-9 C
Астана
19 ноября, 2024
Image default

Дело блогеров: “Система…

Дело блогеров: “Система же выдала!”

Автор: Жан­на БИСАРОВА
14.01.2016
На про­дол­жив­шем­ся вче­ра раз­би­ра­тель­стве в Алма­лин­ском суде Алма­ты по делу бло­ге­ров Сери­к­жа­на Мам­бе­та­ли­на и Ерме­ка Нарым­ба­е­ва был заслу­шан сотруд­ник ДВД. Его рас­сказ о том, как он «добы­вал раз­жи­га­ю­щие рознь» посты в «Фейс­бу­ке», изряд­но пове­се­лил публику.

В нача­ле про­цес­са судья Марал Джа­ри­л­га­со­ва зачи­та­ла отказ в хода­тай­стве сто­ро­ны защи­ты вызвать в суд про­ку­ро­ра Андрея Азбе­ля, кото­рое было заяв­ле­но на преды­ду­щем засе­да­нии. Судья отка­за­ла в хода­тай­стве после выступ­ле­ния при­сут­ству­ю­ще­го на про­цес­се про­ку­ро­ра, кото­рый заявил, что в вызо­ве Азбе­ля нет необходимости.

Затем в зал был вызван сви­де­тель — опер­упол­но­мо­чен­ный ДВД Жан­дос Дюсе­ба­ев. Имен­но он соста­вил рапорт об опуб­ли­ко­ван­ных в соци­аль­ной сети постах Мам­бе­та­ли­на и Нарым­ба­е­ва, в кото­рых, соглас­но его отче­ту, содер­жат­ся при­зна­ки «раз­жи­га­ния розни».

Под­су­ди­мые и защи­та пыта­лись узнать у «опе­ра» Дюсе­ба­е­ва, как он мони­то­рил Интер­нет и поче­му он после яко­бы ано­ним­но­го звон­ка в поли­цию об оскор­би­тель­ных пуб­ли­ка­ци­ях в соц­се­тях нашел в «Фейс­бу­ке» имен­но посты Мам­бе­та­ли­на и Нарымбаева.

После того, как сви­де­тель дал при­ся­гу суду гово­рить «прав­ду и толь­ко прав­ду», ему были зада­ны стан­дарт­ные вопро­сы об его обра­зо­ва­нии и опы­те рабо­ты. Выяс­ни­лось, что «опер» име­ет как юри­ди­че­ское, так и тех­ни­че­ское обра­зо­ва­ние. Одна­ко после­ду­ю­щие его отве­ты на эле­мен­тар­ные вопро­сы — мож­но ли зай­ти в «ФБ» без реги­стра­ции или как он в Сети вышел на посты под­су­ди­мых — заста­ви­ли усо­мнить­ся либо в его ком­пе­тент­но­сти, либо в том, что он гово­рит правду.

Для нагляд­но­сти при­ве­дем отрыв­ки из диалога.

- Как Вы нашли посты Сери­к­жа­на Мам­бе­та­ли­на и Ерме­ка Нарым­ба­е­ва, яко­бы раз­жи­га­ю­щие рознь? — был задан ему пер­вый вопрос.

- Ну, как обыч­но. Зашел в Гугл, потом на сайт «Фейс­бу­ка», потом сде­лал поиск по клю­че­вым сло­вам, — отве­тил он еле слыш­ным голосом.

- Какие клю­че­вые сло­ва вы вводили?

- В рапор­те же напи­са­но, «оскорб­ле­ние казах­ской нации»…

- Вы вво­ди­ли эти слова?

- Не помню…

- А куда вы их вводили?

- Ну, сна­ча­ла в Гуг­ле, потом там в «Фейс­бу­ке»…

- А как дела­ет­ся поиск в «Фейс­бу­ке»?

- В рапор­те же написано…

- Вы зна­е­те, что в «Фейс­бу­ке» поиск толь­ко по име­нам и фами­ли­ям мож­но делать? Вы иска­ли «неиз­вест­ные лица» соглас­но ано­ним­но­му звон­ку и нашли стра­ни­цы Мам­бе­та­ли­на и Нарымбаева?

-… Ну да, там же напи­са­но «оскорб­ле­ние казах­ской нации» ввел в Гугл и вышло… в «Фейс­бу­ке»

- У вас есть акка­унт в этой соци­аль­ной сети? Ник «Самат» ваш?

- Да, я захо­дил через него…но не пом­ню сей­час, как зайти…

- А сей­час може­те пока­зать, как вы нашли эти посты?

- Все напи­са­но же в рапорте.

- Ну, може­те показать?

Когда диа­лог со сви­де­те­лем зашел в тупик, не выдер­жа­ла уже судья.

- Може­те пока­зать или нет? Ну, пока­жи­те! — при­крик­ну­ла она.

Арман Нарым­ба­ев, обще­ствен­ный защит­ник и брат Ерме­ка, предо­ста­вил судье ком­пью­тер, и сви­де­тель подо­шел к ее сто­лу. Не было понят­но по мони­то­ру, что он там делал, пото­му что видео не пока­зы­ва­ет судью. Было толь­ко слыш­но, как судья гово­ри­ла: “Вот так зашли, это откры­ва­ли, потом это?” Отве­та сви­де­те­ля не было слыш­но, но, судя по все­му, на все он отве­чал утвердительно.

