Этот материал написан как зачин к обсуждению проекта Платформы Общенационального Курултая-Конгресса, выносимого на третье (заключительное) экспертное обсуждение. Замечу, что сам по себе проект фундаментальный. Видна рука Петра Своика – капитально приложился. По деталям написанного спорить не о чем – с точки зрения оценки ситуации в целом все верно. Как говорится, «зачет». Однако есть принципиальные возражения концептуального плана. Вот об этом подробнее.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Заявление о том, что несменяемость президента Назарбаева содержательно и морально себя исчерпала, безусловно, задает позитивный, и я бы сказал, даже оппозиционный настрой предполагаемому форуму. Однако эта констатация в целом очевидного факта дезавуируется последующим подходом к указанной теме.
На мой взгляд, проблема в методологической ошибке, которая изначально задает неверный вектор оценки ситуации. У авторов Платформы, на мой взгляд, все поставлено с ног на голову — отказываясь рассматривать тему ухода Назарбаева, они берутся решать вопросы постназарбаевского периода. Увы, в политике нельзя перепрыгивать через ступеньку — не зная ее размеров, можно штаны порвать.
Главным в повестке дня Курултая предлагается сделать вопрос «переформатирования режима личной президентской власти в современную институциональную систему парламентского правления с региональным и местным самоуправлением». И это при том, что авторы проекта Платформы по умолчанию признают, что пока Назарбаев на своем месте, ни о каких изменениях не может быть и речи. То есть переформатирование откладывается на «посленазарбаева».
Отсюда, как ни крути, разговор на форуме будет идти не о сегодняшнем дне, а о часе Х, который наступит только после ухода Назарбаева. Что ж, поразмышлять о будущем дело нужное и полезное, правда, как правило, это сродни гаданию на кофейной гуще. Хотя с точки зрения экспертного сообщества такой Курултай — это хороший повод собраться и поговорить о насущном. Но этого явно мало, замах-то на большее.
Однако Курултай его организаторами рассматривается не только как диалоговая площадка для всех озабоченных судьбами страны. Выясняется, что помимо дискуссии по теме «Казахстан после Назарбаева» предполагается выработка конкретных шагов по созданию основ ни много — ни мало посленазарбаевского Казахстана. Так прямо и говорится, что нужно уже сейчас при Назарбаеве начинать двигаться «решительно и кардинально в сторону приближения к общепринятым стандартам демократии, соблюдения прав человека и социальной справедливости…».
Но тут возникает масса вопросов. И главный из них: как можно что-то менять «решительно и кардинально» при здравствующем президенте? Кто позволит, если и президент, и его окружение этому явно будут не рады, а в их руках вся полнота власти? Как можно «решительно и кардинально» продвигать стандарты демократии, которые этой власти противопоказаны генетически?
Нет, конечно, есть варианты, но для этого прежде нужно в эту власть попасть или на худой конец научиться оказывать на нее влияние, а уж потом рассуждать о том, что и как менять в стране. А так мы рискуем предстать в образе незабвенного барона Мюнхгаузена, вытаскивающего себя за волосы из болота. Это я к тому, что если за точку опоры взять уход Назарбаева, то это не тот случай, когда можно что-то конкретно прогнозировать. Любой самый грамотный прогноз вдребезги разобьется об очередной президентский срок несменяемого елбасы. Не та точка опоры!
Вообще это не есть хорошо — делить власть, которой у нас нет. Это то же самое, что делить шкуру неубитого медведя. Я понимаю, если бы это делали охотники, которые уже не раз успешно ходили на медведя и, собравшись в очередной раз, обсуждают, кому что достанется — завалившие десяток медведей имеют на это право. Но проблема в том, что в нашем случае шкуру неубитого медведя собираются делить люди, мало того, что не способные этого медведя завалить, но по большому счету и не собирающиеся это делать.
Их задача (а это смысл Курултая) — не власть как таковая, не Назарбаев, который, кстати, никуда не собирается уходить, их задача другая — заглянуть в будущее, которое неизвестно, когда наступит. Образно говоря, организаторам Курултая важна шкура медведя, после того как этого медведя в ней не будет. О главном — как снять эту шкуру с медведя — они даже не заикаются. Это не их тема, не их формат.
Их задача сугубо абстрактная и во времени, и в пространстве — что делать, когда шкура, (а в нашем случае власть) окажется без Назарбаева. Как это произойдет и произойдет ли это вообще (потому что если сидеть и ждать, когда шкура обретет автономность, то можно и не заметить, как в ней окажется кто-то другой, как две капли воды похожий на Назарбаева), их не интересует. Этой черной и неблагодарной работой они не собираются заниматься.
Их тема другая — «Казахстан после Назарбаева». А это принципиально отличается от другой темы, волнующей все большее количество казахстанцев — «Казахстан без Назарбаева». Полагаю всем ясно, в чем принципиальность этого различия. Мол, мы не трогаем медведя, пусть донашивает свою шкуру, но когда он из нее выпадет (!!!) вот тут-то мы и пригодимся со своей концепцией нового Казахстана.
