9 C
Астана
25 апреля, 2024
Image default

Девять миллионов за свободу слова

В Бостандыкском суде Алматы состоялось судебное заседание по иску Гульжан Ергалиевой...

Девять миллионов за свободу слова

Автор: Сер­гей ДУВАНОВ
08.10.2015
В Бостан­дык­ском суде Алма­ты состо­я­лось судеб­ное засе­да­ние по иску Гуль­жан Ерга­ли­е­вой к Кар­лы­гаш Жаки­я­но­вой, в кото­ром истец тре­бу­ет вер­нуть ей мил­ли­он дол­ла­ров, кото­рый она полу­чи­ла после про­да­жи газе­ты «Сво­бо­да сло­ва» и пере­да­ла быв­шей сво­ей подруге.

Если откро­вен­но, то мне очень непри­ят­но, что этот лич­ност­ный сугу­бо хозяй­ствен­ный кон­фликт меж­ду людь­ми из казах­стан­ской демо­кра­ти­че­ской сре­ды стал пуб­лич­ным. На мой взгляд, это­го ни в коем слу­чае нель­зя было делать и уж тем более дово­дить до суда. Судить­ся по пово­ду мил­ли­о­на полу­чен­но­го за про­да­жу «сво­бо­ды сло­ва» — это уж слиш­ком нега­тив­но-сим­во­лич­но. Пой­ти на это мог толь­ко абсо­лют­но не про­счи­ты­ва­ю­щий ими­д­же­вые поте­ри чело­век. Боюсь, что дан­ный скан­дал может нега­тив­но повли­ять на отно­ше­ние казах­стан­ско­го обще­ства как к его непо­сред­ствен­ным фигу­ран­там, так и ко всей оппо­зи­ции, частью кото­рой они являются.

Я при­сут­ство­вал на этом судеб­ном засе­да­нии, что­бы из пер­вых рук понять, что же слу­чи­лось, что Гуль­жан Ерга­ли­е­ва ста­ла судить­ся со сво­ей подру­гой Кар­лы­гаш Жаки­я­но­вой, а заод­но и объ­яви­ла вой­ну сво­е­му сорат­ни­ку по оппо­зи­ции Галым­жа­ну Жакиянову.

Не буду пере­ска­зы­вать все­го, что было в суде — не суть важ­но. Важ­но, что лич­но я вынес из это­го. При­чем пока со слов самой Гуль­жан и адво­ка­та, пред­став­ля­ю­ще­го инте­ре­сы Кар­лы­гаш Жакияновой.

Пер­вое и самое важ­ное — ответ­чи­ки не отка­зы­ва­ют­ся вер­нуть Ерга­ли­е­вой мил­ли­он. Как люди поря­доч­ные они не толь­ко при­зна­ют факт полу­че­ния денег от Ерга­ли­е­вой, но и гаран­ти­ру­ют их воз­врат, как толь­ко смо­гут про­дать свой биз­нес, в кото­рый, со слов Гуль­жан, она вло­жи­ла свои деньги.

Вто­рой важ­ный момент — денег этих у Ерга­ли­е­вой Жаки­я­но­вы не зани­ма­ли. Если вна­ча­ле истец утвер­ждал, что это был долг, то сего­дня Гуль­жан заяв­ля­ет, что реши­ла при­стро­ить мил­ли­он, кото­рый в то вре­мя у нее завис без дела, с тем, что­бы день­ги при­но­си­ли при­быль. То есть чело­век по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве вло­жил день­ги в биз­нес в надеж­де, что­бы их ста­ло больше.

Вызы­ва­ет недо­ве­рие пози­ция адво­ка­та ответ­чи­ка, кото­рый назы­ва­ет мил­ли­он Ерга­ли­е­вой в каче­стве спон­сор­ской бла­го­тво­ри­тель­ной помо­щи. Для людей в теме это выгля­дит смеш­но, одна­ко как мне объ­яс­ни­ли юри­сты, такой под­ход объ­яс­ня­ет­ся необ­хо­ди­мо­стью избе­жать юри­ди­че­ских про­блем, какие могут воз­ник­нуть у ответ­чи­ка, в слу­чае если будет при­зна­но, что он взял от ист­ца день­ги для бизнеса.