- Лад­но, иди­те на место, — раз­дра­жен­но отпу­сти­ла его судья через несколь­ко минут.

Затем адво­ка­ты попы­та­лись выяс­нить, при каких обсто­я­тель­ствах был под­пи­сан рапорт. Но отве­чая на вопро­сы, был ли в 2 часа ночи с 9‑го на 10‑е октяб­ря на рабо­те зам­на­чаль­ни­ка ДВД Нур­ка­ев и видел ли он в ту ночь сле­до­ва­те­ля Чапу­ри­на, у кото­рых он под­пи­сал свой рапорт, сви­де­тель сно­ва «поплыл», ска­зав, что не помнит.

Тут судья не выдер­жа­ла во вто­рой раз.

- Дюсе­ба­ев, вы что??? Как это не помни­те, тут на рапор­те сто­ят их под­пи­си. Вы виде­ли Чапу­ри­на или нет? Отве­чай­те: виде­ли или нет, что это такое?! Пом­ню, не пом­ню, совсем уже что ли?

В ответ моло­дой «опер» лишь вино­ва­то мол­чал, как школь­ник, и еле слыш­но про­бор­ма­тал: “Там же напи­са­но в рапорте”.

На вопрос, поче­му он решил, что акка­унт «Сери­к­жан Есен­го­су­лы» при­над­ле­жит Сери­к­жа­ну Мам­бе­та­ли­ну, и как он иден­ти­фи­ци­ро­вал лич­ность, сви­де­тель отве­тил: «Систе­ма же выда­ла!» При этих сло­вах пуб­ли­ка в зале, наблю­дав­шая за про­цес­сом по мони­то­ру, взо­рва­лась от смеха.

Допрос в таком духе про­дол­жал­ся более трех часов. В ходе него судья сде­ла­ла заме­ча­ние Нарым­ба­е­ву и Мам­бе­та­ли­ну за репли­ки, от кото­рых те не мог­ли удер­жать­ся, и при­гро­зи­ла в сле­ду­ю­щий раз уда­лить их из зала.

Под­су­ди­мые заяви­ли, что «опер» наме­рен­но искал мате­ри­а­лы по фами­ли­ям «Мам­бе­та­лин» и «Нарым­ба­ев», одна­ко поли­цей­ский утвер­ждал, что искал по клю­че­вым сло­вам, кото­рые он при­пом­нить не мог. При повтор­ных уточ­ня­ю­щих вопро­сах судья откро­вен­но пыта­лась «выта­щить» сви­де­те­ля: «Он же ска­зал, что не пом­нит! Все, дальше!»

На про­цес­се пред­по­ла­га­лось, что сви­де­те­лем со сто­ро­ны защи­ты так­же высту­пят режис­сер Еркин Раки­шев и извест­ный обще­ствен­ный дея­тель Мух­тар Шаха­нов. Одна­ко после затя­нув­ше­го­ся допро­са «опе­ра» их опро­сы были отложены.

Сле­ду­ю­щее засе­да­ние суда назна­че­но на пят­ни­цу 15-го янва­ря, на 10 часов утра.

…Напом­ним, обще­ствен­ные акти­ви­сты и бло­ге­ры Сери­к­жан Мам­бе­та­лин и Ермек Нарым­ба­ев содер­жат­ся под стра­жей с октяб­ря про­шло­го года по обви­не­нию в «раз­жи­га­нии роз­ни» из-за пуб­ли­ка­ции на сво­ей стра­ни­це в «Фейс­бу­ке» отрыв­ка из кни­ги гла­вы СМК Мура­та Тели­бе­ко­ва «Ветер с улицы».

…Читай­те по этой теме: “В деле бло­ге­ров потер­пев­ших нет”, “Когда есть заказ, зако­ны не рабо­та­ют”, “Пре­зи­дент не заин­те­ре­со­ван в нашем аре­сте”, “Дело бло­ге­ров: маразм креп­ча­ет”, “Сери­к­жан Мам­бе­та­лин: “Это не суд, это суди­ли­ще!”, «Ермек Нарым­ба­ев: «Я хочу дожить до при­го­во­ра!»», “Под чью дуд­ку пля­шет судья Джа­ри­л­га­со­ва?”, «За “делом бло­ге­ров” сто­ит Ниг­ма­ту­лин?», «Суд над акти­ви­ста­ми будет в любую пого­ду», «Судья явно торо­пит­ся закрыть дело!», «Жизнь и здо­ро­вье Ерме­ка в опас­но­сти!», «Все три отво­да судьи откло­не­ны», “В Алма­ты начал­ся суд над Мам­бе­та­ли­ным и Нарым­ба­е­вым»,“Допрос как реак­ция на пись­мо в Акор­ду”, «В Казах­стане про­дол­жа­ют­ся аре­сты акти­ви­стов», «Мам­бе­та­лин и Нарым­ба­ев остав­ле­ны под стра­жей», «Цита­та из кни­ги как повод для аре­ста».

архивные статьи по теме

Не пора ли уже Вашингтону прозреть?

Парадоксы и обаяние казахской автократии. Часть III

О грязных деньгах и руках