К слову сказать, наивность высшая: кто же подпустит к этой шкуре, пусть и с очень правильными идеями? Практика подсказывает, что ближе всех к шкуре оказывается тот, кто (явно или тайно) занимается стягиванием шкуры с ее хозяина. Он ее, как правило, и примеряет первым. И никакого при этом дележа! Хотя про наивность я скорее погорячился — вряд ли инициаторы Курултая не понимают, что в нынешней ситуации к дележу власти их попросту не допустят. Как известно, к этому не приглашают, к этому приходят без приглашений и зачастую не через дверь.
Но вернемся к лозунгу «Казахстан после Назарбаева». Я в этом вижу очень опасную подмену. Вместо конкретного, ясного и политически вызревшего лозунга «Казахстан без Назарбаева» обществу подсовывается абстрактный, размытый во времени, туманный по содержанию лозунг «Казахстан после Назарбаева». Разница очевидна. Первый нацеливает на то, как шкуру отделить от медведя и привести ее в должный вид, второй — предлагает ждать, когда медведь сам из нее вывалится, а пока это не произошло помечтать об этом, в том числе и в рамках Курултая.
Что характерно, в отличие от бескомпромиссного «Казахстан без Назарбаева» лозунг «Казахстан после Назарбаева» устраивает практически всех: и самого Назарбаева, и тех, кто его окружает, и даже тех, кто их сегодня критикует в качестве оппозиции. Оно и понятно: никаких рисков, все претензии на власть только ПОСЛЕ НАЗАРБАЕВА, а это можно, это не возбраняется. Простор для фантазии и воображения — болтай, не хочу. Думаю, и сам Назарбаев без напряга может порассуждать о временах, когда отойдет от дел.
Теперь о реальной значимости Курултая, если он пройдет в том формате, который предполагают его организаторы. Извиняюсь за прямоту, на мой взгляд, результат будет нулевой. Это вытекает из основного постулата концепции форума — все, о чем будет говориться на этом Курултае, все, что там будет принято, возможно, ТОЛЬКО «в случае ухода Нурсултана Назарбаева с поста главы государства».
Это ключевая фраза проекта Платформы Общенационального Курултая-Конгресса. Соответственно, если Назарбаев не уходит, все, что будет выработано на Курултае, остается сотрясанием воздуха. Можно очень умно и правильно говорить, принять отличную резолюцию, разработать грамотную программу реформирования политической системы, но пока Назарбаев остается во власти (что может длится очень долго), все это будет оставаться всего лишь благими пожеланиями. Сочинять программы изменения страны впрок в надежде, что это: а) может как-то повлиять на политические процессы в откровенно авторитарной стране; б) может пригодиться в час «Х» — откровенный идеализм. Это называется ставить телегу впереди лошади.
Можно было бы понять авторов этого подхода, если бы было достоверно известно, что 2012 год — последний год президентства Назарбаева. Но этого не может знать никто. Тогда какой резон строить политические замки из песка, которым суждено уже завтра быть смытыми волнами новых событий?
Результативность предстоящего Курултая будет зависеть не от того, насколько продуктивно будет организована на нем работа, не от того какие судьбоносные документы будут там приняты и какие креативные идеи прозвучат. Все это в данной ситуации вторично и в лучшем случае может рассматриваться как некая репетиция демократических сил, этакая теоретическая заготовка впрок. Увы, первичным здесь является Назарбаев, а точнее его уход с политической сцены. Но это абсолютно непредсказуемая компонента.
Если все, о чем будут говорить на Курултае, возможно только ПОСЛЕ Назарбаева, а он еще лет десять будет на своем месте, то какой смысл в этом мероприятии? Зачем гадать, что и как будет через десять лет? Согласитесь, в этом случае Курултай больше будет напоминать слет предсказателей или фантастов.
Возвращаясь к нашей аллегории со шкурой неубитого медведя, можно сказать, что предстоящий Курултай очень напоминает ситуацию, когда охотники, не желая рисковать, собрались вместе и обсуждают, что им делать со шкурой медведя после того, как он умрет от старости. Вариант, конечно, беспроигрышный — все смертны, однако есть риск оказаться не удел — шкуру могут снять другие более оперативные охотники.
Отдельный вопрос, зачем вообще кому-то понадобился этот мифический Казахстан после Назарбаева, если мы живем в реальном Казахстане с Назарбаевым? Вот же проблема, которая грозит остаться нерешаемой еще на десяток лет. Неужели она уже не интересна экспертам, оппозиции, обществу?
Откуда это невнимание к бьющему в глаза настоящему и повышенное внимание к иллюзорному будущему? Кому понадобилось подменить тему «Казахстан без Назарбаева» на «Казахстан после Назарбаева»? Только ли это от политического недопонимания ситуации? Нет ли здесь целенаправленного умысла — увести общественную дискуссию в русло политической футурологии?
Можно считать это моими вопросами для третьего (заключительного) экспертного обсуждения.