Почему в Казахстане по-разному оценивают деятельность бывшего банкира Мухтара Аблязова, и как отнеслись в стране к решению об его экстрадиции, выяснял корреспондент DW.
О решении французского апелляционного суда в Экс-ан-Провансе от 9 января 2014 годаэкстрадировать бывшего казахстанского банкира Мухтара Аблязова в Россию моментально сообщили практически все общественно-политические издания Казахстана. Что неудивительно. Ведь Мухтар Аблязов для Казахстана — это своего рода Гусинский, Березовский и Ходорковский в одном лице. Для одних он — национальный герой. Для других — мошенник и вор.
Был бизнесменом, стал политиком
Впервые о Мухтаре Аблязове многие казахстанцы узнали в 2001 году, когда он, будучи уже крупным бизнесменом, вместе с рядом других так называемых “младотюрков” из окружения президента Назарбаева, публично объявил о создании оппозиционного движения “Демократический выбор Казахстана” (ДВК).
Появление ДВК привело к политическому кризису в стране. И дело не только в том, что новое движение потребовало от властей Казахстана выборности всех акимов и раскрытия информации о существовании секретного Национального фонда, средствами которого, по утверждениям создателей ДВК, Нурсултан Назарбаев пользовался в личных целях. Главное — требования “Демвыбора” активно поддержали и отдельные представители крупного бизнеса, и ряд депутатов парламента, и даже некоторые действующие министры и акимы.
Финансист оппозиции
На появление ДВК власти Казахстана ответили жестко. Уже в 2002 году основные организаторы “Демвыбора ” — Мухтар Аблязов и экс-аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов были осуждены на длительные сроки наказания. В частности, Аблязов получил 6 лет лишения свободы “за создание преступной группы, незаконную предпринимательскую деятельность и злоупотребление служебным положением на посту министра энергетики, индустрии и торговли”, который он занимал в период 1998–1999 годов.
Впрочем, уже в 2003 году Мухтар Аблязов был помилован личным указом Нурсултана Назарбаева. Но он не прекратил свою деятельность, направленную против властей Казахстана. Переехав в Россию, он, став президентом российской инвестиционно-промышленной группы “Евразия” и председателем Совета директоров частного казахстанского “БТА-банка”, начинает активно финансировать не только целый ряд независимых СМИ Казахстана, но и несколько оппозиционных политических партий и движений.
Большие деньги
Новый виток противостояния между Мухтаром Аблязовым и властями Казахстана начался в 2009 году, когда правительство страны приняло решение о национализации “БТА-банка”, который, по мнению властей, находился на грани банкротства. В ответ, Аблязов, несогласный с этим решением, через свои аффилированные структуры, в основном, в России и Украине, вывел из Казахстана, по разным данным, от 4 до 10 миллиардов долларов США.
Чем, по официальной трактовке казахстанских властей, “нанес непоправимый ущерб экономике всей страны”. Более того, ныне, по утверждениям официальной Астаны, в результате “многолетних мошеннических действий Аблязова” сильно пострадали и дружеские Казахстану страны — Россия и Украина. Соответственно, отметил в беседе с корреспондентом DW пожелавший остаться анонимным ответственный сотрудник администрации президента Казахстана, требования, особенно России, об экстрадиции выглядят вполне обоснованно.
Вместе с тем, тот же чиновник, отвечая на вопросы DW, заметил, что пока уверенно говорить об экстрадиции Аблязова в Россию все же нельзя. “У Аблязова еще есть время на апелляцию, а потому, скорее всего, дело об его экстрадиции в Россию несколько затянется”. Тем не менее сотрудник администрации президента Казахстана не сомневается, что очень скоро Аблязов все же предстанет перед российским судом, который вынесет ему суровый приговор. “У нас есть информация, что во Франции крайне редко пересматривают уже принятые решения на местах. Тем более, что дело Аблязова в суде Экс-ан-Прованса рассматривали более 3 месяцев”, — подчеркнул чиновник из Астаны.
Фактор Аблязова
Бывшие соратники Аблязова по казахстанской оппозиции надеются, что экстрадиции все же не будет. По их мнению, учитывая заявления многочисленных международных правозащитных организаций, Франция может и отказаться от экстрадиции Аблязова. К тому же, есть еще и суд в Страсбурге. В то же время представители оппозиции Казахстана несколько по-разному расценивают развитие событий, в случае, если Аблязов окажется в России.
КОНТЕКСТ
Французский суд разрешил экстрадировать Мухтара Аблязова
Кому Франция выдаст беглого казахстанского банкира
Олигархами из Центральной Азии занялась европейская Фемида
Так, по мнению шеф-редактора медиа-группы “Республика” Ирины Петрушевой, несмотря на то, что Россия вряд ли отдаст Аблязова Казахстану, Астана все же получит возможность допросить бывшего банкира: “В последнее время казахстанские спецслужбы чувствуют себя на территории России как у себя дома. Казахские следователи просто войдут в межгосударственную группу и будут все делать руками москвичей”.
В свою очередь известный в Казахстане политик Амиржан Косанов не исключает, что Кремлю будет выгодно использовать фактор Аблязова в своих интересах, шантажируя Астану возможностью отказа выдать ей опального банкира. “Внешняя политика России становится все более неоимперской. И Москва хотела бы, чтобы Астана своей поддержкой ее инициатив придала бы им дополнительную значимость”, — отметил DW Амиржан Косанов.
В Астане просят не беспокоиться
Между тем сотрудник администрации президента Казахстана отметил, что в случае экстрадиции Аблязова в Россию, Казахстан сумеет договориться с РФ не только по поводу возврата казахстанских денег в рамках дела компании “Евразия”, но и вернуть бывшего банкира на родину. “Вначале этот мошенник отсидит в России, а уже потом мы его заберем. Рычаги имеются”, — подчеркнул казахстанский чиновник.
See the article here:
Дело Аблязова: для одних — мошенник, для других — герой