В Актау начался судебный процесс, который займет особое место в истории Казахстана. Впервые на скамье подсудимых оказались представители оппозиции. Им официально предъявлены обвинения по политическим статьям.
Начавшийся 16 августа 2012 года на западе Казахстана в городе Актау судебный процесс по делу Владимира Козлова, Серика Сапаргали и Акжаната Аминова фактически является завершающим этапом в расследовании трагических событий в Жанаозене.
В этом городе 16–17 декабря 2011 года произошли массовые беспорядки, которым предшествовала семимесячная забастовка нефтяников. Пытаясь разогнать участников беспорядков, полиция применила огнестрельное оружие. В ходе столкновений 17 человек погибли и более 100 получили ранения.
Подсудимые Козлов и Сапаргали в зале суда
В апреле-июле 2012 года в Актау состоялось несколько судебных процессов, связанных с событиями в Жанаозене. В качестве обвиняемых выступали как участники массовых волнений на станции Шетпе и в городе Жанаозен, так и полицейские. Последним были предъявлены обвинения в превышении служебных полномочий. На скамье подсудимых также оказались bруководители Жанаозена и Мангистауской области. Но никто из них не был обвинен по политическим статьям Уголовного кодекса Казахстана.
Статьи обвинения
В деле руководителя оппозиционной незарегистрированной партии “Алга!” Владимира Козлова, а также общественных деятелей Серика Сапаргали и Акжаната Аминова все иначе. Всем троим сразу после задержания было предъявлено обвинение по статье “разжигание социальной розни”. В июле Владимиру Козлову предъявили и другие обвинения, еще по двум статьям УК Казахстана — “создание организованной преступной группы” и “публичные призывы к свержению конституционного строя”.
По версии следствия и прокуратуры, при встрече с бастующими нефтяниками Жанаозена оппозиционные политики намеренно указывали на неравенство доходов между топ-менеджерами нефтяных компаний и простыми рабочими. В результате, по мнению стороны обвинения, стало невозможным проведение конструктивных переговоров между бастующими рабочими и руководителями нефтяных компаний. Также по этой причине якобы нельзя было приостановить многомесячную забастовку. В итоге это привело к массовым волнениям на западе страны.
Всю технику попросили убрать