Крымские татары считают, что Назарбаев боится Путина, но казахам нельзя с этим мириться. На пикете у посольства Российской Федерации в Киеве они объяснили свою позицию и призвали братский народ задуматься над будущим своей страны.
В Киеве крымско-татарские и украинские активисты пикетировали здание посольства Российской федерации. Сотрудники дипмиссии еще несколько месяцев назад покинули территорию Украины, и активистов и журналистов встретили полицейские, стоявшие в оцеплении посольства.
Хотя объявление о проведении акции крымские активисты вывесили в социальных сетях за несколько дней до акции, возле посольства России собралось не более двух десятков митингующих. Большинство общественных объединений крымских татар проигнорировали событие.
На плакатах пикетчиков были написаны лозунги: «Крым — это Украина», «Россия, убирайся из Крыма». По словам митингующих, в Крыму сейчас идет настоящая охота за крымскими татарами, активно выступающими против аннексии. Аресты, обыски в домах активистов стали обычным явлением. Собираться, как раньше, и выходить на митинги по российским законам запрещено. Многие крымские татары покинули родину — уехали в Турцию или перебрались в центральные области Украины и в Киев.
- Мы знаем, в каком положении находятся сейчас народы России. Я хорошо помню, как в марте на наш курултай приезжали представители казанских татар, уговаривали нас добровольно присоединиться к России. Обещали, что все права наши будут соблюдаться и наши национальные интересы останутся не тронутыми. Муфтия из казанских татар тогда освистали, ему пришлось удалиться из зала. Я недавно побывала в Белоруссии, посмотрела, как там живут люди, словно вернулась назад в Советский Союз или в начало девяностых. Люди боятся выражать свое мнение, боятся властей, хотя уровень жизни у них низкий, а цены на продукты питания в целом в полтора-два раза превышают украинские, — рассказала помощник депутата Верховной рады Украины Эниния Богатырли.
По словам активистки, в Белоруссии сложная ситуация с языком.
- На белорусском языке почти никто не разговаривает, ситуация с языком гораздо хуже, чем была у нас некоторое время назад, когда к людям, говорившим на украинском языке, относились как колхозникам. Казанские татары тоже постепенно теряют свой язык и свою культуру, очень мало татар владеют своим языком. Вот к чему привела имперская политика Москвы, которую бездумно поддерживают представители этих народов, — заметилат Эниния.
По словам другой участницы акции, Камалы, недавно переехавшей из Крыма в Киев, положение крымских татар сейчас мало отличается от периода депортации: разве что они еще могут жить на родной земле, а всех других прав российские власти их лишили.
- Мы до начала девяностых годов жили в Новосибирске, там родились, учились в школе. Отец и мать из татов (горских крымских татар — авт.), когда вернулись на родину, мы думали что наконец-то жизнь наладится. Началось возрождение культуры, языка, появились свои газеты, телевидение, а теперь нас опять хотят лишить всего. Я уверена, что Крым обязательно будет свободным и вернется в состав Украины, — говорит Камала.
Как оказалось крымско-татарские активисты внимательно следят за политическими событиями, особенно за выступлениями глав тюркоязычных государств. Не осталось ими не замеченной и поддержка президентом Казахстана аннексии Крыма.
- Это настоящее предательство братского народа. Я понимаю, что, конечно, Назарбаев не может противоречить Путину, он зависим от него. Я уверена, что в душе своей он на самом деле на нашей стороне и хочет сделать хорошее для своей страны. Но Путин его заставляет делать то, что он не хочет, он боится Путина. Его поддержка оккупации Крыма была принята после давления со стороны России. Я не понимаю, как такой народ, как казахи, могут терпеть такое. Учитесь у нас, у украинцев, делайте свой Майдан, — сказала Эниния Богатырли.
За пикетом внимательно наблюдали не только полицейские в форме, но и люди в гражданском. Кто это был ‑сотрудники местного СБУ или российского ФСБ — не удалось выяснить. На вопросы журналистов люди в гражданском не отвечали и при этом просили их не фотографировать.
Сами крымские татары, участвовавшие в пикете, уверены, что во многих структурах украинской власти, в том числе и в Службе Национальной безопасности, очень много агентов ФСБ. По мнению одного из активистов, до 30% сотрудников украинских спецслужб сотрудничают с ФСБ.
В целом крымские татары, по словам участников акции, очень разочарованы положением дел в стране и действиями властей. Не верят они и депутатам.
- Нам нужна автономия, чтобы мы могли сохранить свою культуру, и для начала было бы неплохо, чтобы проект автономии на территории Херсонской области был претворен в жизнь, — говорит Наргиза, пенсионерка из Крыма.
О судьбе проекта автономии на территории Херсонской области, анонсированном на пресс-конференции Мустафы Джамилева и Рефата Чубарова в августе, никто их участников акции, как выяснилось, ничего не знал. Через два часа после начала акция завершилась. Крымские татары, участвовавшие в акции, говорили, что теперь их в Крым не пустят — дорога домой для них закрыта.