Пока труд­но разо­брать­ся в тон­ко­стях кон­флик­та, понять, кто здесь прав, а кто не очень. Но оче­вид­но одно — никто нико­го не кидал. Есть две чет­ко сфор­му­ли­ро­ван­ные пози­ции. С одной сто­ро­ны, «Вер­ни­те день­ги, ждать не могу». С дру­гой — «День­ги полу­чи­те сра­зу, как толь­ко будут реше­ны про­бле­мы того биз­не­са в кото­рый вы их вло­жи­ли». Я, конеч­но, пони­маю, что мил­ли­он дол­ла­ров это боль­шие день­ги, но, в дан­ной кон­крет­ной ситу­а­ции решать кон­фликт при помо­щи суда, а тем более пре­да­вать это оглас­ке нет ника­ких разум­ных при­чин. Все вполне мож­но решить путем пере­го­во­ров и нахож­де­ния компромиссов.

Сле­ду­ю­щая инте­рес­ная инфор­ма­ция, всплыв­шая на про­цес­се — это то, что газе­та «Сво­бо­ды сло­ва» была про­да­на за 9 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Это заявил пред­ста­ви­тель ответ­чи­ка. Ерга­ли­е­ва это кате­го­ри­че­ски отри­ца­ет. Одна­ко в про­цес­се спо­ра она под­твер­ди­ла, что полу­чи­ла за про­да­жу газе­ты 2,5 мил­ли­о­на дол­ла­ров, при этом уточ­нив, что име­ла 25% акций этой газе­ты. Но если акци­о­нер, име­ю­щий 25% акций, полу­чил 2,5 мил­ли­о­на, то понят­но, что общая сум­ма, полу­чен­ная все­ми вла­дель­ца­ми газе­ты, долж­на соста­вить 10 мил­ли­о­нов. То, что фигу­ри­ру­ет 9 мил­ли­о­нов, воз­мож­но свя­за­но с тем, что один мил­ли­он мог «застрять» меж­ду теми, кто был посред­ни­ком этой сделки.

Кто эти люди, кото­рые поде­ли­ли ука­зан­ные день­ги, отдель­ный вопрос, и к нему мы еще вер­нем­ся. Меня здесь боль­ше впе­чат­ли­ло дру­гое — что «сво­бо­да сло­ва» в Казах­стане доста­точ­но высо­ко ценит­ся и что есть люди, кото­рые ради обла­да­ния рей­тин­го­вым оппо­зи­ци­он­ным изда­ни­ем гото­вы выло­жить такие день­ги. К сло­ву ска­зать, люди эти весь­ма неда­ле­кие, пото­му что, по сути, выбро­си­ли день­ги на ветер: газе­та, поте­ряв ста­рую коман­ду и преж­ний кон­тент «умер­ла» уже через две неде­ли и сего­дня вряд ли пред­став­ля­ет из себя какую-либо ценность.

Оце­ни­вая дан­ный кон­фликт со сто­ро­ны, при­хо­жу к мне­нию, что пере­вод его в пуб­лич­ную сфе­ру абсо­лют­но не оправ­дан и ско­рее вызван не совсем адек­ват­ным пове­де­ни­ем ист­ца, кото­рый устро­ил исте­ри­ку на пустом месте, возо­мнив себя обма­ну­тым. Зав­тра, когда ей вер­нут день­ги ответ­чик, несмот­ря ни на что обя­зу­ет­ся это сде­лать), ей будет слож­но оправ­дать те ими­д­же­вые поте­ри, кото­рые она понес­ла из-за сво­ей неспо­соб­но­сти понять, что парт­не­ры по биз­не­су долж­ны нести соли­дар­ную ответ­ствен­ность в форс-мажор­ных ситуациях.

Не исклю­ча­ет­ся еще один вари­ант объ­яс­не­ния столь непро­ду­ман­ных дей­ствий ист­ца, устро­ив­ше­го скан­дал, дис­кре­ди­ти­ру­ю­щий казах­стан­скую оппо­зи­цию, тра­ди­ци­он­ный для таких слу­ча­ев (когда фигу­ран­та­ми судеб­ных про­цес­сов высту­па­ют оппо­зи­ци­о­не­ры), — это «под­сказ­ка» из Акор­ды или кого-то из вли­я­тель­ных игро­ков боль­шой казах­стан­ской поли­ти­ки. Пока о ней нет раз­го­во­ра, но она не исклю­ча­ет­ся. Я вполне допус­каю. что в ходе про­цес­са, эта состав­ля­ю­щая может обо­зна­чить­ся и даже стать доминирующей.

Будем наблю­дать за раз­ви­ти­ем событий.

архивные статьи по теме

Про чемодан без ручки и абмиции Дариги

На газовом рынке РФ становится тесно

Марченко: Россию ждет банкротство