костанайской облсти Гауез Нурмухамбетов. Ответом на требование не продавать и не сдавать в аренду казахскую землю были задержаниями. По сообщению юриста Костанайского филиала Бюро по правам человека, в полицию доставили двенадцать человек.
В Астане у Байтерека ОМОН в полной экипировке задерживал даже сидящих на скамейках стариков и случайных прохожих : https://goo.gl/NP5oRP. Была арестована экс-сенатор Зауреш Батталова, покинувшая земельную комиссию.
Ей грубо скрутили руки и силой поместили в автозак: https://goo.gl/5DKJ5b.
«Правовое просвещение сотрудника акимата. Мои разъяснения он сначала якобы понял, но через несколько минут именно он дал команду на мой арест и всех, кто был рядом. Вот этот молодой человек командовал всеми силовиками. Его имя Курман Ерлан Бауржанович. События нет. Аресты есть. Правовой беспредел», — позже опубликовала видеозапись с таким комментарием сама Батталова: https://goo.gl/4eDrOI.
“На байтереке людей было много, но подойти друг к другу люди не успевали . — рассказала о ситуации 21 мая в Астане пользователь “Фейсбука” Дамижан Мукушева. — За те 20 минут, что я там находилась, отьехало несколько автобусов с людьми. В газельке, снятой с маршрута, нас было 12 человек, нас повезли на лесозавод в 24 участок. Потом сразу же после нас затолкали в автобус Батталову. С ней в автобусе были люди, которые выпрыгивали на ходу из окон. Не знаю, кто-нибудь это фиксировал или нет. Сегодня митинг был у полицейских, как кто-то верно подметил”.
И самый необычный митинг, по мнению наших коллег с 101tv.kz прошел в шахтерской столице — Караганде. Людей с транспарантами и громкоговорителями на площади у флагштока не было, зато было очень много людей в форме, в штатском и представителей исполнительной власти. Они в буквальном смысле оцепили площадь, и каждый простой прохожий моментально становился объектом повышенного внимания. Съемочную группу телевидения задержали сразу же, как увидели у телеоператора камеру. В итоге задержали журналистов и еще с десяток горожан.
Кстати, 21 мая журналистов задерживали по всей стране, причем даже из проакординских изданий. В чем именно заключалась опасность для власти их работы на местах, так и осталось непонятным.
“То, что полиция Казахстана сегодня грубо нарушила закон о средствах массовой информации — это факт, — написала по этому поводу в “Фейсбуке” журналист Ирина Севостьянова из Астаны. — Ссылки на то, что доблестные стражи порядка не знали, что это журналисты — фигня полная, потому что все репортеры, кто был в Астане возле Байтерека, предъявили свои документы. В отличие от полицейских, кстати.… Мы — журналисты. Мы фиксируем факты. Люди имеют право быть услышанными. Всегда. С санкцией или без. Мы можем перестать выходить в интернете, нас всех по казахстанскому законодательству легко закрыть просто в считанные мгновения. Мы можем печатать листовки и издавать стенгазеты, можем просто сменить профессию. Но когда-нибудь может наступить момент, что быть услышанным станет очень нужно вам. Но об этом некому будет написать”.
…Читайте в тему: “Стена от народа”, «Людей задерживали за то, что они пели гимн Казахстана», В Павлодаре митинг все-таки провели, “Земельные протесты докатились до Калифорнии”.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА