Первое заседание суда, проходившее 23 августа в Астане, по делу генерального директора информационного агентства КазТАГ Асета Матаева и его отца, председателя Союза журналистов Казахстана (СЖК) и руководителя Национального пресс-клуба Сейтказы Матаева, закончилось госпитализацией последнего. Как рассказала DW президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил Соз” Тамара Калеева, присутствовавшая на заседании Есильского районного суда номер 2, у Матаева-старшего давление поднялось до критических величин, и его увезли в больницу. Тем не менее на утро среды, 24 августа, назначено следующее заседание, где будут допрашиваться свидетели.
До 1 сентября?
По словам Калеевой, судя по тому графику заседаний, который вывешен в суде, власти рассчитывали провести весь процесс как можно быстрее и, возможно, даже завершить его до 1 сентября, чтобы этот скандал быстрее утих. Поэтому, продолжает правозащитница, 23 августа утром прокуроры решили зачитать текст обвинения по сокращенной программе и из 164 страниц огласили лишь 44. А затем указали на то, что, согласно их выводам, другие преступления Матаевы совершали по аналогичным схемам. Во второй половине дня уже было намечено заслушивать свидетелей.
Однако оба подсудимых не только высказали несогласие с предъявляемым обвинением, но и настояли на том, чтобы обвинительное заключение было зачитано полностью. Глава СЖК сослался на то, что он семь месяцев находился под арестом и ждал суда, чтобы доказать свою невиновность, поэтому не видит причин экономить время на зачитывании всего текста обвинения. В итоге, отмечает Тамара Калеева, на свидетелей во вторник времени не хватило.
Впрочем, со свидетелями ситуация “нестандартная”, указывает собеседница DW. По информации Тамары Калеевой, ряду свидетелей защиты приезд из других городов в Астану для участия в судебных заседаниях предложено оплатить за свой счет. “Возможно, подразумевалось, что если Матаевы хотят, чтобы те выступили в их пользу, то сами найдут для этого финансовые возможности. Однако эти свидетели указали суду на то, что ехать за свой счет у них нет возможности. Поэтому не исключено, что часть свидетелей будет допрошена дистанционно, посредством скайпа”, — рассказала правозащитница.
Образцовый суд
При этом Тамара Калеева отмечает, что 23 августа судьи постарались образцово провести заседание, потому что к первому дню было повышенное внимание со стороны наблюдателей. В частности, без ограничений, по предъявлению удостоверения личности, в зал заседаний пропускали зрителей и журналистов. С небольшими ограничениями корреспондентам разрешалось вести фото- и видеосъемку и транслировать ход заседания в пресс-центр. По приблизительной оценке правозащитницы, в суде и пресс-центре было несколько десятков казахстанских и зарубежных журналистов, а также представители иностранных дипломатических представительств.
“К этому процессу проявляют внимание далеко за пределами Казахстана. Достаточно вспомнить недавнее заявление посла США в Астане Джорджа Крола о том, что США испытывают серьезное беспокойство в связи с этим процессом и внимательно за ним следят. И это сильно напрягает казахстанское руководство”, — указывает российский политический обозреватель Аркадий Дубнов.
“Власть не может ошибаться”
По его оценке, многое говорит в пользу того, что суд над Матаевыми — однозначно политический процесс, как утверждают казахстанские правозащитники, в том числе Евгений Жовтис. “У меня такое впечатление, что инициаторы этого процесса, сидящие в Астане, хотели бы сейчас спустить его на тормозах. Однако прекратить процесс за отсутствием состава преступления они тоже не готовы, дабы не показать, будто власть в Казахстане может ошибаться, когда она назначает кого-то виновным. Поэтому они вынуждены демонстрировать в ходе суда какую-то процессуальную составляющую”, — продолжает эксперт.
“Однако уже одна только история с необходимостью свидетелям самим оплачивать свой проезд в Астану подчеркивает всю меру ничтожности внимания, которое власти готовы придать этому процессу”, — говорит Аркадий Дубнов в интервью DW.
22 февраля 2016 года Национальное бюро по противодействию коррупции Казахстана инкриминировало Сейтказы Матаеву хищение бюджетных средств в особо крупном размере и ряд других экономических преступлений.
Председатель СЖК и его сын Асет Матаев были взяты под домашний арест. В казахстанских СМИ сообщалось о том, что по таким обвинениям УК Казахстана предписывает наказание в виде заключения на срок от 6 до 12 лет. Но в мае 2016 года уголовное дело Сейтказы и Асета Матаевых было переквалифицировано, статья о хищении изменена на “более легкую” статью, связанную со злоупотреблением доверия. Матаевы все обвинения следователей отвергли, а от сотрудничества со следствием в обмен на прекращение уголовного дела отказались.
21 июля прокуратура передала уголовное дело в Есильский районный суд №2 Астаны. 3 августа в ходе предварительного слушания в суде Астаны Матаевым было отказано в удовлетворении ходатайств их адвокатов о замене меры пресечения с домашнего ареста на залог, возвращении дела в Алма-Ату и о проведении дополнительной судебно-финансовой экспертизы, в которой стороне защиты ранее отказало следствие. А 22 августа апелляционная судебная коллегия по уголовным делам суда Астаны окончательно подтвердила отказ в этих ходатайствах адвокатов Матаевых.
Смотрите также:
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan