Накануне подписания Евразийского союза активизировалась борьба мнений между сторонниками объединения и противниками. Первые убеждают общество в том, что речь идет только об экономическом союзе, тогда как оппоненты ЕАЭС говорят о частичной потере независимости. Так экономический это будет союз или все-таки политический?
Этот вопрос мы адресовали экспертам. Общий вывод: при всем желании видеть в ЕАЭС только экономическую составляющую, политические «уши» скрыть не получается. Но судите сами.
Казбек Бейсебаев, имеющий опыт работы дипломата, а сейчас активно осваивающий основы гражданской журналистики, считает: — И те, и другие правы. Потому что начинается с экономики, а заканчивается политикой. Тем более что с таким утверждением мы давно знакомы и знаем.
Как человек из бизнес-среды, Айдархан Кусаинов, генеральный директор компании Almagest, на этот вопрос ответил однозначно: «Конечно экономический!» Однако после уточняющего вопроса: «А нет рисков, что он может все-таки перерасти в политический?» — был уже не столь категоричен: — Риски, что может стать политическим, всегда есть… Однако текущий формат не предусматривает политического союза. Остальное — от лукавого. Однако, безусловно, страны со сформированным экономическим союзом ближе к созданию политического союза, чем страны без экономического взаимодействия. Но экономических союзов, не ставших и не являющихся политическими, в мире десятки.А из союзов, переросших в политические, пожалуй, только ЕС.
Политолог Дастан Кадыржанов давно отслеживает тему ЕАЭС, и его ответ оказался самым развернутым. Он даже напомнил нам, как все начиналось: — Еще 1 января 2011 года в своей статье в газете «Известия» Владимир Путин абсолютно открыто разъяснил цели и последовательность реализации проекта евразийской интеграции на всех уровнях — от взаимных преференций и общего в рынка в рамках СНГ до создания политического интеграционного проекта под названием «Евразийский союз».
Политолог приводит цитаты из этой статьи: «Тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе — это веление времени», поэтому после ряда шагов по созданию интеграции экономической «мы ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу».
- То есть сквозь весь текст статьи проходит линия сравнения евразийского проекта с европейским. А как мы знаем, уровень интеграции в Евросоюзе таков, что можно практически утверждать — Европейский союз это новая страна, пока объединенная на конфедеративном принципе, но дальнейшее сближение ее участников не отрицает и будущего федеративного устройства Европы.
Он напоминает также слова Владимира Путина, который говорит о том, что «евразийцы» стремятся пройти европейский путь, на который они потратили 40 лет, за гораздо меньший срок. То есть линия развития интеграции — от участников через конфедерацию к федерации — видна, по мнению Дастана Каыржанова, достаточно прозрачно.
- В своем выступлении на портале Zonakz я говорил о том, что президент России откровенен со своим народом, мы же получаем от нашего руководство постоянно манкирование понятием суверенитета, словно мы недостойны такой степени откровения, исходящей от нашего президента. Тем не менее все сомнения в истинных целях интеграции окончательно были развеяны президентом Назарбаевым в его лекции в МГУ, где он не только говорит о целях высокого уровня интеграции, но даже ставит перед Евразийским союзом политическую цель.
Эта цель, говорит политолог, сформулирована в традиционном для Назарбаева духе — новая конфедерация должна войти в ведущую тройку мировых интеграционных объединений. Достаточно, по его словам, подробно изучить эту лекцию, чтобы все вопросы отпали. Она полностью опубликована и есть в интернете.
- Еще раз могу высказать обиду на то, что президент обратился не к нам, народу Казахстана, а сделал это в зарубежной аудитории, говорит в заключении Дастан Каыржанов. — Я не могу объяснить, почему у нас не понимают очевидного, — причины такой позиции некоторых людей мне абсолютно не ясны. Пусть это будет их проблемой понимания происходящего».
Коллега г‑на Кадыржанова, политолог Берик Абдыгалиев в свою очередь заметил, что союз получится «два в одном»: — Это политизированный «экономический союз». Последние события вокруг Украины резко политизировали процесс создания ЕАЭС. По его мнению, сегодня на наших глазах очередной раз меняется геополитический ландшафт, но на этот раз он переходит в активную фазу.
- Экономические и политические санкции мировых держав в отношении России затронут и его ближайших экономических и политических партнеров, какими являются Казахстан и Белоруссия. Изоляция России вынудит его активизировать свое присутствие в странах ШОС и ОДКБ. Все это сужает внешнеполитическую маневренность Казахстана и усилит зависимость от России. Можем ли мы что-то изменить? — Вряд ли. Процесс как никогда происходит очень быстро. Это вызывает законную обеспокоенность — не потянет ли Россия за собой и Казахстан в пучину экономических и, как последствия, политических потрясений. Чему свидетельствует недавняя история с девальвацией рубля и тенге». Поэтому стратегия «Дружба дружбой, а табачок врозь», как никогда актуальна, — считает Берик Абдыгалиев.
Источник: НАКАНУНЕ.kz